---------------------------------------------------------------
 © Copyright Михаил Войтенко
 WWW: http://www.linkrusfareast.net/lighthouse/
 Email: vmd@linkrusfareast.net
---------------------------------------------------------------

     Итак,  про  наше путешествие. Для начала неплохо-бы обьяснить, зачем мы
вообще мотаемся по граничащим с Таиландом странам. Оно конечно интересно, но
если  раз  в три месяца, и хочешь  не хочешь, то уже не так интересно. Ответ
прост -- визу надо продлять, до тех пор, пока не вышибешь себе рабочую. Имея
туристическую,  имеешь и  необходимость  раз в  три  месяца  отправляться  в
путешествие.  Можно, наверное, сделать так, чтобы продлять визу на месте,  в
Таиланде, но тем самым наносится серьезный удар  по экономике  как Таиланда,
так  и  граничных   стран.  Массы  трудящихся,  от   владельцев  отелей   до
транспортных компаний, наживаются на  любителях  пожить в Таиланде. Вообще с
граничащими странами заключено нечто  вроде соглашения,  на предмет времени,
требуемого для получения визы. Визу можно вляпать в паспорт за пару часов --
убедившись по  компьютеру, что за  претендентом на  визу не  тянется никакой
хвост и он не в Интерпол розыске. Однако-ж  на это уходит двое-трое суток --
и если меньше, приграничные страны могут  обьявить Таиланду войну. В течении
этих  2-3  суток претендент  на визу вынужден жить  в  приграничной  стране,
снимать номер, питаться и так далее. Хорошо всем. А нас никто не спрашивает.
     У меня родилось такое рацпредложение  -- ну, пусть тогда будет так -- я
захожу в  посольство  Малайзии  там  или  Лаоса,  в  Бангкоке, плачу  им  за
гостиницу и  даже еду,  еще чего-нибудь  сверх, и получаю требуемую визу. По
крайности, хоть время сэкономлю. Не надо ехать. Дают тебе лист со стоимостью
поездки, а  ты выбирай  отель и  вид транспорта, за  которые  надо  платить.
Представляю, что тогда будет -- в цене будут самые дешевые гостиницы, а одно
только название -- Хилтон  или Шангри-Ла  --  будет вызывать  содрогание, за
конурами стоимостью 3 цента в сутки, без воды, света и возможно крыши, будет
очередь,  и  все  будут   уверять  посольство,  что  они  терпеть  не  могут
кондиционированные  вагоны  и  автобусы,  и  страстно  любят  езду  в  таких
передвижных сарайчиках, по  цене немногим  дороже  велосипеда.  Но до  таких
высот  обслуживания  пытливая   азиатская   мысль  еще  не   добралась,  они
предпочитают  по  старинке  --  в  наш-то компьютерный  век, на  пороге 3-го
тысячетелетия! Т.е. я вынужден не только  платить за многочисленные сервисы,
но  и ими пользоваться. Итак, на этот  раз мы  решили поехать в  Лаос -- нам
пообещали, что  тамошних  иммиграционников можно  расслабить, разжалобить  и
получить  визу за  один  день, и кроме  того, цепь отелей, на  которую мы  в
Таиланде  работаем,  имеет в Вьентьяне, столице  лаосской родины, свой отель
Тай-Пан,  и жить  мы там будем  со скидкой.  И в конце-концов, почему-бы  не
побывать  в  Лаосе?!  Увязать  новизну   с  необходимостью  и   прибавить  к
воспоминаниям еще одно -- получение визы в девственных джунглях.
     Поехали в автобусе. Спальном  с кондиционером.  Спальный он  не больше,
чем  самолет  --  просто  кресло  можно  опустить,  есть  стюардесса,  пледы
укрываться,  и  даже  еда в коробочках.  Туалет, трясучий, как  некормленный
верблюд. Сама езда тоже смахивает на  беспосадочный перелет -- за  9 часов 2
остановки,  по 15  минут.  Я  курящий, т.е.  вынужден  наслаждаться здоровым
образом  жизни  и курить только  на  остановках. Мне почему-то  кажется, что
курящим всего мира давно пора  обьединиться и начать бороться за свои права.
Эта  борьба  с курением  уже дошла до  садизма. Я ведь не  прошу, чтобы  мне
разрешили курить прямо в салоне или где угодно еще, где это  может причинить
неудобство некурящим здоровякам. Но дырку какую-то можно сделать, в автобусе
или самолете или где угодно! Высунулся и кури, пусть хотя-бы раз в два часа!
И потом,  меня умиляют эти последователи здорового образа жизни.  99 из  100
некурящих ничем, действительно полезным для здоровья, не занимаются,  трещат
по  швам и лопаются по всем очертаниям своих уже  не тел,  а туш и тушек, от
неумеренного потребления  здоровой, вкусной  и экологически чистой еды -- но
искренне  полагают,  что никаких таких спортов не  надо, достаточно  бросить
курить и гневно протестовать против курящих. Т.е. борьба с нами, с курящими,
и стала для них спортом. Лично я убежденный, идеологический такой курильщик,
не бросаю и бросать не собираюсь и вообще  мне  некурящих жаль. И я  считаю,
что в курении далеко не только вред, отрава, рак и та самая  капля никотина,
что якобы убила  где-то лошадь. Убить может, и далеко  не только лошадь,  не
никотин,  а  борьба  с  ним.  Человечество лучше-б  с  таким  энтузиазмом  с
коммунизмом,  скажем,  боролось, или  с  иммиграционными властями...  Пользы
было-б куда больше. Пардон, отвлекся -- но сразу хочу предупредить, меня так
и будет заносить в  разные  стороны, по  мере продвижения вперед и получения
визы.
     Автобус мчал исключительно в темное время суток -- здесь  темнеет после
6-ти вечера, светает тоже после 6-ти, но уже утра -- причем из-за близости к
экватору  времена  года  на  время  рассвета-заката не  влияют.  Приехали  в
Нонг-Кай, конечную остановку на  северной границе Таиланда, около 6-ти утра.
Далее необходимо от автобусной остановки добираться  до остановки шаттлов --
такие  небольшие автобусы, довозящие вас до приграничного Моста Дружбы через
знаменитую  реку Меконг, потом через  сам  мост  до лаосского  погранпункта.
Добираться  приходится на тук-туке  --  знаменитом такси Юго-Восточной Азии,
такая тележка,  приделанная  к мопеду  или  велосипеду, но  с  моторчиком. В
тележке  есть  сиденья  и даже крыша, рессор  явно  нет. Почему-то считается
достопримечательностью.  Треск, пыль,  и необходимость торговаться. Это  мое
главное впечатление от тук-тука.
     Граница открывается в 8, т.е. 2 часа  необходимо провести на  остановке
этих самых шаттлов -- а это типичная деревня, даже туалет до боли родной  --
курятник из  дерева,  на свайках.  Хотя,  не в пример нашим,  намного чище и
почему-то без  запаха.  А,  ну да, и  еще  без надписей. К открытию  границы
набегает  куча  народу,  большей частью лаосцы,  челноки.  Лаос  не в пример
беднее  Таиланда,   только   недавно   немного   приостановил  строительство
коммунизма  --   ну  и   понятно,  что  массы   прут  в  соседнюю   насквозь
капиталистическую державу, чтобы хоть как-то прокормиться и одеться. Как нам
хорошо известно, коммунизм с едой  и одеждой хотя и связан,  но очень слабо,
почти  условно.  Опять  предупреждаю  --   я  принимал  активное  участие  в
строительстве  не то коммунизма, не то  социализма, а потому тема  для  меня
больная и  актуальная,  я вообще неравнодушен как к  ком-му,  так  и  к  его
активным  разносчикам,  от  бородатых  зачинщиков  до  мордатых  современных
последователей.  Ладно,  оставим,  на  время  ком-м  в  покое.  Очень  много
иностранцев --  т.е.  не  лаосцев, не  тайцев  и  не русских. В  основном  с
рюкзаками, одетыми, как наши горожане  во время выезда  на колхозные поля на
уборку  свеклы  или картошки. Прут за  экзотикой. Лаос открылся миру  совсем
недавно, и выяснилось, что в Лаосе -- девственные джунгли, деревни и племена
с первобытнообщинным строем и кое-что еще, о чем дальше. Забиваемся в шаттл,
едем  до  тайской  границы. Проверка  паспортов  на  предмет  выпинывания из
Таиланда.  Как обычно  -- в  одном  окошке сидит быстродействующий чиновник,
штампующий паспорта, как  станок с  программным управлением, а  в другом  --
такой ювелир-кустарь,  за малым не вручную рисующий эти самые штампы. Иногда
кое-что в паспорте рассматривает в лупу и вообще смотрит на тебя с искренним
сожалением --  что нельзя задержать, нет  у  тебя наркотиков (за которые тут
смертная казнь), оружия  или похищенной  5-ти тонной  статуи Будды,  и  даже
штрафовать не за что.  Такие чиновники обычно  помоложе и с кучей  наградных
планок.  Я так понял,  что им дают  награды за  время, потраченное на каждый
паспорт  --  чем его  больше,  тем больше награда. Мне  попался на этот  раз
такой, что  будь он у нас в СовСоюзе, ему бы светил орден ленина, не меньше.
Трудяга!
     Наконец, мне втиснули штампик, опять восхождение в автобус, пересекание
Меконга -- и долгожданная лаосская граница. Моя спутница, Наташа,  несколько
приободрилась,  увидев  лаосский  погранпункт  --  современно, чисто,  почти
цивилизованно.  Начала гадать, кто-же богаче -- Таиланд или Лаос. Я, памятуя
о недавнем лаосском  коммунистическом прошлом (кстати, не совсем прошлом  --
но  об  этом  дальше), тихо промолчал. Штампы  и прочее воткнули сразу и без
проволочек -- Лаосу нужна  валюта, не до иммиграционных выкрутасов. Вьездная
виза стоит 30 долларов,  а вот в  Малайзию вьехать ничего не стоит.  Но зато
при  вьезде  в Малайзию тебя с собаками обнюхивают насчет  наркоты, а  здесь
тебя  обнюхивают  только на один предмет  --  тяпнуть с тебя  лишний центик.
Высокооплачиваемый чиновник в Лаосе получает 10 долларов в месяц -- считайте
сами прикидывайте, как они живут и каков их настрой по отношению к туристам.
Выходим  за пределы  погранпункта,  такси и  тук-туки.  Машины  одна  старее
другой, счетчиков нет, везде торговля. Движение левостороннее.  Валюта имеет
свободное  хождение  ---в  основном  тайские  баты  и  американские доллары,
тамошняя валюта, некий "кип", тоже  имеет  курс,  но для его вычислений надо
таскать  с  собой  ноутбук.  Столько-то  тысяч  за  чего-то.  Поторговались,
взгромоздились в тук-тук  и поехали.  Примета социализма --  в Таиланде  или
Малайзии такси или тук-тук никогда никого не подсадят, если есть пассажир, а
здесь  не успокоятся,  пока не набьют тачку, как магазин автомата патронами.
До отказа. Едем во Вьентьян, до которого 20 с гаком  километров. Ужасно наши
дороги, аж слеза прошибла, после первых колдобин. Ужасно наше все -- мы ведь
с 75-го года  там  были,  братски помогали  и просто-напросто их  содержали.
Грузовики, всякая техника -- пока еще в основном наши, Камазы, Кразы, Мазы и
так далее. Легковые машины -- примета постсоветских времен -- в основном уже
не наши, хотя потрескивают то там, то сям Жигули и даже Москвичи, разных лет
и марок, так  что в каком-то смысле  можно было  изучать историю  советского
автомобилестроения. И сразу -- тоскливое чувство, желание сразу развернуться
и поехать обратно, настолько все скучно и  однообразно. Все кругом одинаково
нищие,  пыль,   грязь,  ухабы.  Коровы  шляются,  петухи,   остатки   всякой
сельхозтехники,  лачуги...  Приметы  нового времени  --  лавки,  с пестротой
товаров.   Переход  от   сельскохозяйственного  окружения  к  самой  столице
практически  незаметен,  те же коровы,  собаки и лачуги.  Небоскребов нет  и
высотных зданий тоже, и явно не  предвидится. Ощущение  -- какой-то  уездный
городок  времен недостроенного социализма. Непонятно, чем живущий, кстати --
в  Лаосе НЕТ  НИКАКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВООБЩЕ! Если не считать промышленностью
чиновников  -- они как-то  так  живут,  самоплодясь  и самоокупаясь.  Был-бы
чиновник, а взятки и поборы найдутся.
     Сразу  едем  в посольство  и выясняем, что в  один день визу сделать не
удастся, придется  наслаждаться  лаосской  экзотикой два  дня  и  две  ночи.
Наташа,   по   молодости  и  впечатленная  увиденным,  возрыдала  прямо   на
ступеньках, после того, как ее трогательную историю о необходимости покинуть
Лаос завтра, даже не стали слушать -- а она оттачивала все детали этой своей
истории  все последние сутки! Рыдала долго, на меня уже стали  этак нехорошо
поглядывать -- довел, мол, девчонку,  маньяк. После того, как слезы иссякли,
Наташа  встала, мы  уселись в какой-то  дребезжащий  лапоть  и отправились в
гостиницу, заплатив лаптю (водитель удивительно  походил  на свою машину) 50
бат (1  доллар  = 38 бат).  Выяснилось позже,  что за 50 бат нам можно  было
отправиться  на целый день в джунгли на экскурсию, причем  в  10  бат нам-бы
обошлась  машина,  а  в 40  -- вооруженная охрана. Тут  власть  --  только в
центре, а  далее  в джунглях  правят  местные  батьки,  так  что  туристские
экскурсии  более  напоминают  не экскурсии,  а  экспедиции  конкистадоров  в
поисках  Эльдорадо.  Наш  Тай-Пан,  вместе  с французским  Новотелем,  здесь
считаются  центровыми, навороченными  гостиницами --  ну и в общем-то они на
своем  уровне.  Еще  они  недавно построили  гостиницу  номер один  Лаоса --
Лаос-Плаза, кажется так.  Вернее, не они. Строят тут  вьетнамцы или китайцы.
Мы даже видели  одно 7-миэтажное здание! Еще выделяются высотой Триумфальная
Арка, построенная французами, и  нечто вроде пожарной каланчи или сторожевой
будки.  Этакой современной сторожевой архитектуры. Так  и  видится  на  этой
будке какой-нибудь товарищ, типа зюганова, зорко озирающий границы -- как-бы
трудящиеся  не  разбежались!  Много так называемой колониальной  архитектуры
времен французского  правления. Оттуда и  Арка. Прямо Париж. Только жарко  и
пальмы.  Вселились  --  в  гостинице  было все, что  требуется лично  мне --
кондиционер,  вода,  и  прекрасно  оборудованный  спортзал.  Наташа  немного
отошла, отмылись  и отправились  на предмет пожевать. Всяких ресторанчиков и
забегаловок, как и полагается, очень много и на каждом углу. Наташа откопала
что-то итальянское, хотя и вкусное, но отнюдь не дешевое. Много французов, а
также надписей на французском языке.
     Вечером вышли  поужинать, зашли во французский ресторанчик очень милого
интерьера,  и услышали  родную русскую речь, проистекающую  от явно семейной
пары. После некоторых  логических умозаключений решили подойти и поговорить.
Насчет  умозаключений --  как известно,  русский  от  русского старается, на
всякий  случай,  держаться подальше. Но шеи у них  от цепей не гнулись, лица
были  явно  не  новорусские и  вообще светились интеллектом, для характерных
наших цепеносцев никак не  свойственным. Т.е. если они и были туристами,  то
явно  не  обычными, потому что наше понимание экзотики  сильно отличается от
такового иностранцев. Для них экзотика -- это что-то приближенное к природе,
первобытности или экстремальности, для нас экзотика определяется количеством
звезд отеля, ценой, роскошью и так далее. А если  они и посольские, подумали
мы, то все-таки это Лаос, а не какие-нибудь Соединенные Штаты, где к  нашему
посольскому  не на  всяком  Мерседесе подьедешь, и  где одна  только вывеска
русского посольства навевает страстное  желание  держаться  от  этой вывески
подальше,  как-бы  плохо ни  пришлось.  Т.е.  должны  быть  нормальные люди.
Нормальными людьми они и  оказались, за  час рассказав нам о Лаосе столько и
так,  сколько и  как мы  бы  за год не узнали.  Причем Наташе рассказывали с
женским уклоном, а мне -- с мужским.
     Выяснилась масса всяких интересных  вещей.  Прежде всего - лаосцы очень
милые, приятные и дружелюбные люди, открытые и готовые помочь. Лаосский язык
почти одинаков с тайским -- что мы  уже успели заметить. Основная религия --
буддизм, что  само  по  себе  подразумевает  открытость, готовность  помочь,
терпимость и  дружелюбие.  Перед  буддизмом  пасует даже  такой носорог, как
коммунизм. Особенно в этом регионе. Есть здесь  община католиков,  партийные
товарищи крепко ее прижимают -- хотя бы потому,  что католицизм воспринимает
коммунявстство, как порождение Сатаны -- пусть кто-нибудь попробует сказать,
что  католики   неправы!   А  буддизм,  лучащийся  мудростью  тысячетелетий,
спокойно,  как  взрослый  на  ребенка,  взирает  на  эти  бредовые скачки  и
совершенно  верно  полагает, что  комми  и  прочее приходят и уходят, а  вот
буддизм остается. Запретить здесь буддизм это почти то же, что запретить еду
или сон. Ну, то  есть, у нас  пытались не то, чтобы вообще еду запретить, но
как-то так дать понять, что строительство  коммунизма и желание покушать  --
вещи  не  совсем совместимые. Не удалось,  даже когда  это  пытались  делать
владимиры ильичи и львы давыдычи. Народ лез жрать,  даже под пулеметами. Так
что здесь и не  пытались, и более того --  в Лаосе лучшее  образование  дают
буддийские  монастыри,  вот почему даже партийные камрады и геноссе время от
времени прячут  партбилет  куда-нибудь в  очень  укромное  место  и  идут  в
монастырь.  Восполнять  пробелы социалистического образования.  Восполнят, и
возвращаются обратно, на партийную работу. Если в Лаосе у вас будут проблемы
--  чисто даже информативного плана,  проще  всего  --  подойти  к монаху  и
спросить. Как правило, они хоть немного, но говорят по-английски,  ну а само
их положение  -- буддийский  монах -- обязывает их  помогать  и быть  всегда
дружелюбным.  Главный,  что-ли, недостаток лаосцев -- они ленивы и не  горят
желанием чего-то достичь  или чего-то  построить. Они этот свой недостаток и
не скрывают. Можно  выращивать 4 урожая в год --  а зачем? Одного  хватит, а
если нет -- подоспеет гуманитарная  помощь, причем от тех, кого  они  больше
всех и не любят -- американцев, японцев, таиландцев... Последних не любят за
то, что  они помогали американцам во время вьетнамской войны. Ну и вообще --
кто помогает, того и не любят. Гуманитарную помощь в виде денег им оказывать
почти  перестали -- по  очень  понятной нам  причине,  все напрочь  и в ноль
разворовывают.  Оказывают натурой.  Тоже  воруют,  но  уже  не так. В стране
по-прежнему правит партия, жесткий режим, цензура и так  далее, см.  историю
СовСоюза. Однако страну открыли, а куда деваться? Мы их кормить перестали, а
сам Лаос ничего не производит. Электроэнергию гонит на экспорт -- потому что
мы  им  успели  настроить  гидростанций,  да еще  кое-какие  минералы,  типа
оловянной руды. Вот и все.  Т.е. главной  задачей  Лаоса  было и осталось --
прокормиться,   а   всякие  прочие  достижения   цивилизации  их  пока  мало
интересуют. Не только открыли страну, но и вкатились в эпоху кооператорства,
тоже  нам знакомую.  Отсюда и ресторанчики,  даже иностранные, и пара-тройка
супермаркетов  -- т.е. они размериком  с наш маленький магазин,  и  их всего
два-три на всю столицу,  но все-таки они  есть, и они торгуют. Очень  сильно
влияние китайцев  и  вьетнамцев,  к русским  отношение  хорошее  --  скорбят
только, что  мы  перестали осчастливливать трудящихся всей  планеты, за свой
счет. Но русских мало --  туристов не знаю, вообще наверное нет, раньше были
спецы и так далее, а сейчас  только посольство. Если достаточно долго пожить
в этой  стране и не просто  жить, а  пытаться понять их культуру, то все это
очень и  очень  затягивает  --  в  конце-концов,  их культура  древнее любой
западной,  и  всякие  современные   веяния,  от  идеологий  до  компьютеров,
воспринимаются ими, как рябь на поверхности океана, если при этом находиться
на  глубине триста  метров  в  подводной  лодке.  Власть  и  вообще какой-то
порядок, в нашем понимании, существуют в столице  и районных  центрах, а все
остальное  --  джунгли, деревни, общины и что-то  типа наших батьков  времен
гражданской войны. На туристов-дикарей, отправляющихся в джунгли в одиночку,
смотрят как на самоубийц, хотя  все это  несколько преувеличено. Но все-таки
еще  несколько лет тому  назад тут  достаточно громко  постреливали,  даже в
самой столице, и иногда  злоупотребляли  комендантским  часом.  Долина  реки
Меконг, столица -- все это плоскость, горный Лаос начинается севернее, как и
его природные красоты. Мы, понятно,  туда не забирались, а все  говорят, что
посмотреть есть на что.
     После  полудня  жизнь  несколько замирает,  вечером  вообще  стихает --
петухи и  куры  только  снуют,  да  лениво  бродят  собаки и  кошки.  Собаки
настолько умиротворенны,  что  кажется --  они  не  совсем  понимают,  зачем
природа наградила их  даром  лаять.  На кого  и  чего  ради? Ну, и  не лают.
Случись  что  --  скорой  помощи  нет, на всякий случай нет и  общественного
транспорта.  Если женщине  доводится рожать, она делает это на свой  страх и
риск, в конце-концов, ее ведь не силком рожать заставляли? Да, нам  показали
ночной  клуб, начинает потихоньку проникать зараза... Причем он уже не один.
И еще одна привлекательность Лаоса для иностранцев, весьма специфическая  --
травка. Она  тут дешева  и  доступна, потом еще какие-то пути для ее вывоза,
вроде во Вьетнам. Горный Лаос --  часть знаменитого Золотого Треугольника, и
этим сказано почти  все. Мы с  Наташей к  наркотикам равнодушны,  а потому и
сказать больше не можем, не знаем.
     В  заключение  про  Лаос  --  недаром,  все-таки,  Лаос  считают  самой
загадочной  страной  этого региона,  это  чувствуется.  В  любом  случае  он
по-своему  нравится,  а  мы ведь были только  в столице. Нравится атмосфера,
отношение людей друг к другу и к вам, чистый воздух, чистые продукты и вода.
Такой весьма поучительный пример -- в российском посольстве  жила и работала
семья, так вот их дочь, красивая, как и Наташа, настолько прониклась Лаосом,
что поступила в университет, окончила его по чему-то, связанному с Лаосом, и
сейчас живет и работает где-то на лаосском диком севере, и ни о чем другом и
не мечтает.  Это  о многом говорит. Просто навскидку, на очень поверхностный
взгляд,  Лаос привлекателен  своими людьми и  своей  культурой. Ну,  а  если
говорить о туризме, то обращаться надо  к любителям экстремальных  ситуаций,
дикой  природы  и  вообще  выживания.  Пакуйте  чемоданы и  рюкзаки  и добро
пожаловать! У вас есть отличный  шанс сломать себе  все-таки  шею, причем за
весьма умеренную, по сравнению с другими странами, цену.
     Покинули  Лаос,  как и  вьехали, без приключений -- а  вот  на "нашей",
тайской  стороне, Наташа блеснула  знанием тайского. Сразу после шаттла надо
брать  тук-тук и  ехать  на  автовокзал, ранним  утром  приезда мы  без слов
заплатили 50  бат -- стандартную,  как  нам сказали цену. Вот почему,  когда
водитель тук-тука,  или  погонщик,  заявил по-тайски стоимость  --  40  бат,
Наташа ничего не услышала, настолько была готова к битве,  и с пылом заявила
по-тайски-же, что она заплатит ровно  50 бат, и пусть никто ни на что другое
и не расчитывает. Стоявшие рядом другие  погонщики ухватились за свои верные
драндулеты, а  наш чуть не выпал из  седла, но все-таки  усидел и  почему-то
согласился.  Вот   так  мы  и  доехали   до  вокзала.  Там  выяснилось,  что
кондиционированные автобусы бегают только ночью, днем (а время было 11 утра)
ходят обыкновенные, без кондиционера, пледа, стюардессы  и прочего. Деваться
некуда --  сели и  поехали.  Езду  в  местном автобусе, без кондиционера,  в
экваториальной  практически  зоне, надо пережить -- рассказывать бесполезно.
Ну, дороги-то в Таиланде  хорошие,  спору нет, но  пыль и  удушающая жара от
качества дороги не зависят. Автобус останавливается на каждом углу, цепляя и
роняя  пассажиров,  или  дожидаясь, пока  торговцы какого-нибудь поселка  не
отоварят в автобусе всех  желающих.  Иногда налетает гроза, тогда приходится
закрывать  все  окна и  тупо терпеть, как  в  зубоврачебном  кресле.  Наташа
пережила дорогу довольно легко, впрочем. Она ее проспала, а  ехали  почти 13
часов.
     Усталые, но не совсем недовольные, мы вернулись домой






Таиланд  с  английским  не  в ладах, тайцы вообще - люди, замкнутые на самих
себя и свою культуру. От нас наши знакомые с удивлением узнают, что Египет -
это  не  Европа,  или  с любопытством расспрашивают про соседние с Таиландом
страны - Малайзию или Лаос, они в упор не знают, что это за страны и что там
творится,  да и знать не хотят, если только кто-то им не расскажет, причем в
интересной форме. Вроде как  сказку.  Экономически  -  смотрю  я  на  них  и
вырисовывается  забавная  картинка - им основательно помогают займами всякие
МВФ и Штаты и Япония, сами они, в основном, производят трикотаж, ювелирные и
туризм,  ну, пытаются еще компьютеры, хотя все равно те же процессоры идут к
ним из Малайзии и Тайваня. Так  вот  отдельные  тайцы  богатеют(богатых  тут
хватает)  -  во  многом  благодаря  займам,  и  вынуждены,  из-за богатства,
покупать себе всякие Мерсы и прочие атрибуты, которые им поставляют развитые
страны,  предварительно поставив кредиты и займы - эти самые Мерсы покупать.
Интересный круговорот получается. Сами тайцы  -  не  бизнесмены.  Невероятно
неделовые люди, да и им это как-то так, до лампочки. Позвонить в банк - мука
адская. Гоняют тебя от служащего к служащему, но иногда  ты  все-таки  ответ
получаешь,  как не странно.  Бангкок - по-своему очень своеобразный город, в
нем нет даунтауна, все кусками разбросано, причем нигде  я  не  видел  таких
контрастов,  в  таком  ярком виде - всякие очень на уровне кондоминиумы, или
виллы, в которые на чем-нибудь, слабее Ягуара,  и  заезжать-то  стыдно  -  и
вплотную  лачуги, типично азиатские - навесики такие. Причем народ в лачугах
отнюдь не пылает классовой ненавистью, и  если  спросить,  как  забраться  в
кондо (в Бангкоке прямо-таки адский труд - не только что-нибудь найти, а еще
и в это что-нибудь забраться, все окружено заборами, лачугами и черт  знает,
чем,  и если ты подобрался к зданию не с того боку, то до нужного приходится
через несколько улиц добираться) - так вот бедняки с  удовольствием  покажут
тебе  путь  и  вообще  будут улыбаться. Вообразить Россию.  Движение здесь в
одну сторону, движение воистину  кошмарное,  а  потому  опытные  люди  такси
берут,  как  в Москве метро - до ближайшего к твоей цели перекрестка, причем
таксисту надо точно говорить, по каким улицам ехать,  потому  что  иначе  он
повезет  тебя  якобы  кратчайшим путем (т.е.  физически-то он кратчайший) по
главным улицам, и значит - торчать тебе в пробке на  всю  зарплату,  ты  ему
дневной заработок обеспечишь. Метро нет, в этом году они запустят скайтрейн,
все ждут, не дождутся. 10 миллиончиков народу здесь ютятся, но  по  размерам
Бангкок  -  отнюдь  не  Москва, все очень плотно и стесненно. Город в речной
низине,  река  Чао-Прай,  кучи  каналов,  канальчиков  и  просто   канав   с
жутковатого  вида  водой  - ну то есть, если туда упадешь, то вряд-ли надо и
скорую помощь вызывать, чего им зря ездить. Комары залетают и на 20-е этажи.
Вместо  тараканов - муравьи. Есть еще премилые ящерицы, они есть везде, жрут
комаров и прочее, очень красивые, особенно глаза. У нас одна живет, прозвали
Машкой,  думаем  как-нибудь  прикормить.  Недавно, мерзкая, сбежала от нас к
соседям. Не раз и не два видел тут, как выгуливают болонок в попонках -  при
температуре 33-38! Они этих болонок в микроволновках, что-ли, выращивают?



Популярность: 9, Last-modified: Mon, 08 May 2000 14:53:32 GMT