йский поэт, родоначальник так называемой метафизической школы поэтов, заново открытый литературной критикой XX в. Лирическое самоуглубление сложной, затрудненной поэзии Донна облекается в формы многоярусной религиозно-философской символики. 22 Характерные для послевоенной эпохи размышления на тему о причинной связи между, условно выражаясь, "двадцатыми годами" - парадизом безответственно-раскованного творчества и "тридцатыми годами" - адом фашизированной Европы. Томист твердо знает из своего Аристотеля, что благо - всегда середина между двумя порочными крайностями: "...существуют три душевных расположения, из которых два порочны, одно - в силу недостатка, другое - в силу избытка, им присущих, и только одно душевное расположение есть расположение добродетели, а именно то, которое находится в середине" (Никомахова этика, кн. II, 8, 1108 В). Когда маятник качнулся в сторону одной крайности - взрыва бесконтрольной творческой энергии, есть основания думать, что затем он качнется и в противоположную сторону: важно лишь помнить, что правда в срединной точке. 23 Здесь слово "virtue" переведено как "достоинство". Если в философско-эстетических рассуждениях Маритена это слово согласно схоластической традиции переводится как "потенция" (см. примечание 3), то в этическом контексте IV главы уместно вернуться к обычному словарному значению этого термина. 24 Томпсон, Фрэнсис (1859 - 1907) - английский католический поэт-символист, литературный критик и эссеист; автор знаменитой поэмы "Небесная гончая" (The hound of heaven, 1905 г.), изображающей поиски божественного человеческой душой. Ему принадлежит также жизнеописание Игнатия Лойолы (1909). 25 Крейн, Харт (1899 - 1932) - американский поэт-модернист, покончивший жизнь самоубийством. 26 Пейтер, Уолтер (1839 - 1894) - английский писатель и критик, близкий к прерафаэлитам. С точки зрения Пейтера, единственный выход человека из одинокого мира субъективных представлений - в поисках красоты, в чистом искусстве и приносимом им наслаждении. Хотя под влиянием оксфордского неокатолицизма Пейтер порой пытался гармонизировать свой эстетизм с христианской этикой, он остался проповедником культа художественной формы, а в конце жизни предался пессимистическим размышлениям о гибели искусства в современной атмосфере пошлости. 27 Кокто, Жан (1889 - 1963) - французский писатель, художник, театральный деятель, видный представитель модернистского крыла в искусстве, прошедший через дадаизм и сюрреализм. "Петух и арлекин" (1-е издание - 1918 г.) - сборник критических афоризмов Кокто-дадаиста. В 1923 г. Кокто, переживая душевное потрясение в связи со смертью друга, по совету общих знакомых обратился к Маритену за утешением и духовным руководством; между ними возникло идейное общение. Кокто, вернувшийся на краткий период к католической вере своего детства, написал Маритену письмо (Lettre Jacques Maritain), где выражал готовность целиком посвятить свое искусство Богу. В своем "Ответе Жану Кокто" Маритен, охлаждая пыл экзальтированного "новичка" и излагая свою магистральную мысль об автономности искусства, писал: "Бог не требует "религиозного" или "католического" искусства. Искусство, которого Он хотел бы для себя, - это искусство как таковое, искусство со всеми своими зубами (Rponse Jean Cocteau, Р., 1926. Р. 91). 28 Гопкинс, Джерард Мэнли (1844 - 1889) - английский поэт, почти неизвестный при жизни, предвосхитивший строй современной англоязычной поэзии. Принял католицизм и вступил в орден иезуитов, после чего семь лет ничего не писал; первое стихотворение, написанное после этого "искуса", оказалось исключительно богатым формальными новшествами. Унсет, Сигрид (1882 - 1949) - норвежская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1928 г. Идеалы рыцарственности и духовной цельности Унсет ищет в скандинавском средневековье, что нашло выражение в се центральном произведении - романе "Кристин, дочь Лавранса". В 1928 г. Унсет приняла католичество. Ле Форт, Гертруда фон (1876 - 1971) - немецкая лирическая поэтесса и романистка. Среди поэтического наследия Ле Форт выделяются "Гимны Церкви" (1924), связанные с ее переходом в католицизм и энергией словесного выражения, напоминающие Клоделя. Грин, Жюльен (родился в 1900 г.) - французский католический писатель, американец по происхождению. В 1938 - 1958 гг. Грин издавал "Дневник", посвященный самоанализу, в частности в связи с терзавшей писателя проблемой: вера и творчество. Жакоб Макс (1876 - 1944) - французский писатель; еврей по происхождению, обратившийся в католичество; был близок к Г. Аполлинеру. В книге "Поэтическое искусство" выступал как поборник новых, модернистских тенденций в поэзии, но в своем художественном творчестве пытался примирить их с католическим умонастроением. 29 В указанной книге Маритена "Положение в поэзии" две главы написаны Раисой Маритен, его женой и ближайшей сотрудницей. 30 Здесь аллюзия на евангельское изречение: "Дом, разделившийся внутри себя, не устоит" (Мф, XVII, 4). 31 Воген Генри (1622-1695) - английский поэт и мистик, поэзии которого свойственны религиозное воодушевление и визионерство; его религиозное чувство распространялось на восприятие природы, ее красоты. В миросозерцании Вогена вера в одушевленность всего творения сочеталась с неоплатонистским взглядом на космос как на мир вечных образцов. Герберт Джордж (1593 - 1633) - английский религиозный поэт "метафизической школы", повлиявший на Г. Вогена. 32 Дюбо Шарль (1882 - 1939) - французский литературный деятель, эссеист и критик. Главный труд его жизни, "Дневник", выходивший с 1946 по 1955 г., представляет собой яркий документ религиозной психологии и интроспекции. Морган Чарльз (1894 - 1968) - плодовитый английский романист и театральный критик. 33 Дюамель Жорж (1884 - 1966) - французский писатель, поэт и эссеист, в 10-х годах XX в. примыкавший к унанимизму (литературное направление, исповедовавшее мистический коллективизм). В качестве врача участвовал в обеих мировых войнах; в 30-40-е годы болезненно переживал торжество фашизма в Европе и оккупацию Франции, но вследствие своих пацифистских убеждений отвергал движение Сопротивления. Главные произведения Дюамеля - циклы романов "Жизнь и приключения Салавена" (Vie et aventures de Salavin. 1920 - 1932 гг.) и "Хроника семьи Паскье" (La chronique des Pasquier. 1933 - 1944 гг.). 34 Здесь имеется в виду евангельское изречение: "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф, VI, 24). Понимаемое обычно под "маммоной" мирское богатство Маритен толкует в расширительном смысле всякой неправедной деятельности. 35 Маритен весьма своеобразно прилагает к задачам художника заповедь христианства: "Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Мф, XXII, 39); на месте ближнего здесь фигурирует весь мир, вверенный человеку универсум. 36 Утрилло Морис (1888 - 1955) - французский художник, мастер городского пейзажа. 37 Примечательно, что эту же идею о плодотворности для художника "специфического неведения" относительно своего "продвижения" находим среди заветных мыслей позднего Б. Пастернака: "Другие по живому следу /Пройдут твой путь за пядью пядь./ Но пораженья от победы/ Ты сам не должен отличать". С. С. Аверинцев (к I - III главам) Р. А. Гальцева (к IV главе) * Maritain J. La responsabilit de l'artiste // P.: Librahie Arthme Fayard , 1961. ** Gide A. Chroniques de l'ermitage // Gide A. Oeuvres completes. Р., 1933. Р. 385. *** Gide A. De l'importance du public // Ibid Р. 193. **** Gide A. Chroniques de l'ermitage // Gide A. Oeuvres completes. Р. 387. * Bremond H. Prire et posie P., 1926 P. 209 ** Eliot T.S. The use of poety, and the use of criticism. L., 1933. P. 130-131. *** Fonseka M.L. de. On the fruth of decorative art. Dialog between an Oriental and Occidental. L., 925. * Поэтами рождаются (лат.). * Blackmur R.P. The artist as hero // Art news. N.Y., 1951 Vol. 50. N 9 P. 20. ** Rivire J. La crise du concept de littrature // Nouvelle rev. fran. P., 1924. N 2. P. 50. * Thompson F. Essay on Shelley // Works. L., 1913. Vol. 3. P. 16 * Плотин. Эннеады. 1, 6, 4. ** Cocteau J. Le coq d'Arlequin // Cocteau J. Le rappel l'ordre. P., 1926. P. 43. * Ср.: Maritain J. Dialogues // Maritain J. Frontires de la posie. P., 1927. P. 82-83. * Thompson F. Essay on Shelley //Works. Vol. 3. P. 11. ** Jacob M. Art potique. P., 1922. * Maritain R. Sens et non - sens en posie; Maritain R. Magie, posie et mystique// Maritain R. Situation de la posie. P., 1938. P. 38-42. 63-7529. ** No. 1, Y. 19. * Mauriac F. Le roman. P., 1928. P. 79-80. ** Bloy L. La femmen pauvre. P., 1939. P. 173. *** Morgan Ch. The liberties of mind. L., 1951. **** Bloy L. Delluaires et porchers // Page de Lon Bloy. P., 1951. P. 118. * Thompson F. Sister songs // Works. Vol. 1. P. 53. * Maritain J. Frontires de la posie... P. 110. * Carco F. La lgende et la vie l'Utrillo. P., 1928. P. 29. * Bloy L. An seuil de l'apocalypse. P., 1921. P. 251.