астанию редких в поэзии Элиота интонаций, лирических и исповедальных, противоречащих им же провозглашенной "деперсонализации" поэтического акта. Эта насыщенность еще более впечатляет в "Четырех квартетах" (Four Quartets, 1943), поэтическом цикле, построенном по образцу Бетховена и передающем трагический опыт второй мировой войны. Гармония автобиографического повествования и философских размышлений о тяжком пути к нравственной истине в условиях, когда под вопросом будущее человека как носителя гуманности и культуры, достигнута за счет сложнейшей ассоциативной композиции, которая явилась завершением экспериментов в области драматургического стихотворного творчества, начатых "Убийством в соборе" (Murder in the Cathedral, 1935), философским моралите, ставящим острозлободневные этические проблемы, хотя действие происходит в XII в. Как драматург Элиот впоследствии предпочитал традицию комедии нравов, показывая в таких своих пьесах, как "Воссоединение семьи" (The Family Reunion, 1939) и "Вечеринка с коктейлями" (The Cocktail Party, 1950), выморочность существования без идеала и выношенного, нравственного кредо. Театральный успех имела лишь "Вечеринка с коктейлями", что не помешало пьесам Элиота оказать существенное влияние на англоязычный поэтический театр XX в. Стиховая система Элиота, характерная тяготением к многосложности метафор, высокой ясности поэтического языка, обилием мифологических и литературных (главным образом из английской поэзии барокко и классицизма) реминисценций, противостоит поэтике верлибра, оставаясь одним из высших обретений искусства поэзии в наше столетие. На русском языке вышел сборник поэм и стихотворений Элиота в переводе А. Сергеева (1971). А. Зверев Эллисон (Ellison), Ралф Уолдо (1.III.1914, Оклахома-Сити) - прозаик, эссеист. Отец писателя много читал, назвал сына в честь Ралфа Уолдо Эмерсона. Мать привила ему интерес к политике. Эллисон не избежал университетов негритянского подростка: продавал газеты, чистил ботинки, собирал порожние бутылки для подпольных самогонщиков, работал официантом, бродяжничал. Юность писателя прошла в Оклахома-Сити, одном из центров "культуры джаза". Он собирался стать музыкантом, но, по его словам, "жил книгами в той же мере, что и звуками музыки". Изучал музыку и историю культуры в негритянском университете Таскиги (1933-1936), где впоследствии получил ученую степень доктора гуманитарных наук. Затем переехал в Нью-Йорк, занялся литературой, сотрудничал в прогрессивном журнале "Нью мэссиз". Первый рассказ опубликовал в 1939 г. Во время войны служил коком на торговом судне. В 1958-1961 гг. преподавал американскую и русскую литературы в Бард-колледже (штат Нью-Йорк), читал лекции в крупнейших университетах США. Единственный роман писателя - "Человек-невидимка" (Invisible Man, 1952) - удостоен ряда литературных премий (в т.ч. и Нац. кн. пр.), признан одним из наиболее значительных произведений американской литературы XX в., выдержал 37 изданий, переведен на 15 языков, включен в обязательную программу всех литературных факультетов американских университетов. В 1965 г., отвечая на анкету журнала "Бук уик" о самой значительной книге послевоенной американской литературы, 200 американских писателей назвали роман Эллисона. За три с половиной десятилетия, прошедших с момента выхода романа, автору не раз приходилось говорить и писать о смысле "Человека-невидимки". Наиболее удачным представляется эссе "Ритуалы посвящения и власть" (Rituals of Initiation and Power, 1974). В нем автор говорит, что роман показывает ритуальные по своей сути, "классические" этапы "посвящения" в негры, традиционный путь становления негритянского сознания в Америке. Безымянный герой романа, добровольно избравший местом обитания мрачное подземелье, рассказывает историю своей жизни, выстраивая события в неумолимую последовательность заблуждений и прозрений. Выросший на Юге юноша-негр приезжает в Нью-Йорк в надежде "пробиться". Первое его "открытие" - рекомендательные письма директора школы, которые на деле закрывают ему дорогу к интеллектуальному труду. Следующий удар судьбы - неудачная попытка стать рабочим: его принимают за штрейкбрехера, он становится жертвой несчастного случая, попадает в больницу и в результате электротерапии частично теряет память. Последняя попытка героя найти свое место в жизни приводит его в ряды некоего Братства, якобы борющегося за освобождение угнетенных. Вскоре герой разочаровывается в его политике и вдобавок становится объектом преследований негритянской националистической организации. Ни белые, ни черные, ни радикалы, ни консерваторы не хотят признать в нем личность, и потому, очутившись в нью-йоркской клоаке, он решает отказаться от попыток найти себя в рамках существующей социальной действительности, делается "невидимкой". Подлинная свобода героя, по мысли автора, состоит в осознании им ложности социальных и идейных стереотипов, превращающих "сыновей страны" в таких "невидимок" или ослепленных расизмом безумцев, которые не ведают, что творят. Пройдя через все круги ада человеческой взаимоотчужденности, физического и духовного страдания, Невидимка Эллисона хочет не просто уцелеть в абсурдном мире, но воплотить выстраданный индивидуальный опыт в воспоминаниях, которые и есть его "действие", его послание тем, кто еще не сумел прозреть. Эллисон называет литературу "исследованием по сравнительной человечности", он видит задачу писателя в преодолении субъективности опыта, в утверждении "нашей общей человечности". Роман "Человек-невидимка" явился его собственной попыткой "выйти из тесного убежища расы и попробовать свои силы в широком мире искусства". В силу философско-эстетических взглядов автора роман приобрел черты экзистенциалистского трактата - конкретная судьба безымянного героя романа переосмысляется автором как универсальная обреченность личности в рамках заданных условий человеческого существования. Свобода, по Эллисону, сводится к свободе воображения переосмыслять видимую, но "ложную" действительность, превращая ее в действительность надреальную, "подлинную". Эта концепция прочитывается уже в самом названии романа. В этих чертах эстетики модернизма проявилась иллюзорная вера автора в возможность приобщения к человечеству лишь посредством работы духа, воображения. Мировоззрение Эллисона, его взгляды на литературу, толкование образа "невидимки", понимание современной истории и мифологии отражены в книге эссе "Тень и действие" (Shadow and Act, 1964). Говоря об испытанных им литературных влияниях, Эллисон называет имена в следующем порядке: А. Мальро, Ф. М. Достоевский, Г. Мелвилл, У. Фолкнер. С 1960 г. в периодике публиковались отрывки из "романа в работе". В 1967 г. 300 страниц из этой книги сгорело, в немногочисленных интервью писатель уклоняется от разговора о ней. В 1986 г. вышел сборник публицистических произведений писателя, большинство из которых были ранее опубликованы, - "На пути к территории" (Going to the Territory). В 1986 г. сборник "малой прозы" Эллисона вышел на русском языке. Т. Ротенберг Эмерсон (Emerson), Ралф Уолдо (25.V.1803, Бостон, Массачусетс - 27.IV.1882, Конкорд, там же) - эссеист, поэт, мыслитель, основоположник американского трансцендентализма. Потомок первых поселенцев Конкорда. Отец был унитарианским пастором. После его смерти семья долго бедствовала, но Эмерсону все же удалось окончить Гарвард (1821), где он получил теологическое образование. По окончании университета принял духовный сан, проповедовал в унитарианской церкви Бостона. В 1832 г. оставил кафедру, не сумев примирить разум с верой в христианские догматы. Бунт против церкви кончился его переходом на позиции "естественной религии". В том же году предпринял первое путешествие в Европу, встречался с У. Вордсвортом, С. Т. Колриджем, Т. Карлейлем. В лице последнего Эмерсон нашел друга и единомышленника, переписку с которым продолжал всю жизнь. Вернувшись в Америку, поселился в Конкорде и посвятил себя лекторской и писательской деятельности. В 1842-1844 гг. редактировал журнал трансценденталистов "Дайел". Выступал перед самой разной аудиторией. Способность увлекать слушателей, заражать их своим энтузиазмом, поднимать над прозой будней создала ему славу непревзойденного лектора, но главной причиной популярности была смелость, с которой он во времена конформизма призвал к самостоятельности мысли и моральному обновлению нации. Самые известные речи - "Американский ученый" (The American Scholar, 1837) и "Обращение к студентам теологического колледжа" (Divinity School Address, 1838) - вызвали бурю восторга и негодования. Молодежь восприняла слова Эмерсона как призыв к духовной независимости Америки, а кеейбриджские теологи усмотрели в его второй речи опасный пантеизм, подрыв основ унитарианской ортодоксии, и двери Гарварда закрылись перед Эмерсоном на целых 30 лет. Идеи трансцендентальной философии, изложенные им впервые в трактате "Природа" (Nature, 1836), он продолжал развивать в речах и лекциях "О литературной морали" (Literary Ethics, 1838), "Реформатор" (Man the Reformer, 1841), "Трансценденталист" (The Transcendentalist, 1842), "Молодой американец" (The Young American, 1844) и эссе (Essays, 1841, 1844). В эти сборники вошли 20 философско-этических "опытов", в числе которых "Доверие к себе" (Self-Reliance), "Сверхдуша" (The Over-Soul), "Возмещение" (Compensation), "Любовь" (Love), "Дружба" (Friendship), "Героизм" (Heroism). Вскоре вышел и томик философской лирики Эмерсона (Poems, 1847). Второй сборник - "Майский день и другие стихотворения" (May-Day and Other Pieces) - увидел свет в 1867 г. Здание трансцендентализма было возведено, оставалось лишь выложить свод. Этим занялись ученики и друзья по трансцендентальному клубу: Г. Д. Topo, M. Фуллер, Т. Паркер. В 1847 г. Эмерсон вновь отправился в Европу. В Англии он прочел цикл лекций о Платоне, Э. Сведенборге, Монтене, Шекспире, Гете и Наполеоне. На их основе возникла книга "Представители человечества" (Representative Men, 1850), построенная по принципу сочинения Карлейля "О героях, культе героев и героическом в истории", но отличавшаяся от него демократическим духом. Очерки о национальном характере, литературе, институтах "Старой Родины" составили сборник "Английские черты" (English Traits, 1856). Книга написана пером проницательного и благосклонного наблюдателя, верившего, подобно Карлейлю, в историческую миссию англосаксов. Перед самой Гражданской войной была опубликована новая книга эссе - "Путь жизни" (The Conduct of Life, 1860), а через 10 лет Эмерсон издал еще один сборник, "Общество и одиночество" (Society and Solitude). Лекции и эссе последних лет вошли в сборник "Литература и общественная жизнь" (Letters and Social Aims, 1876). Трансцендентализм Эмерсона - сплав идей, заимствованных из различных течений идеалистической мысли. Платоновская метафизика и теория совершенствования, учение о мировой душе, всеединстве мира, теория познания Ф. Г. Якоби в интерпретации Колриджа, натурфилософия Ф. В. Шеллинга, мистицизм Я. Беме и Сведенборга, христианская этика, пафос социального обличения Карлейля, его учение о возрождении пути, просветительский оптимизм, унаследованный унитарианством, органически сплелись в мировоззрении Эмерсона. Его романтическая утопия имела общие черты с этическими доктринами Платона, Канта, Карлейля, но американская действительность 1830-1840-х гг. придала ей определенное национальное своеобразие. Философские построения Эмерсона опирались на присущую его мировоззрению дихотомию. Он рассматривал мир в рамках парных соподчиненных категорий: Рассудок, Фантазия, Талант, Время, Благоразумие, Целесообразность относились к сфере земной, чувственной; им соответствовали благородные двойники: Разум или Интуиция, Воображение, Гений, Вечность, Мудрость, Высший Закон. Все, соотносимое с категориями второго порядка, наделялось безусловной нравственностью и эстетической ценностью. Чтобы подняться из мира целесообразности, благоразумия, конформизма к звездным высотам героизма и мудрости (которую обыденное сознание считает в лучшем случае безумием), нужно идти непроторенными путями, преодолевая робость мысли и чувства, вырабатывать собственный взгляд на вещи, поступать так, как диктует совесть, повинуясь инстинктивным движениям души. Таков категорический императив Эмерсона, его учение о доверии к себе, которое должно "совершить революцию в государственных и человеческих отношениях: в религии, образовании, образе жизни, форме собственности и мировоззрении". Доктрина "героического индивидуализма" Эмерсона носила гуманистический и демократический характер. Разрабатывая ее, он не только утверждал ценность личности, но развивал идею сопричастности человека миру, единства "каждого и всех". По сути дела, в эссе "Доверие к себе" Эмерсон признал необходимость гражданского неповиновения властям в его начальной, пассивной форме - "неучастия в зле". Начиная с 1844 г. активно поддерживал аболиционистов, выступал с антирабовладельческими речами. Доверие к себе, любовь, жизнь в гармонии с природой, физический труд, опрощение составляли пять принципов эмерсоновской моральной утопии. В Новом завете и священных книгах Востока он находил подтверждение своим мыслям о том, что бедность и простая жизнь целительны для души. Эту грань его утопии воплотили в жизни Торо и Б. Олкотт, колонисты Брук-Фарм и Фрутлендс, бросившие вызов экономическим тенденциям времени. Подобно итальянскому неоплатонику М. Фичино, Эмерсон сочетал теорию эротического пути познания Платона с христианской доктриной совершенствования посредством любви. Жизненный путь человека он представлял как восхождение по лестнице, соединяющей землю с небом: от чувственной любви - через "одухотворение плоти" (интеллектуальную дружбу) - к любви к богу и человечеству. Пантеист и мистик, он еще в "Природе" определил отношения человека со "сверхдушой", эманацией которой, согласно Эмерсону, является окружающий мир. Уметь чувствовать и видеть красоту природы, ощущать родство с ней - идеал духовно богатой личности. По теории соответствия, которую он разработал под влиянием Сведенборга и Сэмпсона Рида, все явления природы суть символы, или эмблемы, явлений высшего порядка, поскольку между чувственным и духовным мирами существует аналогия. Задачу расшифровать эти символы Эмерсон возлагал на художника, который, полагал он, способен интуитивно постичь истину, проникнуть в сущность явлений и, преобразив природу в своих творениях, выявить скрытый в ней нравственный смысл. В том, что такой смысл заложен во всем сущем изначально, он нисколько не сомневался. Телеологический взгляд на историю, убеждение в том, что человечество в своем развитии стремится к достижению моральных целей, предустановленных творцом, что все в мире приводится в движение нравственным законом, питали эмерсоновский оптимизм. Страстный поборник "идеальной демократии", Эмерсон был жестоким критиком политических нравов и моральных принципов буржуазной Америки. "Когда я говорю о демократическом начале, - писал он в своем дневнике, - я имею в виду не исчадие ада, самонадеянное и крикливое, которое выпускает лживые газеты, витийствует на партийных сборищах и торгует своими измышлениями, получая за них золото, а тот дух любовной заботы об общем благе, имя которого оно присвоило. Нынешняя "демократия" не имеет ничего общего с подлинно демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель". Но Эмерсон не только критиковал американскую демократию, он отмечал ее историческую обусловленность, ее соответствие - на определенном этапе развития - потребностям национальной жизни. В истории литературы Эмерсон занимает особенное место. Его статьи и речи дали мощный импульс развитию американской культурной мысли и не утратили своего значения в XX в. К Эмерсону в поисках этического идеала обращался Л. Н. Толстой. Он называл его "самым глубоким" из "религиозно-философских поэтов и писателей" Америки 1840-1850-х гг. Ему были близки эмерсоновские идеалы опрощения, физического труда, жизни на природе, любви, его убежденность в том, что с помощью большего "доверия к себе" можно совершить духовную революцию в обществе. Э. Осипова Эппел (Appel), Бенджамин (13.IX.1907, Нью-Йорк - 3.IV.1979, Рузвельт, Нью-Джерси) - прозаик. Родился в состоятельной семье выходцев из Польши. Окончил Лафайет-колледж (1929), в молодости переменил немало профессий: был банковским клерком, фабричным рабочим, фермером, лесорубом. Свободное время отдавал литературной работе, стремясь высказать "все, что узнал о преступности, бедности, политике". Несправедливо обойденный вниманием американской критики, Эппел - автор более полутора десятков социальных романов; он умеет построить острый, нередко криминальный сюжет и обрисовать рельефные характеры. Дебютировал в рядах левого литературного движения 30-х гг. Его романы "Смышленый парень" (Brain Guy, 1934), "Обитель власть имущих" (The Powerhouse, 1939), "Темное пятно" (The Dark Stain, 1943) образуют трилогию, воссоздающую историю одаренного молодого человека, выпускника колледжа, поддавшегося развращающему влиянию преступной среды и примкнувшего к профашистской группе. Оригинальным опытом в области документалистики стала книга Эппела "Люди говорят" (The People Talk, 1940): пропутешествовав тысячи миль по Америке, писатель фиксирует размышления простых людей в разных концах страны, которые делятся с ним своими заботами, надеждами и тревогами. Эппел во многом предварил художественную методологию, позднее использованную С. Теркелом и другими документалистами. Одним из первых Эппел отозвался на начинающуюся "холодную войну" романом "Еще не убит" (But Not Yet Slain, 1947), где показан уход со сцены политических деятелей рузвельтовского "нового курса" и выдвижение людей иной формации - своекорыстных и циничных. Одно из главных произведений Эппела послевоенной поры - роман "Крепость среди рисовых полей" (Fortress in the Rice, 1951, рус. пер. 1960) - богатое, многокрасочное полотно национально-освободительной борьбы на Филиппинах в годы второй мировой войны. Японская оккупация, партизанское движение крестьян, сливающееся с борьбой за землю, коллаборационизм местных латифундистов-таков социально-исторический фон романа. Тема его повести "Большой человек, ловкий человек" (A Big Man, A Fast Man, 1961, рус. пер. 1984) - разложение оппортунистической верхушки американских профсоюзов, распад личности в глубоко аморальной среде. Эппелу принадлежат также книги для детей и несколько томов публицистики. Б. Гиленсон АВТОРЫ СТАТЕЙ  Алякринский О. (Р. Джефферс, Дж. Ирвинг, Г. Корсо, X. Крейн, Э. Лоуэлл, Г. Немеров, У. X. Оден, Л. Симпсон, П. Теру, Р. Хейден, Дж. Чиарди, К. Дж. Шапиро) Анастасьев Н. (Томас Вулф, Дж. Б. Кэбелл, X. Ли, Т. Н. Пейдж, Р. П. Уоррен, Ю. Уэлпги, У. Фолкнер, Дж. Хеллер) Анджапаридзе Г. (Д. Хемметт, Р. Чандлер) Аникст А. (Ю. О'Нил, Л. Хеллман) Апенко Е. (К. М. Седжвик, Л. Сигурни, Б. Тейлор, Ф. Хэллек, Л. М. Чайлд) Беккер М. (С. Браун, Ф. Уитли, Ч. Чеснет) Бернацкая В. (Дж. Болдуин, М. Маккарти, Г. Стайн) Богословский В. (Дж. Лондон, Э. Синклер, Б. Таркингтон, Д. Г. Филлипс, Р. Херрик) Ващенко А. (Р. Анайя, Р. М. Берд, Дж. Гершсгаймер, Ф. М. Кроуфорд, Э. Маркэм, X. Миллер, Н. С. Момадэй, Дж. Дж. Мэтъюз, А. Сакстон, Г. Тимрод, А. Уорд, Э. Эгглстон) Бенедиктова Т. (Л. Ф. Баум, А. Гинсберг, Ч. Олсон, К. Пэтчен, А. Тейт, У. Уитмен, Л. Ферлингетти, Д. Шварц) Гиленсон Б. (П. Бак, Э. Беллами, А. Бесси, Ф. Боноски, Р. Борн, П. Л. Данбар, Ф. Деля, Л. Джонс, Дж. У. Джонсон, Ф. Дуглас, У. Э. Б. Дюбуа, Дж. О. Килленс, Дж. Конрой, Г. Лампкин, М. Лесюэр, У. Лоуэнфелс, К. Маккей, Г.Миллер, Дж. Норт, Э.О'Коннор, Д.Паркер, Э. Пул, Дж. Рид, А. Смедли, Л. Стеффенс, И. Стоун, Д. Трамбо, X. Тробел, Дж. Фаррелл, Г. Фаст, Э. Хемингуэй, Дж. Хербст, У. Д. Хоуэллс, Б. Эппел) Гопман В. (А. Азимов, У. Ле Гуин, К. Саймак, Р. Шекли) Денисова Т. (Дж. Апдайк, С. Беллоу, У. Берроуз, А. Мальц, Дж. Ф. Маркэнд, Т. Пинчон, К. Э. Портер) Долинин А. (М. Андерсон, Дж. Н. Баркер, Ф. Барри, Дж. Г. Бокер, О. Дали, Т. Дуайт, С. Кингсли, Дж. Г. Лоусон, К. Одетс, С. Съюолл, О. Томас, М. Уигглсворт, Р. Хилдрет, О. У. Холмс, Ф. Хопкинсон, Э. Шелдон) Засурский Я. (Дж. Дос Пассос, Т. Драйзер) Зверев А. (Д. Бартельм, А. Бирс, Дж.П. Донливи, Э.Э. Каммингс, Р. Карвер, К. Кизи, В. Линдсей, Р. Лоуэлл, Э. Л. Мастерс, М. Мур, У. В. Мууди, Э. Паунд, У. Перси, С. Плат, Э. Раис, Э.А. Робинсон, Ф. Рот, У. Сароян, M. Твен, Р. Уилбер, У. К. Уильямс, Ф. С. Фицджеральд, Р. Фрост, Дж. Хоукс, И. Шоу, Т. С. Элиот) Здоровов Ю. (Э. С.-В. Миллэй, У. Дж. Смит) Злобин Г. (К. Воннегут, Дж. Гарднер, Р. Кэнтуэлл, Л. Лоренс, Т. Макграт, А. Миллер, М. Митчелл, Э. Олби, Э. А. По, Р. Прайс, П. Смит, У. Стайрон, Б. Стейвис, Дж. Стейнбек, Т. Уайлдер) Киреева И. (А. Р. Вильямс, Дж. Хилл) Ковалев Ю. (У. К. Брайент, Н. Готорн, С. Г. Гудрич, В. Ирвинг, М. Каули, Дж. Р. Лоуэлл, Г. Мелвилл, К. Мэтъюз, Н. П. Уиллис, Дж. Г. Уиттьер, Дж. Чивер) Конева Н. (Р. Крайтон, Э. Турже) Коренева М. (Г. Б. Адамс, С. Н. Берман, У. Брэдфорд, Д. Левертов, Т. Мортон, Э. Тейлор, Р. Уильямс, Т. Уильямс, Дж. Уинтроп, Л. Хэнсберри, Дж. Эдвардс) Лазарева Е. (Дж. П. Кеннеди, Дж. Нил, Дж. К. Полдинг) Левидова И. (Э. Дикинсон, К. Маккалерс, О. Генри, Л. Хьюз) Метлина О. (У. Фрэнк) Морозова Т. (Т. Джеймс, Дж. Керуак, Р. Райт, М. Фуллер) Мотылева Т. (С. Льюс) Мулярчик А. (Г. Видал, Дж. Джонс, Э. Л. Доктороу, Б. Маламуд, Н. Мейлер, Р. Моррис, В. Набоков, Л. Окинклосс, Дж.К. Оутс, Дж. О'Хара, Э. Тайлер, Н. Уэст, А. Хеши, Дж. Херси, Р. Шервуд) Муравьев В. (Дж. Барт, Дж. Берримен, К. Рексрот, Т. Ретке) Нестерова Е. (О. Нэш, Э. Уортон, К. Эйкен) Николюкин А. (Дж. Барло, Ч. Б. Браун, X. Г. Брэкенридж, М. Г. Ж. де Кревекер, Дж. Ф. Купер, Г. У. Лонгфелло, Т. Пейн, Дж. Теннер, Б. Франклин, Ф. Френо, У. Э. Чаннинг, X. Элджер) Олейник В. (С. Адамс, А. Брэдстрит, И. Мэзер, К. Мэзер, С. К. Найт, Дж. Смит) Оленева В. (X. Гарленд, Ф. Б. Гарт, С. О. Джуитт, О. Б. Лонгстрит, Т.Е. Торп, Дж. Тэрбер) Осипова Э. (У. Л. Гаррисон, У. Мотли, А. Б. Олкотт, Г. Д. Торо, У. Филлипс, Р. У. Эмерсон) Осовский О. (Г. Бук, Дж. Г. Коззенс, Т. Моррисон, М. Пьюзо) Попов И. (C.B. Бене, А. Маклиш, К. Сэндберг) Прияткин Д. (Л. Бромфилд, Г. Брукс, Р. Джаррелл, Л. М. Олкотт, Т. Паркер, Дж.К. Рэнсом, У. Стивенс, Ж. Таггард) Романова Е. (Р. Брэдбери, М. Гола, Э. Колдуэлл) Ротенберг Т. (Том Вулф, И.Б.Зингер, Н. Олгрен, А. Тарбелл, М. Уилсон, Р. У. Эллисон) Савуренок А. (У. Кэзер) Самохвалов Н. (С. Джадд, Дж. Липпард, Ф. Норрис, С. Смит, X. Фредерик, Г. Б. Фуллер) Сенкевич Т. (А. Бонтан, К. Каллен) Серов A. (М. Харрис) Старцев А. (Дж. У. Дефорест) Стеценко Е. (Э. Р. Берроуз, Ш. Э. Грау, У. Индж, Т. Капоте) Таек С. (М. Коннелли, С. Кьюниц) Толмачев В. (Ш. Андерсон, В. В. Брукс, Г. Л. Менкен, В. Л. Паррингтон, Дж. Сантаяна, Л. Триллинг, Э. Уилсон) Трусова В. (Р. X. Дэвис) Тугушева М. (Г. Бичер-Стоу, Р. Ларднер, Ф. О'Коннор, Дж.Д. Сэлинджер, Э. Уокер) Шемякин А. (Дж. Вулмен, У. Данлэп, Р. Тайлер, Дж. Трамбулл) Яценко В. (Э. Глазгоу, У. А. Карузерс, Дж. В. Кейбл, С. Крейн, Д. Крокетт, Дж. И. Кук, С. Лэнир, П. В. Нэсби, Т. Б. Олдрич, У. Г. Симмс, Т. С. Стриблинг, Дж. Ч. Харрис, Э. У. Хоу, Т. X. Чиверс)