койству, от беспокойства к ужасу. Познание самого себя всегда обходится слишком дорого. Как, впрочем, и познание вообще. Когда человек доберется до глубин, ему не захочется жить. В объясненном мире ничто не может иметь смысла, кроме безумия. Предмет, который досконально осмотрели, лишается своей ценности. Разве не так же бывает, когда мы проникаем в суть человека? После этого ему лучше исчезнуть. Не столько ради того, чтобы защитить себя, сколько из целомудрия, из желания скрыть свою ирреальность все люди носят маски. Срывать эти маски -- значит губить и людей, и себя. Решительно, слишком долгое пребывание под Древом Познания ни к чему хорошему не приводит. Есть нечто святое в каждом живом существе, которое не знает, что живет; в любой форме жизни, не затронутой сознанием. Тот, кто никогда не завидовал растительной жизни, не в состоянии понять трагедию человеческого существования. Если чересчур настойчиво проклинать время, оно не замедлит отомстить: оно заставляет меня принять позу просителя и вынуждает сожалеть об этом. Как я мог помыслить о нем, как об аде? Ад -- это настоящее, остающееся недвижным, это напряжение монотонности, опрокинутая вечность, которая никуда не ведет, даже к смерти, в отличие от времени, которое течет, развертывается, одаривает хотя бы утешением ожидания, пусть даже печального. Но чего ждать здесь, в самой нижней точке падения, откуда дальше некуда падать и где нет даже надежды, что внизу разверзлась еще одна пропасть. И чего еще ждать от страданий, которые подстерегают нас, не дают о себе забыть и внушают ощущение, будто лишь они одни и существуют, что в принципе так и есть? Если еще можно все начать сначала, прямо с ярости, этого рывка к жизни, этой возможности явления света, то все обстоит иначе, если начинать с этой вневременной опустошенности, с этого постепенного самоуничтожения, этого погружения в бесконечные, деморализующие и безысходные самоповторы, из которых выбраться можно было бы как раз лишь с помощью все той же ярости. 407 Когда бесконечное настоящее перестает быть временем Бога, чтобы стать временем Дьявола, все портится, становится бесконечным повторением непереносимого, все устремляется в эту пропасть, в которой тщетно ждешь развязку и в которой гниешь в бессмертии. Тот, кто падает туда, вертится как только может, бессмысленно дергается и ничего не создает. Именно так любая форма бесплодия и бессилия превращается в частицу ада. Нельзя считать себя свободным, когда постоянно оказываешься вместе с самим собой, перед собой, перед одним и тем же. Эта тождественность -- одновременно рок и наваждение -- приковывает нас к нашим изъянам, тянет назад и выбрасывает за пределы нового, за пределы времени. А когда оказываешься за его пределами, начинаешь вспоминать о будущем и обнаруживаешь, что спешить тебе больше некуда. Хотя мы совершенно точно знаем, что несвободны, есть некоторые истины, которые бывает трудно принять. Как действовать, зная, что все твои движения предопределены, как испытывать желания, будучи машиной? К счастью, в наших поступках есть зона неопределенности, но только в поступках: я могу медлить с выполнением того или иного действия, но я не могу быть не таким, каков я есть. Если на поверхности у меня есть пространство для маневра, то там, в глубине, все решено навсегда. В свободе реален лишь мираж; без него жизнь была бы неосуществима, даже немыслима. Что побуждает нас считать себя свободными, так это осознание необходимости в целом и пут, которые сковывают нас, в частности. Сознание предполагает отстраненность, а любая отстраненность порождает чувство автономии и превосходства, которое, само собой разумеется, имеет лишь субъективную ценность. Каким образом осознание смерти смягчает представление о ней и как отдаляет ее приход? Знать, что ты смертен, означает умереть как минимум дважды, нет, означает умирать всякий раз при мысли, что ты должен умереть. Самое прекрасное в свободе то, что к ней привязываешься тем сильнее, чем больше она кажется невозможной. Но еще прекраснее то, что ее можно просто отрицать и что именно это отрицание легло в основание не одной религии и не одной цивилизации. Мы не устаем восхищаться античностью за то, что в ту эпоху люди считали, что судьба человека предопределена звездами и что в счастье и несчастье нет не только ничего произвольного, но даже игры случая. Не сумев противопоставить столь благородному "заблуждению" ничего, кроме "законов наследственности", наша наука навсегда дисквалифицировала себя. У каждого из нас была бы своя "звезда"; теперь же оказалось, что мы -- рабы постылой химии. А это -- полная деградация идеи судьбы. Нельзя исключить того, что в один прекрасный день какой-нибудь индивидуальный кризис станет всеобщим и будет иметь в таком случае не психологическое, а скорее историческое значение. Речь идет не о простой гипотезе; существуют знаки, которые следует уметь читать. Неузнаваемо исковеркав настоящую вечность, человек выпал во время, в котором ему удается если не процветать, то по крайней мере жить; и со- 408 вершенно очевидно, что он свыкся с этим. Этот процесс выпадения и приспособления и называется Историей. Но вот ему угрожает еще одно падение, последствия которого пока трудно себе представить. На сей раз речь идет о том, чтобы выпасть не из вечности, а из времени: а выпасть из него -- значит выпасть из истории, зависнуть где-то, погрузиться в угрюмую инертность, в полную стагнацию, где даже слова вязнут и не могут подняться до проклятий или мольбы. Трудно сказать, как скоро его следует ожидать, но падение это вполне возможно, а то и неизбежно. Когда оно произойдет, человек перестанет быть историческим животным. И тогда, потеряв даже воспоминание о подлинной вечности, о своем первом счастье, он обратит свой взгляд к иному, к временной вселенной, этому второму раю, из которого он тоже окажется изгнанным. До тех пор, пока мы остаемся внутри времени, мы окружены себе подобными, с которыми готовы соперничать; однако едва мы выпадаем из него, как все, что они делают, и все, что могут о нас подумать, уже не имеет никакого значения, потому что мы оказываемся настолько отчужденными от них и от самих себя, что творить что-либо или хотя бы помышлять об этом нам кажется делом праздным и излишним. Бесчувственность по отношению к собственной судьбе -- неотъемлемая черта того, кто выпал из времени и кто, по мере того как это состояние обостряется, становится неспособным как-либо проявлять себя и даже просто желать оставить что-то после. Следует признать, что время является нашей жизненной стихией; лишившись его, мы оказываемся без поддержки в полной ирреальности или кромешном аду. Или там и там одновременно, в неутолимой тоске по времени, с ощущением невозможности вернуться в него и вновь обустроиться в нем, с чувством неудовлетворенности при виде того, как оно протекает там, наверху, над нашими горестями и бедами. Потерять сразу и вечность, и время! Тягостно непрестанно думать об этой двойной утрате. Но это нормальное состояние, как бы официальное мироощущение человечества, выброшенного, наконец, из истории. Человек восстает против богов и отрицает их, допуская их существование лишь в виде призраков; когда же он будет вышвырнут из недр времени, он до такой степени окажется далек от них, что не сохранит о них даже воспоминаний. И в наказание за свое забытье узнает, что такое полное поражение. Тот, кто хочет стать чем-то большим, непременно станет меньшим. Душевную неуравновешенность, вызванную перенапряжением, сменит рано или поздно душевная неуравновешенность расслабления и нежелания и дальше напрягаться. Установив равновесие, следует идти дальше и признать, что в падении есть некая тайна. Павший не имеет ничего общего с неудачником; скорее, он напоминает человека, получившего какой-то сверхъестественный удар, как если бы некая губительная сила ожесточилась против него и лишила его его способностей. Зрелище падения посильнее зрелища смерти; умирают все существа, но только человек призван пасть. Он -- искусственный нарост на жизни (как, впрочем, сама жизнь -- на материи). Чем больше человек отдаляется 409 от нее, либо возвышаясь, либо падая, тем ближе он к своему концу. И независимо от того, преображает он себя или уродует, он сбивается с пути. Нужно еще добавить, что не сбиться с пути он просто не мог, не изменив своей судьбе. Хотеть означает постоянно держать себя в состоянии лихорадочного возбуждения. Всякое усилие утомляет, и нельзя сказать, что человек может долго выдерживать его. Полагать, что ему удастся сменить свой удел на удел сверхчеловека, -- значит забыть, как трудно просто быть человеком, забыть, что это дается лишь максимальным напряжением воли и сил. Между тем воля, в которой присутствует какой-то подозрительный и пагубный принцип, оборачивается против тех, кто хочет слишком многого. Хотеть противоестественно или, точнее говоря, хотеть нужно ровно столько, сколько необходимо, чтобы жить, а когда человек хочет чего-то большего, рано или поздно у него все разлаживается и он терпит крах. Если отсутствие желаний -- болезнь, то и само желание тоже болезнь, еще худшая; именно из-за нее и ее рецидивов -- чаще, чем из-за отсутствия желаний, -- происходят все несчастья. Но если даже в том положении, в котором человек находится, он хочет слишком многого, то что было бы с ним, стань он сверхчеловеком? Несомненно, он сломался бы и рухнул. И тогда, сделав гигантский крюк, вынужден был бы выпасть из времени, то есть пробраться в вечность снизу, прибыть на назначенную ему конечную остановку, так что в результате не имеет значения, попадет он туда от истощения сил или в результате катастрофы. ПРИМЕЧАНИЯ "О РАЗЛОЖЕНИИ ОСНОВ" Перевод выполнен по: Cioran E. M. Precis de decomposition. Editions Gallimard, Paris, 1949. C. 14 1Tepeca де Хесус (Тереза Авильская; ум. в 1582) -- испанская писательница, монахиня, наряду со св. Иаковом считается покровительницей Испании. При жизни преследовалась инквизицией, после смерти причислена католической церковью к лику святых (1622). 2Лютер (Luther) Мартин (1483--1546) -- немецкий мыслитель и общественный деятель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). С. 15 1Нерон Клавдий Цезарь (Claudius Caesar Nero; 37--68)--римский император с 54 г. 2Тиберий Клавдий Нерон (Claudius Nero Tiberius; 42--37 до н. э.) -- римский император в 14--37 гг. 3Пиррон (ок. 360--270 до н. э.) -- древнегреческий философ, основоположник скептицизма (пирронизма), исходившего из невозможности достоверного умозрительного знания и постижения истины путем чувственного восприятия. 4Диоген Синопский (ок. 410--320 до н. э.) -- древнегреческий философ-киник, моралист; рассказывали, что он низвел до крайности свои потребности, что жил в большой глиняной бочке (пифосе), что среди дня с фонарем искал на рыночной площади Человека. С. 16 1Софисты -- условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины V -- 1-й половины IV в. до н. э.; первоначально слово "софист" означало человека, авторитетного в вопросах частной и общественной жизни. С середины V в. до н. э. софистами стали называть платных преподавателей красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для участия в гражданской жизни. С. 18 1Алкивиад (Alkibiades; ок. 450--404 до н. э.) -- политический и военный деятель древних Афин. Вероятно, Сиоран имеет в виду так называемый "золотой век 411 Перикла" (490--429 до н. э.; Алкивиад -- воспитанник Перикла), при котором Афины достигли наибольшего культурного расцвета. восемнадцатое столетие во Франции -- период подъема экономики и культуры Франции, век Просвещения, ядро которого составляет убеждение в решающей роли знания и который связан с именами Вольтера, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция. 3Деффан (Deffand) Мари (1697--1780) -- французская писательница. Ее салон посещали писатели и философы. С. 22 1Элевсин -- древнегреческий город, где ежегодно справлялось культовое празднество, участниками которого могли быть все желающие, не запятнанные какой-либо скверной. С. 26 1Во французском языке "on" -- безличное местоимение; в экзистенциалистско-феноменологической философии употребляется для обозначения безликого, безответственного мира толпы (ср. с нем. "Man"). 2Шелли (Schelley) Перси Биш (1792--1822) -- английский поэт. С. 28 1Александрийский стих -- от французской поэмы об Александре Македонском, XII в. В эпоху классицизма -- основной размер эпоса, трагедии, элегии, сатиры и других высоких и средних жанров. 2Валери (Valery) Поль (1871--1945) -- французский поэт, моралист, художественный критик. С. 32 1Античные скептики -- представители античного скептицизма, направления древнегреческой философии; исходили из невозможности достоверного умозрительного знания и постижения истины путем чувственного знания; главное требование скептицизма -- воздержание от суждений, достижение полной невозмутимости в отношении к миру; не верили в возможность рационального обоснования норм человеческого поведения. 2Французские моралисты -- группа писателей и философов Франции XVII-- XVIII вв., исследовавших страсти человека, чтобы научить людей владеть собой (Ларошфуко, Паскаль, Лабрюйер, Монтескье и др.). С. 38 1Лойола Игнатий (1491--1556) -- основатель ордена иезуитов, одного из орденов католической церкви, автор руководства по религиозному воспитанию "Духовные упражнения" ("Exercitia spiritualia", 1522--1548). С. 39 1Эпикурейство -- учение последователей древнегреческого философа Эпикура (341--270 до н. э.), развивавшего учение о наслаждении, считая его благом для человека и понимая как отсутствие страданий, состояние полной душевной безмятежности, независимость от внешних условий. 2Стоицизм -- древнегреческая философская школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э.; согласно стоикам, цель человеческой жизни (счастье) состоит в следовании судьбе, что возможно лишь в результате приобщения к добродетели и достижения полного безразличия ко всему остальному. 412 С. 46 1Архимедовы точки -- автор, вероятно, имеет в виду приписываемое древнегреческому ученому, математику, механику Архимеду (Archimedis; ок. 287--212 до н. э.) высказывание: "Дай мне точку опоры, и я сдвину Землю". 2Даосизм -- одно из главных направлений китайской философии и традиционной религии Китая. С. 48 1Кант Иммануил (1724--1804) -- немецкий философ, основоположник немецкой классической философии. 2Сократ (ок. 470--399 до н. э.) -- древнегреческий философ, сосредоточивший свое внимание на выявлении сути нравственных понятий (справедливость, мудрость, мужество и др.) и сведении их в единую добродетель, которую он отождествлял со знанием; основным методом нахождения истины признал диалог. Вместе с тем девизом Сократа был начертанный над входом в храм Аполлона в Дельфах призыв "Познай самого себя!". Мыслитель находит в себе самом некий внутренний голос, демона, который склоняет его к философствованию, подсказывает, что должно делать и чего следует избегать. В конце жизни Сократ был привлечен к суду за введение новых божеств и развращение юношества; приговоренный судом к смерти, отказался спастись путем бегства и принял в тюрьме яд. 3Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844--1900) -- немецкий философ, поэт. Философия Ницше обретает выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе; пытаясь преодолеть рационалистичность философского метода, представляет понятия в качестве многозначных символов (см.: "Так говорил Заратустра", 1883--1884; "Веселая наука", 1882, и др.). Творческая деятельность Ницше прервалась в связи с душевной болезнью. С. 50 1Досократики -- новоевропейский термин для обозначения греческих философов VI--V вв. до н. э., не затронутых влиянием Сократа. С. 51 1Ведические гимны -- древнейшая часть наиболее ранних текстов на древнеиндийском (ведическом) языке, созданных примерно в период с середины 2-го тысячелетия до н. э. до 1-й половины 1 тысячелетия н. э. 2Лао-цзы ("Престарелый мудрец", "Престарелый младенец") -- древнекитайский философ, автор древнекитайского трактата "Дао дэ дзин" -- канонического сочинения даосизма. 3Гераклит (ок. 540--480 до н. э.) -- древнегреческий философ. 4Элеатство -- принадлежность к направлению древнегреческой философии, основанному Ксенофаном из Колофона в сер. VI в. до н. э. и окончательно разработанному Парменидом в начале V в. до н. э.; происходит от названия италийского города Элея. С. 61 1Менипп (сер. III в. до н. э.) -- древнегреческий философ-киник, относившийся к сократической школе древнегреческой философии, одним из главных представителей которой был Диоген Синопский. 2Александр -- вероятно, речь идет об Александре Македонском (356--323 до н. э.), царе Македонии (с 336). 413 3Платон (427--347 до н. э.) -- древнегреческий философ. 4"Апокалипсис" по-гречески значит "обнажение"; Жак Деррида переводит это слово как "стриптиз". С. 67 1Трапписты -- члены католического монашеского ордена, основанного в 1636 г. во Франции, в монастыре Ла Трапп. С. 75 1Приам -- в древнегреческой мифологии -- последний царь Трои. С. 82 1Фуше (Fouche) Жозеф (1759--1820), Талейран (Talleyrand-Perigord) Шарль Морис де (1754--1838) -- политические деятели периода Великой французской революции и наполеоновской Франции. С. 87 1Гельдерлин (Holderlin) Иоганн Кристиан Фридрих (1770--1843) -- немецкий поэт. 2Георге (George) Стефан (1868--1933) -- немецкий поэт. 3Бодлер (Baudelaire) Шарль (1821--1861) -- французский поэт. С. 95 1Апиций Марк Габий -- имя известного гурмана, жившего во времена Августа и Тиберия (см. примеч. к с. 2), обогатившего кулинарное искусство своего времени многими новыми рецептами. С. 98 1Серапис -- один из богов эллинистического мира. 2Цельс (Celsus; вт. пол. II в.) -- римский философ-платоник, одним из первых высказавший принципиальные возражения против христианства. 3Порфирий (232--304)--римский философ-неоплатоник, автор сочинения "Против христиан", одного из ранних образцов библейской критики. 4Юлиан Флавий Клавдий (Юлиан Отступник; 332--363) -- римский император, чье правление отмечено попыткой восстановления древних языческих культов и обычаев. 5Юстиниан (ок. 482--565) -- византийский император с 527 г.; в годы его правления были изданы "Дигесты", основная часть византийской кодификации права. С. 99 1Культура александрийского типа -- культура времен царя Македонии Александра Македонского (356--323 до н. э.), средоточием которой были Александрийский музей и библиотека. 2Агора -- рыночная площадь, где происходили собрания граждан в Древней Греции. С. 100 1Экхарт (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260--1327) -- немецкий мыслитель, представитель средневековой философской мистики. 414 С. 107 1Бернини (Bernini) Лоренцо (1598--1680) -- итальянский архитектор и скульптор. С. 108 1Паскаль (Pascal) Блез (1623--1662) -- французский ученый и религиозный философ, сосредоточивший свое внимание на антропологической проблематике, противопоставивший "доводы сердца" "доводам разума"; исходил из образа человека, которому свойственны непостоянство, тоска, беспокойство. Болезненный от природы, Паскаль к тому же подорвал свое здоровье, конструируя "арифметическую машину"; особенно его мучили головные боли. С. 109 1Хуан де ла Крус (1542--1601) -- испанский писатель и поэт-мистик. С. 118 1Греческое слово "кризис" можно понимать и как "высказывание собственного суждения". 2"Феноменология духа" -- работа Гегеля, написанная в 1807 г. С. 119 1Кальвинизм -- протестантское вероучение, основателем которого был Жан Кальвин (Calvin; 1509--1564); основу его составляет учение об абсолютном предопределении, согласно которому Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других -- к погибели, и этот приговор Бога неизменен. 2Квиетизм (от лат. quies -- покой) -- религиозно-этическое учение, проповедующее созерцательность, бездейственность, безучастное отношение к окружающему, полное подчинение божественной воле. 3Пор-Рояль -- женский монастырь, основанный около Парижа в 1204 г.; в 1625 г. от него отделился монастырь, обосновавшийся в Париже, -- Пор-Рояль де Пари; оставшийся в старом здании монастырь стал называться Пор-Рояль де Шан; оба монастыря стали значительными центрами французской литературы и философской мысли. С монастырем Пор-Рояль де Шан были тесно связаны крупные философы, ученые, писатели: Б. Паскаль, Ж. Расин, А. Арно и др.; во второй половине XVII в. Пор-Рояль был центром янсенизма -- неортодоксального течения во французском и нидерландском католицизме, толчком к возникновению которого послужила публикация в 1640 г. труда голландского теолога Корнелиуса Янсения (Jansenius; 1585--1638) об августи-низме; в духе Августина Янсений утверждал: человеческая природа порочна; свободы воли не существует; спасение человека зависит не от дел его, а от искупляющей силы божественной благодати; спасутся только те, кто предопределен к спасению. 4Энциклопедия -- речь идет, как представляется, об "Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел", изданной в 1751--1780 гг., в создании которой приняли участие передовые философы, ученые, писатели, инженеры, которых объединяли стремление к преодолению консервативных устоев феодального общества, неприятие клерикальной идеологии, потребность в обосновании рационалистического мировоззрения; сыграла важную роль в подготовке Великой французской революции. 5Позитивизм -- философское направление, признающее единственным источником истинного знания конкретные ("позитивные") науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. 415 С. 121 1Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627--1704) -- французский писатель, епископ. 2Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене де (1768--1848) -- французский писатель, автор философских работ "Опыт о революциях" (1799), "Гений христианства" (1802), "Опыт исторический, политический и нравственный о древних и новейших переворотах..." (1817). С. 128 1Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613--1680) -- французский писатель-моралист; в сочинении "Размышления, или Моральные изречения и максимы" (1665) описывает нравы французской аристократии своего времени. 2Шамфор (Chamfort, Sebastien Roch Nicolas; 1740--1794) -- французский писатель. 3Вольтер (Voltair), псевдоним Франсуа Мари Аруэ (1694--1778) -- французский философ, писатель, публицист эпохи Просвещения. 4Ривароль (Rivarol) Антуан (1753--1801) -- французский писатель и публицист. 5Вовенарг (Vauvenargus; Luc de Clapiers; 1715--1747) -- французский писатель. 6Сад (Sade; Donatien Alphonse Francois, compt de Sade; 1740--1814) -- французский писатель. С. 129 ]Пруст (Proust) Марсель (1871--1922) -- французский писатель. 2Тени... Жаклин -- по всей вероятности, речь идет о Жаклине Арно, матери Анжелике, аббатиссе Пор-Рояля (см. примеч. 3 к с. 119). 3Сент-Эвремон (Saint-Evremond; 1614--1703) -- французский писатель. С. 130 1Клейст (Kleist) Генрих фон (1777--1811) -- немецкий писатель и поэт. 2Нервалъ (Nerval; наст. фам. Лабрюни, Labrunie) Жерар (1808--1855) -- французский писатель, поэт, литературный критик. С. 135 1Торквемада (Torquemada) Томас (1420--1498) -- "великий инквизитор" Испании; для религиозного и политического объединения страны реорганизовал и расширил деятельность инквизиции, проявив чудовищную жестокость и фанатизм. С. 139 1Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus, 121--180) -- римский философ-стоик, император (с 161). 2Руссо (Rousseau) Жан Жак (1712--1778) -- французский мыслитель и писатель, один из представителей французского Просвещения. "ИСКУШЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ" Перевод выполнен по: Goran E. M. La tentation d'exister. Editions gallimard. Paris, 1956. С 145 1Отцы-даосы -- вероятно, имеются в виду основатели даосизма (см. примеч. 2 к с. 46). 416 2Флагелланты (от лат. flagellum -- бич) -- бичующиеся; религиозное братство; флагелланты подвергали себя самобичеванию в знак покаяния и "крещения кровью", якобы дающего искупление грехов. 3Чжуан-цзы -- философский трактат, названный по имени автора Чжуан Чжоу (IV--III вв. до н. э.), одного из основоположников даосизма. 4Кьеркегор (Kierkegaard) Серен (1813--1855) -- датский философ, теолог и писатель. С. 146 1Теософия (от греч. theos -- бог и sophia -- мудрость) -- всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие "божественных тайн". С. 152 1Дао дэ цзин -- памятник древнекитайской философской мысли, создателем которого считается Лао-цзы (см. примеч. к с. 51). 2"Сквозь ад" (1873) -- книга размышлений в прозе и стихах французского поэта Артюра Рембо (Rimbaud, 1854--1891). 3"Ессе Homo" (1908) -- труд немецкого философа Фридриха Ницше. С. 156 1 Эсхил (525--456 до н. э.) -- древнегреческий драматург, "отец трагедии". 2Речь идет о группе английских прозаиков, поэтов, драматургов, творчество которых приходится на два последних десятилетия царствования Елизаветы Тюдор (155 8-- 1603): У. Шекспир, Э. Спенсер, Ф. Сидни, Т. Нэш и др. С. 159 1Речь идет о культурно-бытовой и общественно-политической племенной обособленности (от лат. tribus -- племя). С. 161 1Августин (Augustinus) Аврелий (354--430) -- христианский философ и теолог, представитель латинской патристики; трактат "О граде Божием" написан в 410 г. под впечатлением взятия Рима ордами Алариха. С. 162 1Токвиль (Tocqueville) Алексис (1805--1859) -- французский социолог, историк и политический деятель. 2Мишле (Michelet) Жюль (1798--1874) -- французский историк. 3Ренан (Renan) Жозеф Эрнст (1823--1892) -- французский писатель, историк, филолог-востоковед. С. 164 1Шанкара (кон. VIII--IX вв.) -- индийский мыслитель, ведущий представитель веданты -- наиболее известной и влиятельной системы древнеиндийской религиозно-философской мысли. С. 166 1 Филипп II (1527--1598) -- испанский король с 1556 г. из династии Габсбургов. Укрепил испанский абсолютизм, увеличил гнет в Нидерландах, воевал с Англией и Францией, присоединил к Испании в 1581 г. Португалию. 417 С. 168 1Ганивет Гарсиа (Ganivet Garcia) Анхель (1862--1898) -- испанский писатель, философ. 2Унамуно (Unamuno) Мигель (1864--1936) -- испанский философ, эссеист и поэт. 3Ортега-и-Гасет (Ortega у Gasset) Хосе (1883--1955) -- испанский философ, публицист и общественный деятель. 4Конкистадоры (от исп. conquistador -- завоеватель) -- участники испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в конце XV--XVI в. С. 169 1Вероятно, автор имеет в виду "методическое сомнение" Декарта (1596--1650), французского философа, физика и математика, представителя классического рационализма; речь идет о сомнении по поводу всего, что принимается на веру, что не обладает очевидностью и достоверностью. С. 172 1Очевидно, Сиоран имеет в виду слова Андрея Белого: "Исчезни в пространстве, Россия, Россия моя" (примеч. В. А. Никитина). С. 174 1Австрийский писатель и поэт Райнер Мария Рильке (Rilke; 1875--1926) детство и юность провел в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии. С. 177 1Цицерон Марк Тулий (106--43 до н. э.) -- римский государственный деятель, оратор, писатель. 2Сенека Луций Анней Младший (ок. 5 до н. э. -- 65 н. э.) -- римский писатель и философ-стоик. 3Антиох III Великий (242--187 до н. э.) -- царь государства Селевкидов (с 223 до н. э.), образовавшегося после распада империи Александра Македонского. 4Посидоний Апамейский (ок. 135--51 до н. э.) -- древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель Средней Стои, соединил стоицизм с платонизмом. Его сочинения охватывали все области знания. С. 180 1Тацит Публий Корнелий (Publius Cornelius Tacitus; ок. 50 -- ок. 120) -- римский историк, оратор, политический деятель, дипломат, писатель. Его писательский стиль отличался выразительностью и лаконичностью; в "Истории" и "Анналах" описывает историю Рима от 14 до 96 г. С. 181 1Мендельсон (Mendelssohn) Мозес (1729--1786) -- немецкий философ. С. 182 1Пеги (Peguy) Шарль (1873--1914) -- французский философ, поэт, публицист. С. 186 1"De Profundis" -- молитва об усопших. 418 С. 198 1Патер (Pater) Уолтер (1839--1894) -- английский писатель, критик. С. 202 ]Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160--220) -- римский писатель-теолог, ритор и юрист. С. 204 1Иероним Евсевий Софроний, св. (ок. 342--420) -- видный представитель латинской патристики. Перевел на латинский язык большинство библейских книг. С. 207 1Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (1760--1825) -- французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. См., например: Сен-Симон. Катехизис промышленников // Избр. соч. М.; Л., 1948. 2Лабрюйер (La Bruyere) Жан (1645--1696) -- французский философ-моралист, писатель. С. 208 1 Ахилл -- в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны. С. 210 1Местр (Maistre) Жозеф Мари де (1753--1821) -- французский публицист, политический деятель и католический философ. С. 211 1Речь идет о деле офицера французского Генштаба Альфреда Дрейфуса (1859-- 1935), еврея по национальности, несправедливо обвиненного в шпионаже в пользу Германии; в 1899 г. Дрейфус был помилован, а в 1906 г. полностью реабилитирован. Дело Дрейфуса стало предметом острой политической борьбы во Франции 90-х гг. XIX в. 2Фаге (Faguet) Эмиль (1847--1916) -- французский литературовед и журналист, "законодатель мод" в литературной критике конца XIX в. С. 215 1"Обретенное время" (1927) -- роман Марселя Пруста из цикла "В поисках утраченного времени". 2Элиот (Eliot) Томас Стерна (1888--1965) -- англоамериканский поэт, историк культуры. С. 219 1Аристарх Самофракийский (ок. 217--145 до н. э.) -- древнегреческий ученый, один из виднейших представителей александрийской филологии, автор около 800 комментариев к произведениям Гесиода, Эсхила, Софокла и др. С. 220 1Адольф -- герой одноименного романа французского писателя, политического деятеля, публициста Констана (Constan, 1767--1830), опубликованного в 1816 г. 2Иван Карамазов -- герой романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". 3Сван -- один из героев романов М. Пруста. 419 С. 223 1Ангелус Силезиус (наст, имя Иоганн Шефлер, Scheffler; 1624--1677) -- немецкий поэт, врач; "Херувимский странник" (1674) -- книга философских изречений в стихах. С. 224 1Луис Леонский (1527--1592) -- испанский мистический писатель. 2Кортес (Cortes) Эрнан (1485--1591) -- испанский конкистадор, покоритель Мексики и всей империи ацтеков. 3Сузо (Зойзе) Генрих (1295--1366) -- немецко-швейцарский мистик. С. 227 1Беме (Bohme) Якоб (1575--1624) -- немецкий философ-мистик. С. 228 1Эбнер Маргарита (1291--1351) -- монахиня доминиканского ордена, прославившаяся мистическими видениями. С. 231 1Пифия -- в Древней Греции -- жрица-прорицательница дельфийского оракула при храме Аполлона в Дельфах. С. 232 ]Новалис (Novalis; псевдоним Фридриха фон Харденберга; 1772--1801) -- немецкий писатель, философ; испытал влияние "наукоучения" немецкого философа И. Г. Фихте (1762--1814). 2Неоплатонизм -- последний этап развития античного платонизма, существовавшего в виде ряда школ, ориентированных преимущественно на толкование диалогов Платона (427--347 до н. э.), родоначальника объективного идеализма -- одного из основных направлений античной философии. С. 233 1См., например: Гегель. Философия религии. Т. 2. С. 286. 2См., например: Ницше Ф. "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм" (Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 108); "Человеческое слишком человеческое" (там же. С. 310). С. 234 1Имеется в виду работа основоположника психоанализа 3. Фрейда (1856--1939) "Недовольство культурой" (1922), где культура рассматривается как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями человека и требованиями реальности. С. 235 ]Дао -- важнейшая категория китайской философии и культуры, одно из значений которого -- благой ход общественных событий и человеческой жизни, зависящий как от предопределения, так и от отдельной личности. 2Нирвана -- одно из центральных понятий индийской религии и философии, означающее высшее состояние, конечную цель человеческих стремлений. 420 С. 241 1Сенанкур (Senancour) Этьен Пивер де (1770--1846) -- французский писатель, автор философской книги "Раздумья об изначальной природе человека" (1799). 2Франциск Ассизский, св. (1182--1226) -- учредитель названного его именем нищенствующего ордена, углубивший христианскую идею бедности: из отрицательного признака отречения от мира он возвел ее в положительный идеал жизни, который вытекал из следования примеру бедного Христа. "Цветочки", как отмечает В. И. Герье, одно из повествований о жизни Франциска Ассизского, монашеское по происхождению и содержанию, но народное по языку и духу. С. 246 1Филипп Орлеанский (Philippe d'Orleans; 1674--1723) -- регент, правивший Францией во времена малолетства короля Людовика XIV (1715--1723). С. 257 1Кассиан Иоанн Эремит, или Кассиан Массилийский (Марсельский) (360--435) -- знаменитый отшельник и один из основоположников западного монашества, ос нователь двух монастырей в Марселе. 2Евагрий Схоластик (ок. 536--600) -- антиохийский юрист, автор шеститомной "Церковной истории", обнимающей время с 431 по 594. 3Нил Синайский, преподобный (ум. ок. 400) -- монах одного из синайских монастырей. Автор сочинений: "Письма к разным лицам числом 1061", "Мысли" и др. С. 262 1Бита (Bichat) Мари Франсуа Ксавье (1771--1802) -- французский физиолог, анатом, хирург. С. 263 1Ките (Keats) Джон (1795--1821) -- английский поэт-романтик, выступал против пуританского ханжества. "ИСТОРИЯ И УТОПИЯ" Перевод выполнен по: Goran E. M. Histoire et utopie Editions Gallimard. Paris, 1960. С 275 1"Единственный и его собственность" (1844) -- труд немецкого философа, теоретика анархизма Макса Штирнера (псевдоним Каспара Шмидта -- Schmidt; 1806--1856). С. 281 1Гностики (от греч. gnostikos -- познающий) -- философы или теологи первых столетий после возникновения христианства, которые пытались познать скрытые в вере мистерии путем философской спекуляции. С. 284 1Карл Великий (Carolus Magnus; 742--814) -- франкский король с 768 г., с 800 г. -- император. 421 2Фридрих II Гогенштауфен (1194--1250) -- германский король и император Священной Римской империи с 1212 г., король Сицилии с 1197 г. 3Карл V Мудрый (1338--1380) -- французский король с 1364 г. С. 285 1Мехмед II (Mehmet) Фатих (1432--1481) -- турецкий султан в 1444 г. и в 1451--1481 гг. С. 286 1Филиокве (лат. filioque; букв. -- и от сына) -- добавление, сделанное в VII в. западнохристианской церковью к христианскому "Символу веры" IV в., в догмат о Троице. В этом добавлении утверждается, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но "и от Сына", что, как предполагается, стало одним из поводов для разделения христианской церкви на Западную и Восточную (римско-католическую и православную). С. 287 1Первая империя Франции -- период правления императора Наполеона I (1804-- 1814 и 1815 гг.). С. 288 1Энциклопедисты -- коллектив авторов (Дидро, Д'Аламбер, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо и др.) французской "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел", изданной в 1751--1780 гг. (см. примеч. к с. 119). 2Век Просвещения -- время распространения и господства идеологического течения и философской концепции Просвещения, ядро которых составляет убеждение в решающей роли знаний и особенно познания "естественного порядка" для исправления социальных отношений; на французской почве получили наибольший размах в 1715--1789 гг. 3Сотериология (от греч. soterion -- спасение) -- учение христианской церкви о спасении. С. 295 1Дюрер (Durer) Альбрехт (1471--1528) -- немецкий живописец, гравер, теоретик искусства эпохи Возрождения. С. 299 1Ариман -- греческое название древнеиранского божества Анхра-Майнью -- воплощающего зло. 2Кальвин (Calvin, латинизиров. Calvinus; фр. Cauvin -- Ковен) Жан (1509--1564) -- деятель Реформации, основатель кальвинизма (см. примеч. к с. 119). С. 300 1"Государь" (1532) -- трактат итальянского политического мыслителя, общественного деятеля, историка, военного теоретика Никколо Макиавелли (Machiavelli; 1469--1527). С. 302 1Помпеи Великий (Pompeius Magnus) Гней (106--48 до н. э.) -- римский полководец. 422 2Цезарь Гай Юлий (Caius Julius Caesar; 100--44 до н. э.) -- римский государственный деятель, полководец, писатель. 3Брут (Brutus) Децим Юний Альбин (ок. 84--43 до н.э.) -- один из военачальников Цезаря. 4Октавиан Август (Octavianus Augustus; 63 до н. э. -- 14 н. э.) -- римский император (с 27 до н. э.), внучатый племянник Цезаря. 5Марк Антоний (Marcus Antonius; ок. 83--30 до н. э.) -- римский полководец, сторонник Цезаря. 6"Дух законов" -- речь идет, вероятно, о произведении французского просветителя и правоведа Шарля Монтескье "О духе законов". 7Сулла (Sulla; 138--78 до н. э.) -- римский полководец. 8Калигула (Caligula; 12 до н. э. -- 41 н. э.) -- римский император с 37 г. 9Клавдий (Claudius; 10 до н. э. -- 54 н. э.) -- римский император с 41 г. 10Домициан (Domitianus; 51--96) -- римский император с 81 г. С. 305 1Фурии -- римские богини мщения. 2Юпитер -- в римской мифологии -- бог неба, дневного света, грозы, царь богов. С. 307 1Люцифер -- в христианской традиции -- одно из обозначений сатаны. 2Плотин (204--270) -- римский философ-платоник, основатель неоплатонизма. Главным положением его философии является учение о Едином, первоначале всего, находящемся выше сущего и за пределами бытия. С. 318 1Утопия (греч. и -- нет, topos -- место) -- то есть место, которого нет нигде. С. 319 1Кампанелла (Campanella) Томазио (1568--1639) -- итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. Труд "Город солнца" опубликован в 1623 г. 2Кабе (Cabet) Этъенн (1788--1856) -- французский публицист, идеолог "утопического коммунизма". Его социально-философский роман "Путешествие в Ика-рию" (1840) изображает устройство утопического коммунистического общества. 3Фуръе (Fourier) Франсуа Мари Шарль (1772--1837) -- французский утопический социалист, автор работ "Всемирная гармония" (1803), "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829) и др. Фаланстер у Фурье -- крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством; общество, которое приведет к ликвидации разрыва между городом и деревней, к объединению всех видов человеческой деятельности. 4Моррис (Morris) Уильям (1834--1896) -- английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель, автор социально-утопического романа "Вести ниоткуда, или Эпоха счастья" (1891). С. 320 1Патмос -- скалистый остров в Эгейском море, служивший во времена римских императоров местом ссылки. Автор Откровения св. Иоанна Богослова был отправлен на Патмос и, как предполагается, здесь записал свои видения. 2Ср.:Откр. 6:12--16. 423 С. 321 1Антиманихеична -- имеется в виду противоположность утопии манихейству, религиозному учению (основатель -- перс Мани; ок. 216--277) об окончательном торжестве добра над злом. 2Кондорсе (Kondorcet) Жан Антуан Никола (1743--1794) -- французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель, один из основоположников идеи исторического прогресса. С. 323 1Mop (More) Томас (1478--1535) -- английский гуманист, государственный деятель и писатель, автор всемирно известной "Утопии" (1516), содержащей описание идеального строя фантастического острова Утопии. С. 328 1Хилъдегарда Бингенская (Hildegard; 1098--1179) -- аббатисса построенного ею же монастыря Рупертсберг, славилась как пророчица; ее записки "Путеведение, или Три книги видений и откровений" (1628) являются первыми анналами немецкого мистицизма. С. 329 1Речь идет о словах, открывающих "Вторую Дуинскую эллегию" Рильке: "Каждый ангел ужасен", служащих лейтмотивом почти всех Дуинских эллегий. 2Гесиод (кон. VIII в. до н. э. -- 1-я пол. VII в. до н. э.) -- древнегреческий поэт, родоначальник в древнегреческой литературе дидактического эпоса, который представлен в его творчестве поэмами "Теогония" и "Труды и дни". 3Речь идет о трагедии Эсхила "Прометей прикованный". С. 331 1Вико (Vico) Джамбаттиста (1668--1744) -- итальянский философ, выдвинул идею объективного характера исторического прогресса. С. 332 1Эпиктет (ок. 50--140) -- римский философ-стоик. С. 333 1Прудон (Proudhon) Пьер Жозеф (1809--1865) -- французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. 2Пелагианство -- одна из важнейших христианских ересей, возникшая в начале V в. на почве споров о благодати Божией, о первородном грехе и смерти, о предопределении; родоначальник -- знаменитый ересиарх Пелагий (род. ок. 360). 3Оуэн (Owen) Роберт (1771--1858) -- английский утопический социалист. С. 335 1Анфантен (Enfantin) Бартелеми Проспер (отец Анфантен; 1796--1864) -- французский экономист, ученик и последователь Сен-Симона, которого привлекала экономическая сторона учения последнего и его идея "нового христианства". С. 336 1Лоррен (Lorrain) Клод (1600--1682; наст, имя Клод Желле) -- французский живописец. 424 С. 337 1См., например: Ницше. Esse Homo. Сумерки идолов. Как философствуют молотом // Ницше. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 757. 2Барт (Barth) Карл (1886--1968) -- швейцарский протестантский теолог. "ПАДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ" Перевод выполнен по: Cioran E. M. La Chute dans le temps. Editions Gallimard. Paris, 1964. С. 340 1Бытие. 2:16, 17. С. 352 1Прозелитизм -- стремление обратить других в свою веру; горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям. С. 354 1Антисфен (ок. 455--360 до н. э.) -- древнегреческий философ, основатель школы киников, сосредоточивших свое внимание на решении этических вопросов: возвращение человека к естественной природе путем обращения к аскетическому образу жизни и отказа от внешних общественных, государственных и материальных условностей. 2Эпикур (341--270 до н. э.) -- древнегреческий философ, в сфере морали учил о неубывающем наслаждении -- отсутствие страданий, состояние полной душевной безмятежности, независимость от внешних условий. 3Хрисипп (ок. 280--204 до н. э.) -- древнегреческий философ-стоик, в этике разрабатывал учение о стремлении к самосохранению. С. 358 1Атараксия -- в древнегреческой философии -- невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. С. 361 1Речь идет о труде древнегреческого философа Секста Эмпирика (2-я пол. II -- нач. III в.), являющемся важнейшим источником сведений об античном философе Пирроне (365--275 до н. э.), основателе античного скептицизма (см. примеч. 3 к с. 15). 2Монтень (Montaigne) Мишель Эйкем (1533--1592) -- французский философ эпохи Возрождения. 3Юм (Hume) Дэвид (1711--1776) -- английский философ, историк, экономист. С. 367 1Будда ("пробужденный", "просветленный") -- имя, полученное индийским царевичем Сиддхартхой Гаутамой (ок. 560--480 до н. э.), основателем религиозно-философского учения, известного как буддизм. С. 369 1Римское государство (согласно преданию, основано ок. 754--753 до н. э.) стало империей со времени правления Августа. 425 2Сидоний Аполлинарий (ок. 432--483) -- римский поэт. 3Кассий Дион Коккеян (ок. 155--235) -- древнегреческий историк. С. 383 1Фома -- один из двенадцати апостолов, учеников-последователей Христовых. -- Речь идет об одном из апокрифических евангелий, приписываемых Фоме. С. 390 1Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. М.: Правда, 1983. С. 194. 2Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. С. 186. С. 392 1См.: Библия, Книга Екклесиаста, или Проповедника. С. 393 1Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. С. 209. С. 394 1Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. С. 206. С. 395 1Шакья-Муни (отшельник из "шакьев", Будда) -- имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623--544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии. 2Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (1788--1860) -- немецкий философ. 3Бхагавадгита -- памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, философская основа буддизма. С. 396 1Веданта -- наиболее известная и влиятельная система древнеиндийской религиозной философской мысли. С. 403 1Эпиктет (ок. 50--140) -- римский философ-стоик, проповедовавший аскетический образ жизни. 2Аякс -- герой Троянской войны. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Август Октавиан, имп. -- 192, 302, 423 Августин Блаженный Аврелий -- 161, 418 Аксаков С. Т. -- 244 Аларих I -- 204 Александр Македонский Великий -- 61, 414 Алкивиад -- 18, 192, 412 Ангелус Силезиус (Иоганн Шефлер) -- 223, 420 Анджела из Фолиньо -- 88, 107, 228 Антиох III Великий -- 177, 419 Антисфен -- 354, 426 Анфантен Бартелеми Проспер -- 335, 425 Апиций Марк Габий -- 95, 414 Аристарх Самофракийский -- 219, 420 Аристотель -- 39, 118 Байрон Джордж Ноэл Гордон -- 197 Барт Карл -- 337, 425 Бах Иоганн Себастьян--49,91,102,122, 164 Беме Якоб -- 227, 420 Бернини Лоренцо -- 107, 415 Бетховен Людвиг ван -- 122 Биша Мари Франсуа Ксавье -- 262, 421 Блейк Уильям -- 157 Блуа Леон -- 105 Бодлер Шарль -- 87, 109, 145, 265, 414 Боссюэ Жак Бенинь -- 121, 416 Брут Децим Юний Альбин -- 302, 423 Будда -- 55,117, 147,148, 190,235,261, 299, 322, 367, 389, 395 Валери Поль -- 28, 87, 168, 412 Вейнигер Отто -- 130 Вико Джамбаттиста -- 331, 425 Вовенарг Люк Клапье де -- 128, 416 Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) -- 128, 195,209,210,358,416 Галиани, аббат -- 162 Ганивет Гарсиа Анхель -- 168, 418 Гегель Георг Вильгельм Фридрих -- 39, 51,103,147,159,197,233 Гельдерлин Иоганн Кристиан Фридрих -- 87, 198,227,414 Георг Стефан -- 87, 414 Гераклит Эфесский -- 51 Герцен А. И. -- 292 Гесиод -- 329, 336, 337, 425 Гете Иоганн Вольфганг-- 192,197,206, 391 Гитлер (Шикльгрубер) Адольф -- 180, 284, 295, 297 Гоголь Н. В. -- 244--246, 287, 292 Гомер -- 95, 97 Гофмансталь Гуго фон -- 94 Гюндероде Каролина фон -- 130 Данте Алигьери -- 213 Декарт Рене -- 221 Деффан Мари дю -- 18, 128, 412 Диоген Лаэртский -- 61 Диоген Синопский -- 15, 61, 62, 414 Домициан, имп. -- 302 Достоевский Ф.М. --109,145,167,217, 287, 288, 335, 337, 395, 396 Дрейфус Альфред -- 210--211,419 Дюрер Альбрехт -- 69, 295, 423 Евагрий Схоластик -- 257, 421 Екатерина Сиенская -- 107 427 Иван IV Васильевич Грозный -- 284 Иеремия -- 192 Иероним Евсевий Софраний, св. -- 204 Иисус Христос--106,112,177,179,226, 319,322,324 Иоанн, св. -- 192 Иоанн Златоуст -- 322 Исайя -- 192 Кабе Этьенн -- 319, 320, 335, 424 Калигула, ими. -- 302, 423 Кальвин Жан -- 299, 423 Кампанелла Томмазо -- 319, 328, 424 Кант Иммануил -- 39, 48, 51, 103 Карамзин Н. М. -- 288 Карл Великий -- 284, 422 Карл V Мудрый -- 284, 293, 299, 422 Кассиан -- 257 Кассий Дион Коккеян -- 369, 426 Китс Джон -- 198, 253, 303, 365 Клавдий, имп. -- 302, 423 Клейст Генрих фон-- 130, 263, 416 Кондорсе Жан Антуан Никола -- 321, 424 Кортес Эрнан -- 224, 420 Кьеркегор Серен -- 138, 145, 202, 239, 245 Лабрюйер Жан де -- 207, 419 Лао-цзы -- 51, 145, 152, 164, 235, 405, 413 Ларошфуко Франсуа де -- 128, 321, 416 Лейбниц Готфрид Вильгельм -- 39 Ленин (Ульянов) В. И. -- 288 Лойола Игнатий -- 38, 412 Лоррен (Желле) Клод -- 336, 337, 425 Людовик XIV-- 129, 265 Лютер Мартин-- 14,139,146,224,237-- 239,280,299,411 Магомет (Мухаммад) -- 299 Малларме Стефан -- 74 Марк Аврелий -- 139, 149,237,274,417 Марк Антоний -- 302, 423 Маркс Карл-- 159, 280 Мендельсон Мозес -- 181, 419 Менипп -- 61, 414 Местр Жозеф Мари де -- 210, 419 Мехмед II Фатих -- 285, 422 Мишле Жюль -- 162, 418 Монтеверди Клаудио -- 164 Монтень Мишель де -- 361, 426 Монтескье Шарль Луи -- 95, 209 Мор Томас -- 323, 328, 424 Моррис Уильям -- 319, 424 Моцарт Вольфганг Амадей -- 164 Муссолини Бенито -- 297 Навуходоносор -- 180 Наполеон I Бонапарт--89,154,162,197, 284, 297 Нерваль (Лабрюни) Жерар де --130,416 Нерон, имп. -- 15, 28, 72, 75, 274, 302, 411 Нил Синайский -- 257,421 Ницше Фридрих --48, 88,138,139,145, 152,233,337,346,413 Новалис (Фридрих фон Харденберг) -- 232, 246, 263, 420 Олимпий -- 98 Ортега-и-Гасет -- 168, 418 Оуэн Роберт -- 333, 425 Павел, ап. -- 15, 98, 103, 178, 234--237, 239 Паллад -- 98 Паскаль Блез-- 108, 121, 129, 145, 190, 195, 221, 233, 239, 241, 265, 361, 415 Патер Уолтер -- 198, 419 Педро из Алькантары -- Пелагий (Морган) -- 333 Петр, ап. -- 103, 285 Пеги Шарль-- 182, 419 Петр I Великий -- 288 Пиррон -- 15, 191, 365, 405, 411 Платон -- 39, 61, 103, 164, 323, 368 Плотин -- 307, 423 Помпеи Великий Гней -- 302, 423 Порфирий -- 98 Посидоний Апамейский -- 177, 419 Прудон Пьер Жозеф -- 333, 425 Пруст Марсель -- 84, 129, 168, 215, 416 Пушкин А. С. -- 246, 396 Рембо Артюр -- 152, 168 Ренан Жозеф Эрнест -- 162, 418 Ривароль Антуан -- 128, 416 Рильке Райнер Мария -- 87, 281 Розанов В. В. -- 190 Руссо Жан Жак -- 139, 162, 417 Сад Донасьен Альфонс Франсуа де -- 128,416 Свифт Джонатан -- 245, 256, 320 Секст Эмпирик -- 361 428 Сенанкур Этьенн Пивер де -- 241, 421 Сенека Луций Анней Младший -- 177, 419 Сен-Симон Клод Анри де -- 207, 246, 265,335,402,419 Сент-Эвремон -- 129, 209, 416 Сервантес Сааведра Мигель де -- 167 Сократ -- 48, 61, 233, 234, 307, 413 Соловьев В. С. -- 292, 358 Соломон -- 184, 191, 392, 395 Сталин (Джугашвили) И. В. -- 288, 295, 297 Стендаль (Бейль Анри Мари) -- 209 Сузо Генрих -- 224 Сулла -- 302, 423 Талейран-Перигор Шарль Морис -- 82, 209, 414 Тацит Публий Корнелий -- 180,182,210 Тереса де Хесус или Тереза де Авила -- 14, 38, 88, 105, 107--109, 111, 264,411 Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс -- 202,419 Тиберий, имп. -- 15, 256, 302, 411 Токвиль Алексис -- 162, 417 Толстой Л. Н. -- 389--396 Торквемада Томас -- 135, 416 Тютчев Ф. И. -- 172 Унамуно Мигель де -- 168 Фаге Эмиль --211,419 Филипп II, исп. король -- 166, 299, 418 Филипп III -- 167 Филипп Орлеанский -- 192, 246, 421 Флобер Гюстав -- 203 Франциск Ассизский -- 241, 257, 421 Фрейд Зигмунд -- 234, 421 Фридрих II Гогенштауфен -- 284, 422 Фурье Шарль -- 319, 321, 331, 424 Фуше Жозеф -- 82, 414 Хильдегарда Бингенская -- 111,328 Хрисипп -- 354, 426 Хуан де ла Крус (Хуан Иепес) --109,224, 415 Цезарь Гай Юлий -- 93, 298, 302 Цельс Авл Корнелий -- 98, 177, 414 Цицерон Марк Тулий -- 177, 418 Чаадаев П. Я. -- 287 Шамфор Себастьян Рош Никола -- 128, 283 Шанкара--164,418 Шатобриан Франсуа Рене де -- 121, 241 Шекспир Уильям -- 14, 26, 49, 62, 102, 120,207,213,227,245 Шелли Перси Биш -- 26, 62, 87 Шопенгауэр Артур -- 395, 427 Эбнер Маргарита -- 228, 420 Экхарт Иоганн (Майстер Экхарт) -- 100, 152,215,223,224,226,415 Элиот Томас Стернз -- 215, 420 Эль-Греко (Теотокопули) -- 109 Эннодиус Сидоний Аполлинарий -- 369, 426 Эпиктет -- 403 Эпикур -- 234, 354, 356, 426 Эсхил --78, 188, 329 Юлиан Отступник, имп. -- 98, 139, 414 Юм Дэвид --361,426 СОДЕРЖАНИЕ Сиоран, или Горькие силлогизмы на вершинах отчаяния. Валерий Никитин 3 О РАЗЛОЖЕНИИ ОСНОВ О разложении основ 14 Случайный мыслитель 84 Лики вырождения 94 Святость и гримасы абсолюта 105 Обрамление знания 117 Книга отречений 120 ИСКУШЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ I. Мыслить против себя 144 II. О выдохшейся цивилизации 153 Маленькая теория судьбы 166 Преимущества изгнания 172 V. Обособленный народ 175 VI. Письмо о нескольких тупиках 194 VII. Стиль как приключение 206 VIII. По ту сторону романа 213 IX. Ремесло мистика 222 X. Ярость и безропотность 231 XI. Искушение существованием 260 ИСТОРИЯ И УТОПИЯ I. О двух типах общества. Письмо к далекому другу 272 II. Россия и вирус свободы 283 III. В школе тиранов 293 IV. Одиссея злобы 304 430 V. Механизм утопии 318 VI. Золотой век 328 ПАДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ Древо жизни 340 Портрет цивилизованного человека 350 Скептик и варвар 360 Можно ли считать демона скептиком? 370 Желание и ужас славы 374 О болезни 382 Самый древний из всех страхов 389 Опасность мудрости 396 Выпасть из времени 405 Примечания 411 Указатель имен 427 Научное издание Сиоран ИСКУШЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ На переплете помещена репродукция с картины Рене Магритта "Падение дома Эшеров" (частная коллекция, Кельн) В книге использована графика С. Дали и П. Пикассо Заведующий редакцией М. М. Беляев Ведущий редактор Т. И. Трифонова Редактор Ж. П. Крючкова Художественный редактор О. Н. Зайцева Технический редактор Т. А. Новикова ЛР No 010273 от 10.12.97. Сдано в набор 07.10.02. Подписано в печать 22.01.03. Формат 60х901/16. Бумага офсетная. Гарнитура "Таймc". Печать офсетная. Усл. печ. л. 27. Уч.-изд. л. 34,15. Тираж 2000 экз. Заказ No 48. Электронный оригинал-макет подготовлен в издательстве. Издательство "Республика" Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. ГП издательство "Республика". Миусская пл., 7, Москва. А-47, ГСП-3 125993. Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП "Уральский рабочий". 620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.