нас теперь не видел, - и положил ее голову к себе на колени, как много лет назад под сенью извечной пирамиды, в ту ночь, когда мы совершили святотатство. Я поцеловал ее ледяной лоб и покинул дом Смерти - отмщенный, но раздавленный отчаяньем. - Эй, врач, - окликнул меня начальник стражи, когда я выходил из ворот, - что происходит в мавзолее? Я слышал крики, не умер ли там кто-нибудь? - Там ничего не происходит, все уже произошло, - ответил я ему и ушел прочь. Скоро в темноте я услышал голоса и быстрые шаги людей цезаря. Я побежал домой и у ворот увидел Атуа, она ждала меня. Атуа тотчас же увлекла меня в дальнюю комнату в заперла засовы. - Ну что, все кончено? - спросила она, вглядываясь в меня при свете светильника, лучи которого падали на ее иссохшее лицо и белые, как соль, волосы. - Глупая, зачем мне спрашивать - я и так знаю, что кончено. - Да, Атуа, все кончено, мы не напрасно трудились. Все умерли: Клеопатра, Ирада, Хармиана, один лишь я остался жить. Старуха выпрямила свои согбенные плечи и воскликнула: - Ну вот, теперь позволь и мне отойти с миром, ибо исполнились мои желания: твои враги и враги Кемета мертвы. Ах-ха! Не зря я жила на этом свете больше срока, отпущенного людям! Я выполнила назначенное мне богами: долго я собирала росу Смерти, и вот твои враги ее наконец выпили! Упала корона с этого надменного лба! Повержена в прах та, что столько лет бесславила Кемет! Ах, почему я не видела, как умирает эта распутница! - Довольно, Атуа, довольно! Мертвые принадлежат царству мертвых. Осирис тотчас призывает их к себе, и вечное молчание смыкает их уста. Не надо оскорблять великих после того, как они пали. Давай лучше поспешим, нам надо плыть в Абидос, ведь еще не все завершено. - Плыви, Гармахис, плыви, мой внук, я уже не буду сопровождать тебя. Я не могла позволить моей жизни оборваться лишь потому, что жаждала покарать твоих врагов. Теперь я развяжу узел, который держит мою жизнь, и отпущу мой дух на свободу. Прощай, царевич, паломница закончила свой путь. Гармахис, мое дитя, я любила тебя всю жизнь, с колыбели, люблю с такой же нежностью и сейчас, но больше в этом мире я не смогу делить с тобой твои невзгоды - иссякли мои силы. Прими мой дух, Осирис! - Ее дрожащие колени подогнулись, она медленно опустилась на пол. Я подбежал к ней, поднял на руки, стал вглядываться в ее лицо. Она была мертва, я остался один на этом свете, без единого друга, который поддержал бы меня. Я вышел из дому и пошел по улицам, никто меня не остановил, ибо весь город был в смятении, добрался до гавани, где меня ждало заранее приготовленное судно, и покинул Александрию. На восьмой день я высадился на берег и зашагал пешком мимо возделанных полей туда, где должна была решиться моя судьба - к священным храмам Абидоса. Я знал, что здесь, в святилище божественного Сети, возобновилось служение богам, это Хармиана убедила Клеопатру смягчиться и отменить запрет, а также вернуть храму земли, которые когда-то отняла, хотя с его богатствами Клеопатра не пожелала расстаться. Храм подвергся очищению, и вот сейчас, во время мистерий, посвященных Осирису и Исиде, здесь собрались верховные жрецы всех древних храмов Египта, чтобы отпраздновать возвращение богов в их священный дом. Я вошел в город. Был седьмой день празднеств в честь Осириса и Исиды. По улицам, которые я так хорошо помнил, вилась нескончаемая процессия. Я влился в нее, и когда мы прошли сквозь храмовые ворота между могучими пилонами и вступили в не подвластные разрушительной силе Времени залы, я вместе со всеми запел торжественные слова призывания. Как хорошо я их знал! Несем свою скорбь мы в залы великого храма, Несем свою скорбь в семь его древних святилищ. Пламенно молим светлого бога: "Воскресни! Вернись к нам, Осирис, из мрачного царства Смерти! Вернись, благодатный, даруй нам надежду и радость!" И вот священное песнопение смолкло, и, как прежде, едва лишь божественный Ра скрылся за горизонтом, верховный жрец взял статую воскресшего Осириса и поднял высоко перед толпой. С радостными возгласами: "Осирис! Наша надежда, Осирис!" - люди сбросили с себя черные балахоны, под которыми оказались белые одежды, и все, как один, склонились перед великим богом. Потом все разошлись по домам, где их ждал праздничный ужин; один лишь я остался во дворе храма. Немного погодя ко мне подошел один из младших жрецов и спросил, какое дело привело меня сюда. Я объявил ему, что прибыл из Александрии и хочу предстать перед Советом верховных жрецов, ибо мне ведомо, что великие жрецы собрались сейчас и обсуждают события, которые произошли в Александрии. Жрец ушел, а верховные жрецы, услышав, откуда я приплыл, велели ему тотчас же привести меня к ним, во второй Зал Колонн и Статуй, и жрец меня повел. Уже стемнело, между огромными колоннами горели светильники, как в ту ночь, когда меня короновали фараоном Верхнего и Нижнего Египта. Как и тогда, в резных креслах, поставленных длинным рядом, сидели духовные владыки и беседовали. Все было как прежде, те же бесстрастные лики богов и царей взирали с не подвластных Времени стен своими пустыми глазами. Но это еще не все! Среди собравшихся на совет было пятеро сановников из верхушки великого заговора, они присутствовали на моей коронации, и только им одним удалось избегнуть расправы Клеопатры и разящей косы Времени. Я встал на то же место, где стоял, когда на меня возлагали корону, и с горечью в сердце, которую невозможно описать, приготовился к тому, что презрение этих достойнейших граждан Египта сейчас испепелит меня. - Да это же врач Олимпий, - сказал кто-то из верховных жрецов. - Тот самый, что долго жил отшельником в гробнице фараона близ Тапе, а потом стал приближенным Клеопатры. Скажи, врач, это правда, что царица умерла, что она совершила самоубийство? - Да, великие духовные наставники, я тот самый врач, кого называют Олимпием, это правда; правда и то, что Клеопатра умерла, но она не совершала самоубийства - ее убил я. - Ты?! Как это возможно? Но все равно: мы истинно ликуем, что этой отвратительной блудницы больше нет. - Выслушайте меня, о великие духовные наставники, я все вам расскажу, для того я и явился к вам сюда. Быть может, кто-то из вас сидел здесь, в этом зале одиннадцать лет назад, на тайной коронации некоего Гармахиса, который был провозглашен фараоном Кемета? Мне кажется, я вижу несколько знакомых лиц. - Да, верно! - раздались возгласы. - Но как, Олимпий, может быть тебе такое ведомо? - Вас всего пять, - продолжал я, не отвечая на их вопрос, - а было тридцать семь знатнейших и достойнейших. Иные умерли, как умер Аменемхет; иных казнили, как казнили Сепа; иные, может быть, и по сей день надрываются в шахтах, как последние рабы; иные бежали в чужие края, опасаясь мести. - Все так, - сказали они, - увы, все это так. Подлый изменник Гармахис предал наш заговор и все позабыл ради этой распутной Клеопатры! - Да, это правда, - сказал я и поднял голову. - Гармахис предал заговор и все забыл ради Клеопатры. Достойнейшие из достойных, этот Гармахис - я. Ошеломленные жрецы и сановники воззрились на меня. Кто-то вскочил с кресла, начал взволнованно говорить, другие молчали. - Да, я тот самый Гармахис! Тот самый изменник, трижды клятвопреступник, предавший моих богов, мою отчизну, мои священные обеты! И я пришел сюда сказать все это вам. Я учинил божественное правосудие над той, что погубила меня и отдала Египет Риму. Много лет я упорно трудился и терпеливо ждал, и вот теперь, когда моя мудрость и вдохновение разгневанных богов помогли мне совершить возмездие, я принес на ваш суд мои преступления и мой позор, я готов принять кару, которая должна постигнуть предателя! - Ты знаешь ли, какая казнь ждет нарушившего священную клятву, ту клятву, которую не должно нарушать? - зловеще спросил меня тот из жрецов, который первым узнал во мне Олимпия. - Да, знаю, - ответил я, - я жажду этой казни. - О ты, который был Гармахисом, рассказывай же нам, как все произошло. И я спокойно, ясно поведал им о своих злодеяниях, не утаив ни одного. И с каждым моим словом их лица все мрачнели, я понял, что милости ко мне у них не будет; да я ее и не просил, а если б попросил, они бы вознегодовали. И вот я наконец закончил свой рассказ; жрецы велели мне удалиться и стали решать мою судьбу. Потом снова призвали к себе, и самый старший среди них, всеми почитаемый девяностолетний верховный жрец храма божественной Хатшепсут из Тапе, торжественно возгласил: - Гармахис, мы обсудили все, что ты нам сейчас рассказал. Ты совершил три самых тяжких преступления, какие только может совершить на этом свете человек. Ты вверг в несчастья наш Кемет, порабощенный ныне Римом. Ты нанес жестокое оскорбление небесной матери Исиде. Ты нарушил священную клятву. Тебе известно, что для всех этих преступлений есть лишь одна кара, и мы приговариваем тебя к ней. Да, ты лишил жизни распутницу, которая соблазнила тебя на путь бесчестия; ты назвал себя самым гнусным злодеем, который когда-либо стоял средь этих стен, но все это не смягчило наш приговор. О ты, нарушивший священные обеты жрец, продавший свою отчизну египтянин, лишившийся своей законной диадемы фараон, и на тебя падет проклятие Менкаура! Здесь, где мы венчали твою главу Двойной Короной, мы приговариваем тебя к казни! Иди в темницу и жди, когда падет меч Судьбы! Сиди там и вспоминай, какое тебе было уготовано величие, и сравнивай утраченный блеск с бесславным концом, который тебя постиг! Быть может, боги, которым по твоей вине скоро перестанут поклоняться в этих святынях, проявят к тебе милосердие - от нас его не жди! Уведите его! Меня схватили и повели прочь. Я шел, опустив голову, не поднимая взгляда, и все же чувствовал, как жгут меня их горящие гневом глаза. Такого мучительного позора я за всю свою жизнь не переживал. Глава X, повествующая о последних днях потомка египетских фараонов Гармахиса Меня отвели в тюремную камеру, что находится высоко в привратной башне храма, и здесь я дожидаюсь часа моей казни. Мне неведомо, когда опустится меч Судьбы. Течет неделя за неделей, месяц сменяется месяцем, а Судьба все медлит. Но я каждую минуту чувствую, что меч занесен над моей головой. Он упадет, я знаю, не знаю лишь - когда. Быть может, я проснусь в глухой час ночи и услышу шаги крадущихся ко мне убийц. Быть может, убийцы уже близко, рядом. Меня повлекут в тайную гробницу! Потом настанет непереносимый ужас! Меня положат в безымянный гроб! И наконец все кончится! О, скорее! Смерть, я жду тебя, спеши! Я кончил свою повесть и ничего в ней не утаил - ни преступлений, которые я совершил, ни мести, которой покарал виновников. Теперь все поглотила тьма, все обратится в прах, я готовлюсь к тем мукам, что предстоят мне в иных мирах. Я ухожу из этого мира, но ухожу с надеждой: увы, я больше не вижу великую Исиду, она не отзывается на мои молитвы, но я знаю, что она со мной, она никогда меня не оставит, мы с нею встретимся, я снова увижу ее лик. И тогда наконец, в тот далекий день, мне будет даровано прощение; тогда с меня спадет тяжесть содеянного мною зла и чистота души вернется, озарит меня и принесет божественный покой. О дорогая сердцу страна Кемет, сколь ясно я провижу твое будущее! Я вижу, как чужеземцы, народ за народом, утверждают на берегах священного Сихора свои знамена, как надевают на твою шею ярмо. Я вижу, как на твоей земле одна вера сменяется другой, третьей, десятой... как твой народ зовут молиться иным богам. Я вижу, как твои храмы - твои великие святыни - обращаются в руины, и те, кому когда-то еще только предстоит родиться, дивятся их несравненной красоте, проникают в священные гробницы и подвергают поруганию останки твоих великих фараонов. Я слышу, как профаны глумятся над божественными таинствами твоих знаний, как твоя древняя мудрость развевается по ветру, точно пески пустыни. Я вижу, как римский орел ломает крылья и разбивается о камни, хотя с его клюва еще каплет кровь его жертв; я вижу, как пляшут отблески костров на копьях варваров, которые придут на смену римским легионам... И вот наконец ты снова обретешь величие, о мой Кемет, ты снова обретешь свободу, к тебе вернутся твои боги, - да, твои истинные боги, хотя у них будет иной облик, иные имена, но все же это будут боги, которые хранили тебя в древности! За Абидосом садится солнце. Закатные лучи Ра зажгли огнем крыши храмов, облили красным сиянием зеленые поля пшеницы, окрасили в пурпурный цвет воды бескрайнего животворящего Сихора. Вот так же в детстве я наблюдал закат, вот так же последний луч Ра с прощальной лаской касался хмурого чела пилона, и та же тень ложилась на гробницы. Ничто не изменилось! Изменился лишь я, один только я, я стал совсем другим - и все-таки я прежний! О Клеопатра! Клеопатра, погубившая меня! Если бы я мог вырвать твой образ из моего сердца! Среди всех моих несчастий ты - самое горькое: я никогда не разлюблю тебя. Я обречен вечно лелеять этот укус змеи в моем сердце. В моих ушах будет вечно звучать твой тихий торжествующий смех... журчанье струй фонтана... песнь соло... (На этом записи в третьем свитке обрываются. Есть основания предположить, что к пишущему в это мгновенье пришли палачи, чтобы вести его на казнь.) КОММЕНТАРИИ КЛЕОПАТРА Стр. 27. ...невежды, который наивно обожествлял животных... - В Египте поклонялись божествам в образе животных, видя в последних воплощение тех или иных свойств божества. ...боги Кемета... - Та-Кемет, т.е. Темной (возделанной, орошаемой) землей называли свою страну сами египтяне - в отличие от Красной земли, пустыни. ...Осирис (егип. Усире) - один из древнейших богов Египта, которому поклонялись в городе Диду (греч. Бусирис); позже отождествлен с богом потустороннего мира - "Господином западных". Стр. 28. Исида (егип. Исет) - по наиболее распространенной версии мифа - супруга (и сестра) Осириса и мать Гора (Хора). В поздний период истории Египта культ ее приобрел широкое распространение, оттеснив отчасти даже культ Осириса. ...Птолемей Эпифан... - пятый царь так называемой македонской династии властителей Египта, при котором страна попала в зависимость от Рима. В его царствование свирепствовала смута. Птолемей V был отравлен. ...уничтожить династию македонских Лагидов... - Македонская династия правила Египтом в 323-30 гг. до н.э.; она утвердилась в стране после завоеваний Александра Великого, которого встретили здесь как освободителя от ненавистных персов. Называлась она династией Птолемеев (так как все цари ее носили такое родовое имя), или Лагидов, т.е. потомков Лага, отца Птолемея I Сотера. Стр. 29. ...Египет угнетали чужеземные властители... - В Древнем мире завоеватели отнюдь не всегда разоряли покоренную страну. В I тысячелетии до н.э. Египет несколько раз делался добычей чужеземцев. Но долина Нила издавна представлялась окружающим народам источником мудрости и внушала глубокое почтение. Недавно в Сузах найдено изваяние, изображающее персидского царя в виде египетского бога Атума; надпись, сохранившаяся на постаменте, содержит фразу, в которой слышится удивление перед случившимся: "Вот каменная статуя, которую царь Дарий повелел изготовить в Египте того ради, чтобы в будущем тот, кто увидит ее, знал, что перс владел Египтом". И персы, и македонские цари строили или реставрировали старые храмы, стремясь снискать симпатии жречества и народа. При Птолемеях построены: храм Исиды на острове Филе, храм Хора в Эдфу, храм Хнума-Ра в Эсне, храм Себека в Ком-Омбо, знаменитый, храм богини Хотор в Дендера и др. Великолепная колоннада, ведущая к храму Исиды, равно как и некоторые другие сооружения на острове Филе, возведены при Августе, Тиберии и Траяне. Стр. 30. ...в Ливийской пустыне... - Ливийской называлась пустыня, расположенная к западу от долины Нила в нижнем течении его. ...за абидосским храмом... - В городе Абидосе (егип. Абада), центре поклонения Осирису, находилось несколько культовых сооружений разных времен. ...варвары растерзали и сами мумии... - Сохранность тела после смерти считалась египтянами если и не необходимой, то весьма желательной для загробного существования человека. Грабители хорошо знали, что драгоценные амулеты находятся нередко внутри мумий. ...богиня Хатхор... - Первоначально Хатхор была богиней неба: ее имя означает Дом Хора, т.е. солнечного божества, каким был тогда Хор, которого некоторые мифы называют ее сыном. Он изображался в виде сокола или человека с головой сокола. Хор, сын Исиды, сделался покровителем египетских царей; так называемое "Горово имя" входило в царскую титулатуру. Стр. 31. ...храм Сети. - В Абидосе находится один из храмов, выстроенных царем XIX династии Сети I; он в сравнительно хорошей сохранности. Стр. 32. ...на стенах - рисунки... - Египтяне покрывали стены усыпальниц росписями и рельефами; росписи выполнены в технике, напоминающей фреску, рельеф был известен врезной и низкий выпуклый. Между рельефом и настенной живописью не существовало большой разницы, так как рельефные фигуры непременно раскрашивали, а в живописи некоторые детали - скажем, амулеты на человеческой фигуре - делали рельефными. Стр. 36. ...какой смертью умер этот человек... - Хаггард, вероятно, знал, что современник его, крупнейший египтолог Гастон Маспоро, обследовавший так называемую "мумию неизвестного царевича", высказал смелое предположение, что перед нами тело человека, казненного описанным выше способом. Стр. 37. ...вариант "Книги мертвых"... - "Книга мертвых" (название условное) представляет собой один из сборников магических и ритуальных текстов, повествующих о странствиях "души" умершего в потустороннем мире. ...сотрудников Булакского музея... - В помещении почты каирского квартала Булака эд-Дакрур в 80-х гг. прошлого века была развернута большая выставка египетских древностей, экспонаты которой поступили в знаменитый Каирский музей. Сотрудники музея были одновременно должностными лицами Службы древностей, учреждения, заведовавшего охраной памятников старины и следившего за вывозом их из Египта. Стр. 38. ...знал и иероглифическое, и демотическое письмо... - Египетская иероглифическая письменность состояла из знаков, форма которых воспроизводила те или иные предметы настолько ясно, что специалист чаще всего без особого труда узнает соответствующий предмет. Иероглифический курсив, знаки которого уже трудно отождествить с тем или иным предметом, называется иератическим письмом; от него происходит и так называемое демотическое письмо - нечто вроде иероглифической стенографии. Стр. 39. ...исполнительнице повелений Непостижимого... - Под именем Непостижимого, по-видимому, можно понимать Амона, отождествлявшегося в это время со многими другими богами, в том числе - с Осирисом. ...примерно то же, что Аид у древних греков... - Египетские представления об участи мертвых совершенно не сходны с греческими. Стр. 40. ...воссоединившийся... с Осирисом... - Согласно распространенной версии мифа, душа праведника (первоначально - лишь царя, но, начиная примерно с середины периода Среднего царства, - и любого человека) соединялась с богом потустороннего мира. ...потомок божественных фараонов... - Цари Египта и при жизни считались божествами, земными воплощениями великих богов Хора, Сетха, а начиная с V династии, солнечного бога Ра. ...владыка Двойной короны и царь Верхнего и Нижнего Египта... - Египет делился на Верхний - от первых порогов примерно до современного Каира, и Нижний, т.е. Дельту. Царь, хотя бы номинально правивший всей страной, именовал себя царем Верхнего и Нижнего Египта и носил Двойную корону: Белую корону (венец Верхнего Египта), вставленную в Красную (венец Нижнего Египта). Стр. 41. Пилоны. - Пилонами называются прямоугольные в плане башни со слегка наклонными внутрь стенами; обычно они фланкировали парадный вход на территорию храма. Аравийская пустыня. - Аравийской называлась пустыня к востоку от Нильской долины; по природным условиям она заметно отличалась от Ливийской. Яркие флаги. - По праздничным дням перед входами в храмы устанавливались высокие шесты с пучками ярких лент наверху. Стр. 42. ...царь Птолемей Авлет... - Птолемей XII Новый Дионис, отец Клеопатры, царствовал в 80-52 гг. до н.э. В результате династических распрей в 55 г. до н.э. потерял трон и был восстановлен на престоле с помощью римлян. ...Урей. - Уреем называется изображение кобры, воплощения Ауджет, богини Нижнего Египта, символ власти царя. На царских венцах часто рядом с уреем помещается голова Нехбет, богини Верхнего Египта, имевшей обличие коршуна (или, скорее, - грифа). ...Нектанеб, потомок вечноживущей Исиды... - Речь идет, по всей видимости, о Нектанебе II, правившем в 358-341 гг. до н.э. - последнем царе XXVI династии, который энергично, но безуспешно пытался организовать оборону страны против вторичного нашествия персов. Потомком Исиды царя можно считать в том смысле, что он - воплощение Хора, сына Исиды. ...правил страной со времен Гора... - Гор считался последним из великих богов, правивших египетской землей, непосредственным предтечей земных властителей Египта. ...на полях Иалу... - Поля Иалу (или Иару) - область царства мертвых, где, согласно одной из версий мифа, праведники ведут беззаботную жизнь удачливых земледельцев. ...предстанешь перед судом Осириса... - Представления о загробном суде имеются уже в ранних египетских текстах. Перед судом Осириса представала "душа" каждого умершего; оправданного ждало безмятежное существование, осужденного - уничтожение, окончательная смерть. Именно этого и страшились правоверные египтяне. ...все сорок два судьи... - В суде Осириса принимали участие сорок два божества, устрашающие имена которых позволяют видеть в них скорее карателей различных прегрешений, нежели судей. Сет (Сетх, Сутех) - один из древнейших нижнеегипетских богов, отношение к которому египтян сильно менялось со временем. В Раннем и Древнем царствах Сетх - убийца Осириса считался богом грозным, тем не менее цари II династии считают его своим покровителем, а царицы еще долго после того носят титул Зрящая Хора и Сетха (т.е. царя). Властители Среднего царства в первой части титулатуры упоминают лишь Хора, тогда как цари XIX династии снова поклоняются ему. При XXVI династии Сетх изгоняется из египетского пантеона, поскольку он превращается в олицетворение зла. Стр. 43. Божественная Триада. - Триадами называются своего рода семьи богов, такие, как Осирис, Исида и Хор либо Амон, Мут и Хонсу и т.д.; их было довольно много. ...в скальных гробницах... - Скальными гробницами называются усыпальницы, высекавшиеся в скалах ливийского нагорья, на западных окраинах Нильской долины. Гробницы эти не обязательно принадлежали лицам высокого звания: известны многочисленные усыпальницы людей самых простых. Стр. 44. ...взывая к великому Серапису... - Чтобы совместить религиозные представления египетского и греческого населения своей державы, Птолемей I ввел культ синкретического божества, получившего имя Серапис (Сарапис). Культ его разрабатывался коллегией жрецов. Египтяне отождествляли его с Осирисом и Аписом - воплощением богов Ра, Птаха и Харсиеси (Хора, сына Исиды), греки - со своим Аидом, богом мира мертвых, а также, возможно, с Зевсом и Дионисом. Серапис изображался в виде мужчины средних лет с добрым и благожелательным лицом, обрамленным пышными волосами и бородой. Культ его, зародившийся в Мемфисе, утвердился в Александрии и затем получил самое широкое распространение. В Египте ему поклонялась скорее греческая, нежели туземная часть населения. Остров Филе. - Филе - остров чуть выше Первых порогов, который греки со времен Геродота называли "жемчужиной Египта". Сохранившиеся здесь храмовые сооружения относятся главным образом к греко-римскому времени; древнейшее из них - храм Нектанеба II, посвященный Исиде. Рядом с Филе располагались острова Биге и Эль-Хесе, на которых также имелись интересные памятники архитектуры. Все три острова затоплены после возведения второй Асуанской плотины. Стр. 48. ...волосы черные, как у богини Нут... - Небесная богиня Нут рассматривается здесь как олицетворение ночи; отсюда и цвет ее волос. Стр. 51. ...на священном скарабее... - Скарабей (греч.). - жук, воплощение Хепри, бога восходящего солнца. Изображения скарабеев из различных материалов служили амулетами, печатями и своего рода памятными медалями; тогда на них наносили какие-то тексты. Здесь речь идет об известном скарабее царя Аменхотепа III, изготовленном в связи с празднованием его "юбилея" (тридцатилетия царствования) хебсед. На нем перечисляется, сколько крупных зверей убил этот великий охотник: "...львов, - ужасных, страшных львов пустыни, - сто двух..." Следует подчеркнуть, что царская охота имела смысл магического действа. Стр. 52. Птах - бог, особо почитавшийся в городе Мемфисе и один из величайших богов Египта; считался покровителем ремесла и искусства. Стр. 53. ...клянусь тем, кто покоится... - речь идет об Осирисе, тело которого убийца его, бог Сетх, растерзал на четырнадцать частей. Исида, разыскивавшая куски тела Осириса, по одним мифам - хоронила их там, где обнаруживала, по другим - собрала все вместе и погребла в Абидосе. Стр. 54. ...священнее, чем корона... - Царские венцы и скипетры были божествами; при дворе имелись священнослужители, отправлявшие их культ; сохранились тексты песнопений, исполнявшихся при этом. ...великий, как Александр Македонский... - Александр, захватив Египет, короновался в Мемфисе по местному обычаю. Стр. 57. ...воды Сихора... - Т.е. Нила: Нил для египтян, - как и все необычное, - был божеством; назывался он Хапи, а у порогов - Кебеху. Разлив Нила начинался примерно в то же время, когда происходил первый за лето восход Сириуса (середина июля); эта звезда называлась Сопдет и считалась богиней. Стр. 58. Царь Ох. - Охом звали персидского царя Артаксеркса III, при котором произошло второе нашествие персов на Египет. ...разве не убивают они наших детей... - После воцарения македонцев престолом страны целое столетие владели энергичные и деятельные правители; Птолемей I, будучи полководцем Александра, поражал последнего незаурядностью своего ума; Птолемей II был чрезвычайно образованным человеком. Но уже с конца III в. до н.э. хозяйство Египта вступило в длительный кризис, и после кончины Птолемея V Эпифана страна постепенно клонится к упадку; трон часто оспаривают несколько претендентов, население Александрии, да и других городов, включается в династические распри. Стр. 59. ...мимо белостенного Мемфиса. - По преданию, на месте города в пору Раннего царства стояла крепость царя Менеса - Белые стены; позднее городская цитадель называлась Хи-ку-Пта (Крепость "духа" Пта) - от него, видимо, греки произвели слово Айпоптос (Египет). Ана. - В Ана (библейский Он, Гелиополь греков) - центре почитания солнечного божества - сколько-нибудь значительных пирамид не обнаружено. Великие пирамиды расположены в Гизе, на юго-западе от Ана. ...в храмах которых... - Близ пирамиды обычно помещался поминальный храм царя. Стр. 61. Долина царей в Фивах. - На западном берегу Нила, поблизости Фив, среди отрогов Ливийского нагорья, находится ущелье, где строились скальные гробницы повелителей Нового царства. Амон. - Солнечный бог Амон был особенно почитаем в пору Нового царства; в эллинистическую эпоху культ его заметно утратил прежнее значение. Амон-Осирис. - Египетские божества, прежде считавшиеся различными, в тот или иной период начинают рассматриваться как разные ипостаси одного и того же бога. Стр. 62. ...привезли к нам, в Абидос, мумию... - Быть похороненным в Абидосе, священном городе Осириса, было мечтой каждого правоверного египтянина. Стр. 64. ...изображение Хор-эм-ахета... - Речь идет о так называемом Большом сфинксе, находящемся в Гизе, неподалеку от Великих пирамид. Менкаура - тронное имя царя IV династии, которого греки называли Микеринос. Сиенский гранит. - Великолепный розовый гранит египтяне добывали близ Сиены (современного Асуана). ...отворяющий уста богов... - Сепа, таким образом, либо жрец сем, производящий церемонию "отверзания уст" умершего (после чего тот может вкушать жертвенную пищу, а значит - и безбедно существовать в ином мире), либо он "кормит" статую божества во время вечернего богослужения. Стр. 66. ...выгравированы все до единого имена царей... - Отдельные фрагменты таких царских анналов сохранились. Стр. 68. Цитадель Бруцеум. - Во времена Клеопатры этот квартал города именовался Царским; название Неаполис Брухиум он получил позже, а стенами окружен при императоре Кракалле (211-217 гг). Стр. 71. ...и Птолемея постиг бесславный конец... - Птолемей XIII изгоняет Клеопатру в 48 г. до н.э., но уже в следующем году гибнет. ...Цезарь объявил младшего сына Птолемея Авлета... соправителем Клеопатры... - Птолемею XIV в это время было 11 лет; по всей вероятности, он устранен Клеопатрой (уже в 45 г. до н.э.). Цезарион - сын Клеопатры, Птолемей XV Цезарь; номинально, таким образом, Клеопатра VII никогда не правила от собственного имени, хотя и чеканила свою монету. Стр. 74. ...низменная плоть... - Ревнитель чистоты египетской религии не мог утверждать этого, т.к. противопоставление "духа" и "плоти" представлениям египтян чуждо. Стр. 78. ...отец был женат... - Египтяне не испытывали христианского страха перед полом, мысль о безбрачии показалась бы им в высшей степени странной. Во всяком случае, для них это было бы новшеством, которое сам Гармахис, по смыслу происходящего, должен отвергнуть. Стр. 79. ...боги очень ревниво относятся к смертным... - Египетские боги были очень близки к людям; их скорее любили, чем боялись. Стр. 80. ...ее небесной сестры, Невтиды... - Богиня Нефтида считалась сестрой Исиды и женой Сетха; первоначально была богиней мира мертвых. ...инструмент, связанный с культом Исиды... - Систр в гораздо большей мере связан с Хатхор и ее культом; на самом инструменте - часто даже если он в руках Исиды - видно лицо Хатхор в фас. Но иногда Осириса именуют "играющим на систре". Стр. 82. ...до правления фараона Менеса... - Царь Мина (греч. Менес) согласно Менефону был первым царем I династии Египта. ...но с неба на радужных крыльях... - Далее следует краткое изложение мифа об Исиде и Осирисе. Стр. 85. ...гром мириад барабанов... - При богослужении барабан, по всей видимости, в Египте исторических времен не употреблялся. Стр. 87. О, ты, которая всегда была, есть и будешь... - Такое представление об Исиде характерно для эллинистической эпохи с ее широким религиозным синкретизмом, но не для древней египетской религии. Стр. 93. ...из каждого нома... - Номами греки называли области Египта, примерно совпадавшие с теми независимыми княжествами, на которые делилась страна до Менеса. Стр. 94. ...подготовить... к обряду помазания... - В Египте при коронации на голову будущему царю лили воду. Стр. 95. ...сан... жреца пирамид... - Пирамиды считались божествами, но культ их - по крайней мере в I в. до н.э. - неизвестен. Жрецом пирамиды назывался и священнослужитель, отправляющий заупокойный культ царя. Стр. 96. ...сколько столетий содрогаются при виде копья римлян... - Римляне стали заметной силой в Средиземноморье лишь к III в. до н.э. Стр. 98. Атрибис - один из культовых центров Себека, бога в обличии крокодила или человека с головой крокодила. Стр. 99. Я опустился на трон... - Царский трон имел в древности самый простой вид: сиденье кубической формы и невысокая прямая спинка. Крылья Маат. - Крыльями Маат он осенен не был, потому что изображается богиня Маат обычно без крыльев (крыльями в позднее время иногда наделяется Исида). В пору Древнего царства повелителя Египта охраняет сокол Гора. ...жрец абидосского храма Ра-Мон-Ма. - Речь идет об упомянутом выше храме Сети I, тронное имя которого читается теперь как Мен-Маат-Ра. Стр. 100. Хор-эм-ахет - Большой сфинкс; как и он сам, храм его находится в Гизе, а не в Абидосе. Стр. 102. Мусейон - храм муз в Александрии; служил своего рода академией наук; при нем находилась знаменитая Александрийская библиотека, погибшая в результате пожара (48 г. до н.э.). Стр. 104. ...в Великой пирамиде близ Ана... - Великие пирамиды (усыпальницы царей Хуфу, Хафра и Менкаура) находятся в Гизе, выше по течению реки и на другом берегу ее, километрах в тридцати от Ана. Стр. 105. Мыс Лохиас. - На этом мысе находился один из дворцов Птолемеев; храм Сераписа располагался на юго-западе, за городскими стенами. ...купол мавзолея... - Александр умер в Вавилоне; через некоторое время среди македонян распространилось пророчество, будто тот, кто завладеет его телом, станет властелином мира. Птолемей Лаг тайно увез тело завоевателя в Египет и соорудил в Александрии усыпальницу для него в центральной части города. ...огромный и мрачный некрополь. - Городское кладбище Александрии находилось к западу от нее, за стенами. Гептастадиум. - Гептастадиумом называлась дамба, соединявшая мыс Лохиас и остров Фарос. Стр. 106. ...океаном и озером Мариотис. - Город с севера омывало Средиземное море (оно океаном не называлось), а с юга - большое озеро Мариотис; канал соединял его с морем, море же близ Александрии - по крайней мере, к востоку от нее - именовалось в это время Элевсинским. Стр. 107. ...наряд Исиды... - В древности царицам нередко полагалось выступать при некоторых ритуалах в убранстве тех или иных богинь. Стр. 108. ...знаменитый гладиатор... - По всей видимости, гладиаторских боев в эллинистическом Египте не проводили; цирки в Северной Африке стали появляться в I-II веках н.э. Стр. 109. ...диск полной Луны с троном Осириса... - На короне Исиды изображалось Солнце, а не Луна; трон был знаком Исиды, который нередко помещали прямо на голове ее изображений. Иероглифическим знаком такого вида писалось ее имя. ...на золотой шапочке... - Корона в виде коршуна (или, скорее, грифа) - священной птицы богини Верхнего Египта Нехбет - представляла собою обычный венец богини Мут, супруги Амона-Ра. Но нередко такую корону носят и другие богини. ...в одной руке священный ключ жизни тау... в другой - золотой царский жезл... - Ключом жизни автор называет иероглифический знак анх (слово "жизнь" писалось знаком анх с так называемыми фонетическими дополнениями: иероглифами, означавшими звуки них). Божества - и царственные особы в роли их - часто держат в руках такой знак и жезл (или посох) в форме иероглифического знака "сила". Стр. 118. ...разодетая в дорогие шелка... - В Средиземноморье китайский шелк появился где-то во II в. до н.э.; но имелся и упоминаемый ниже шелк с острова Кос (бомбицин). Употребление благовоний в то время было широко распространено и отнюдь не считалось признаком распутства. Стр. 122. ...богом грома Таранисом... - Таранис - кельтское божество. Стр. 126. Разгадай мне загадку... - Этим славился сфинкс (вернее, сфинга - существо женского рода) греческих, а не египетских преданий. Стр. 138. ...ибо они именуют Венерой... - Венера - латинское, а не греческое название планеты; по-египетски же она звалась Утренней звездой. Стр. 140. ...завтра вечером, за три часа до полуночи... - в Египте новые сутки начинались с восходом Солнца. Стр. 144. Шему - один из трех сезонов египетского года (сухой); первый месяц его - пахон. Стр. 146. ...навязал мне в мужья... - Обычай кровосмесительных браков известен в македонской династии, начиная с Птолемея II Филадельфа. Стр. 157. В этой Александрии, где все не так, как у людей... - Огромный эллинистический город Александрия со смешанным населением был совершенно чужд Египту, пребывал вне его. Латинское выражение "Александрия при Египте" хорошо определяет положение дел и в эпоху Птолемеев. Стр. 166. ...пенье Филомелы - т.е. соловья (по преданию, дочь афинского царя Филомела была обращена богами в эту птицу). Стр. 174. ...ибо я ненавижу их... - Иудеи издавна селились в Египте; еще в VI в. до н.э. на острове Элефантина возникло иудейское военное поселение, от которого до нас дошло множество документов. Гарнизон нес сторожевую службу на границе с Нубией. Иудеи настолько сблизились с местным населением, что утратили свой язык, сохранив лишь религию. В Александрии иудеи занимали два квартала города и жили несколько обособленно от остального населения, но в мире с ним. Птолемеи обычно относились к своим подданым достаточно благосклонно, не различая их национальной принадлежности. Стр. 184. Стило. - Римляне писали на покрытых воском деревянных табличках; для этого пользовались заостренной палочкой, называвшейся стилусом. Стр. 186. Лепид, Октавиан. - Октавиан, Лепид и Антоний - члены Второго триумвирата; Лепид играл в нем второстепенную роль. Стр. 187. Талант - мера веса и соответствующая ей крупная денежная единица. Стр. 189. ...крепости, именуемой Вавилоном... - Так греки называли крепость, находившуюся где-то в старых кварталах современного Каира. ...его великолепного трона... - В средние века на Ближнем и Среднем Востоке гигантские постройки древних часто именовались "тронами" того или иного царя. Стр. 190. ...тысячелетие за тысячелетием... - Пирамида Менкаура построена в первой половине III тысячелетия до н.э. ...выбито имя... Менкаура... - На Великих пирамидах не обнаружено ни единой надписи; у других авторов тоже нет свидетельств о наличии царских имен на них. Стр. 191. Хатшепсут - Великая жена (т.е. собственно царица) Тутмоса II. Хатшепсут после смерти его захватила трон, нарушив тысячелетние традиции наследования престола. Она приняла тронное ("солнечное") имя Маат-ка-Ра и сделалась, следовательно, царем; памятники представляют ее в облике мужчины, даже с накладной бородкой, обычной в церемониальном наряде царя. Даже надписи ее собственной гробницы выдержаны в мужском роде: "Да живет Хор (следует обычная титулатура), царь Верхнего и Нижнего Египта Маат-ка-Ра, любимый Амоном..." Похоронена Хатшепсут в Долине царей, а не в находящейся южнее Долине Цариц (Западные Фивы). Тутмос III, взойдя на престол, постарался истребить все следы Хатшепсут, что, к счастью, не удалось: известно несколько изваяний ее (некоторые из них почти что неотличимы от изображений самого Тутмоса III), а главное - знаменитый поминальный храм в Фиванском некрополе. ...ее брат Тутмос Менхеперра... - Речь идет об одном из величайших повелителей Нового царства, Тутмосе III; он был не братом, а пасынком Хатшепсут, т.е. сыном другой жены Тутмоса II. Рамсес Ми-Амон - Рамсес II, едва ли не самый известный царь Египта, носил прозвище Любимец Амона. При нем страна достигла большого процветания. Рамсес строил по всему Египту: на юге, где в Абу-Симбеле известны Большой и Малый пещерные храмы (второй посвящен богине Хатхор и царице Нефертаре), в Фивах; а в Дельте располагалась его столица, носившая имя "Дом Амонова любимца Рамсеса, славного победами". Сравнительно недавно храм его времени обнаружен и в западной части Дельты. Стр. 192. Того, кто спит... - Речь идет об Осирисе. Стр. 194. ...саркофаг божественного Менкаура... - Великолепный каменный гроб Менкаура погиб в конце прошлого века вместе с кораблем, на котором его пытались доставить в Британский музей; описание его в тексте совершенно произвольное. Стр. 195. Фараон Менкаура... - По соображениям, связанным с магией, о царе не следовало упоминать прямо; фараон, т.е. "тот, кто в большом доме", - иносказание, распространенное во времена Нового царства, хотя и встречающееся в текстах V династии; в европейские языки проникло через Библию. Сын Солнца. - Сыновьями Ра египетские цари именуют себя начиная с V династии. Стр. 196. ...в изумруды... - По всей видимости, камень этот не был известен египтянам поры Древнего царства. К тому же представление об эквиваленте стоимости начало складываться в Египте лишь на исходе Нового царства. Стр. 197. ...внутри моей мумии... - Сравнительно недавние рентгенологические исследования показали, что мумии некоторых царей буквально начинены драгоценными амулетами, врезанными в толщу мышц. ...кроме фараона или той, что носит корону фараона... - Царицы никогда не правили странной от собственного имени; даже знаменитая Нефертити, Великая жена Эхнатона, положение которой представляется совершенно исключительным, самостоятельной властью, по-видимому, не обладала. До поры Нового царства царицы, как правило, не принимали заметного участия в управлении страной. Стр. 199. ...один из... алебастровых сосудов... - Это так называемые канопы, на крышках которых часто изображались головы четырех сыновей Хора: павиана, шакала, сокола и человека; они считались покровителями умершего. Стр. 200. ...в овале было начертано... - Речь идет о картушах - рамках, в которые заключали тронные и личные имена царей. Первоначально они были круглыми и означали Солнце; впоследствии, с удлинением царских имен, приобрели характерную вытянутую форму. Великие царские жены в пору Нового царства получали право на картуш вокруг имени, что знаменует, очевидно, их возвышение. Знание того, что картуш обрамляет имя царя, сыграло важную роль в дешифровке египетской письменности. Стр. 203. ...саркофаг супруги фараона... - Обычно царицы имели собственные усыпальницы; известна, например, гробница Хетепхерес, матери Хуфу. Стр. 206. ...символизирует торжество сил света... - В пору Древнего царства Большой сфинкс назывался просто Львом; Гором на горизонте его именовали во времена Нового царства и позже. Сфинкс с лицом царя символизировал его функцию стража храма, т.е. жилища божества. В Поздний период Большого сфинкса считали изображением солнечного бога. Сетх в пору Древнего царства отнюдь не был воплощением сил тьмы и зла - чем он стал лишь к XXVI династии. Особенно возросло почитание этого бога при XIX династии; Сетх считался божественным покровителем этого царского дома. Именно Сетх на одном из рельефов учит стрелять из лука великого завоевателя Тутмоса III; Рамсес II считал его своим "отцом". Стр. 207. ...в честь великого бога... - Большой Сфинкс изображает, по всей видимости, царя Хафра, предшественника Менкаура на троне страны. Хор-эм-ахет - т.е. Хор на горизонте - есть иносказательное выражение для понятия "покойный царь": повелитель Египта был живым богом, он не умирал, а возносился на свой горизонт (небосклон). Храм, находившийся у Большого сфинкса, скорее всего построен после сооружения гигантской статуи, а не до царствования Хуфу, предшественника Хафра. Стр. 210. Сестерций - римская денежная единица; в Египте со времен Птолемея I цари чеканили золотые статеры, серебряные тетрадрахмы и медные оболы. Уже Птолемей Филадельф запретил употребление иностранной валюты. Стр. 213. ...не поплывем в Киликию оправдываться... - Плутарх пишет: "Клеопатра последовала совету Деллия и, помня о впечатлении, которое в прежние годы производила ее красота на Цезаря и Гнея, сына Помпея, рассчитывала легко покорить Антония. Ведь те двое знали ее совсем юной и не искушенной в жизни, а перед Антонием она предстанет в том возрасте, когда и красота женщины в полном расцвете, и разум ее всего острей и сильней". Стр. 218. ...с криком "Таранис"... - Призывание бога у многих народов служило боевым кличем. Стр. 222. ...брошу... свой шарик... - Имеется в виду какая-то игра, - возможно, мохен (змея), принадлежностями которой были фигурки львов и львиц, а также белые и красные шарики. Стр. 230. ...в одеянии римской богини... - Плутарх говорит, что Клеопатра отправилась к Антонию в наряде Афродиты. Стр. 232. ...ее встретил прекрасный бог... - Антоний принял прозвище Новый Дионис и считал Вакха своим божественным покровителем. Стр. 241. ...воин, состарившийся в походах... - Антонию в это время было чуть больше сорока. Стр. 254. ...гора Олимп... - Такое название носят несколько гор в Греции, Малой Азии и на островах. Слово это, как полагают, догреческое и значит "округлый". Стр. 257. ...золотые купола... - Купольных перекрытий на зданиях Александрии 1 в. до н.э., сколько известно, не строили; золотые купола - характерная деталь городского вида времен средневековья, а не эллинизма. Стр. 266. Божественный отец. - Быть может, Гармахис не просто величает своего отца прозваньем божественного, а вспоминает старинный жреческий титул, название которого переводится как "божественный отец" или "отец божий". Стр. 267. ...бродяги-моряки, которым Себек позволяет... - Себека особенно чтили в Фаюме; хотя богом моря он никогда не был, да египетский пантеон и не знал морского божества (море само по себе было богом). Покровителем мореходов, как и всех странников, в Поздний период считался Амон Дорожный. Стр. 269. ...двинулась к... священному озеру... - Египетский храм имел обычно по соседству естественный, а чаще - искусственный водоем, именовавшийся священным озером. Солнечная ладья. - Так называлась барка, на которой гроб переправляли к западному берегу реки, где преимущественно и строили усыпальницы (так как мир мертвых предполагали находящимся где-то на Западе). ...ритуал суда над мертвым... - Во время траурной процессии нередко разыгрывалась сцена загробного суда, который вскоре ожидал покойного. Тапе. - Город этот (а вернее - несколько столиц, располагавшихся в этом месте, так как долгое время каждый царь строил свою собственную) носил разные наименования; чаще всего его называют Уасет. Слово "Фивы" возникло, видимо, как результат искажения греками египетского наименования одного из храмовых ансамблей (либо квартала), которое напоминало название столицы Беотии. Впервые оно встречается у Гомера. Для египтян же Фивы были Градом Юга или даже просто - Городом. Стр. 270. ...змея, кусающая себя за хвост... - Змея, держащая в пасти собственный хвост, символизировала вечное восстановление мирового порядка. ...Ра, покоящийся на скарабее... - По всей видимости, изображение Хепри, бога утреннего Солнца, катящего солнечный (а может быть, и лунный) шар. Ра в первоначальном значении считался богом полуденного Солнца, а богом закатного был Атум; но в поздний период они слились в единое божество Ра - Атум - Хепри. Нут, рождающая Ра. - Существует множество изображений, на которых богиня неба Нут рождает диск Солнца. По другой версии мифа, Солнце возникает из первичного водного хаоса и поднимается на первичную твердь - священный холм Бен-Бен. Не исключено, что пирамиды были изображениями холма Бен-Бен. ...иероглифы в виде безголовых человечков... - Вероятно, ничего мистического такие знаки не содержали; египетская письменность издавна располагала иероглифами в виде частей человеческого тела, - скажем, парой ног для обозначения глаголов движения. Кроме того, при V-VI династиях иероглифы в виде людей старались "убить", так как возникло опасение, что они могут повредить умершему: ведь Ка обладали не только люди, но и изображения их. В позднее время нередко пытались следовать установлениям седой старины, и такие "убитые" знаки снова могли найти употребление. ...под плитами пола... - В царской гробнице Нового царства никого, кроме царя, не хоронили; если усыпальницы, о которых идет речь, не вымысел автора, здесь пример вторичных, более поздних захоронений. Действительно, усыпальницы нередко использовались несколько раз. Стр. 271. Долина Мертвых. - Автор, по всей видимости, называет так знаменитую Долину царей, ущелье Бибан-эль-Молук на западной окраине левобережных Фив. Египтяне кладбища не боялись; в надписях, оставленных ими на стенах некоторых гробниц, они говорят о том, что приходили любоваться красотами их. Кладбища назывались Местом красоты, Местом истины, Градом вечности, а то и просто - Полем. Стр. 273. ...а дочь - Клеопатрой Селеной, т.е. Крылатой Луной... - Селена по-гречески Луна; но имя Клеопатра означает Славная благодаря отцу, а отнюдь не Крылатая. Стр. 277. ...как соль Мертвого моря... - Мертвым морем называется большое соленое озеро, лежащее к востоку от Иерусалима. Стр. 281. Большая бухта - один из портов Александрии; Малая находилась у островка Антирродус, Царская - у мыса Лохиас, а к западной части города примыкала гавань Эвностос (Благополучное возвращение). Тимон - афинянин, знаменитый своей неприязнью к людям; Тимониум - храм Тимона. Плутарх пишет, что Антоний покинул город, расставшись с друзьями, и устроил себе жилище среди волн, протянувши от Фароса в море длинную дамбу. Там он проводил свои дни, беглецом от людей, говоря, что избрал за образец жизнь Тимона, ибо судьбы их сходны; ведь и ему, Антонию, друзья отплатили несправедливостью и неблагодарностью, и ни единому человеку он больше не верит, но ко всем испытывает отвращение и ненависть. Стр. 286. Тенар - средний из трех южных мысов Пелопоннеса. Стр. 291. ...вино, похожее на воду иудеев... - Имеется в виду сюжет, распространенный в сказаниях многих народов, когда один и тот же предмет добрым приносит благо, злым - зло. Стр. 302. Это Вакх! - В процессии греческого бога должны были звучать, конечно, не систры, а тимпаны. Стр. 309. ...из-за Ипподрома показалась... - Ипподром находился вне черты городских стен, за восточными - Канопскими - воротами Александрии. Стр. 320. ...распахнулись створки окна... - В жилых помещениях окна закрывались легкими деревянными решетками и занавесями. А.Темчин