ндийских сказаниях. Демон Равана, участвовавший в битве демонов с Рамой, известен по "Рамаяне". Васудева -- имя брахмана, который был министром последнего представителя династии Шунга и в результате переворота сам основал новую династию Kaнваяна ок. 72 г. до н.э. Нала, соперник Дасы в борьбе за власть и за женщину, носит то самое имя, которое со времен Жуковского известно русскому читателю как "Наль". Имя "Правати" заставляет вспомнить обольстительную супругу бога {1_04}Шивы Парвати, любострастными мыслями о которой Камадева пытался отвратить Шиву от аскетического подвига. То же относится и к прочим именам, кроме имени Дасы, по сбоему смыслу соответствующего именам "Кнеxт", "Слуга", "Фамулус". [3_2_3_02] Майя -- в индийской религиозной философии понятие мирозиждительной, космической иллюзии, которая должна быть преодолена усилием самоуглубления. "Для того, кто достиг состояния истины и действителъности, весь видимый мир исчезает" ("Веданта-сутра-бхашья", II, 1, 14). [3_2_3_03] ...а на коленях у нее лежал его сын Равана. -- Образу Правати с мертвым сыном на коленях Гессе придает явственные черты изученного Юнгом архетипа Великой Матери, которая вновь и вновь рождает свое Дитя, губит его в своих смертоносных объятиях и застывает в плаче над его окровавленным телом. Эта всерождающая и всегубящая, беспредельно ласковая и беспредельно жестокая Мать, лгущая самим своим бытием, -- символ все той же "майи". [3_2_3_04] Леса он больше не покидал. -- Эта фраза, замыкающая не только новеллу, но и всю книгу в целом, намечает, наряду с главным движением рассказа о Кнехте, то есть движением от касталийской духовности к "миру", встречное, обратное движение и возвращает нас к эпиграфу, возвещавшему желательность Касталии как оплота "истинной духовности" и бескомпромиссных поисков смысла жизни.