своих надежд, понимая, что сам виноват во всем, но понимая также и то, что иначе поступить не мог. И началось это крушение не в ту ночь, когда он ездил на пароме от одного берега Вислы к другому, а значительно раньше. Пожалуй, в ту пору, когда он отдал на смерть свою Юдку. А может, еще раньше? Со дня его рождения? Однажды войско забрело в лесные болота. Прикрытая мхом трясина, среди которой виднелись одинокие деревья, тянулась на много миль. Идти дальше было невозможно, лошади проваливались и тонули, нескольких простолюдинов едва удалось спасти, а рыцари в тяжелых доспехах не решались ступить ни шагу. Очевидно, войско сбилось с пути, надо было возвращаться. Однако те, кто был в тылу, не могли достаточно расступиться - к узкой полосе твердой земли, на которой они стояли, по обе стороны прилегали болота, - и передовой отряд, повернув коней, углубился в толпу ратников. Лишь когда он очутился в середине колонны и вокруг Болеслава образовалась толчея, как на ярмарке, был отдан приказ повернуть всем одновременно. Войско медленно тронулось с места - впереди ехал обоз, а рыцари оказались в тылу. Следуя в таком порядке, снова добрались до леса. И тут на обоз посыпались стрелы, со всех сторон начали рушиться подрубленные деревья, давя лошадей и ратников. Это была засада пруссов. Путь к отступлению был отрезан, завален стволами деревьев; невидимый, коварный враг окружал войско Пястовичей. В лесной чаще, на скользкой болотистой почве, лошади были только помехой. И вот показались свирепые полунагие пруссы с огромными дубинками в руках. Быстро и ловко они, по русскому способу, взяли в кольцо растянувшийся в длину обоз, и началось побоище. Поляки яростно защищались, мечи и копья мелькали в воздухе, как крылья ветряков. Но пруссов было намного больше, наступали они сплошной стеной, храня полное молчание и спокойствие, и пядь за пядью продвигались вперед. Всех обозных пруссы изрубили в куски, добычу сразу же куда-то отправили и под прикрытием тучи стрел напали на остальных. Моросил мелкий дождь. Генрих находился в тылу, далеко от гущи сражения, но и сюда долетали стрелы. Одна из них, пробив голубой кафтан Герхо, вонзилась ему в плечо. Смил из Бжезя прикрывал князя своим щитом. Небольшие группы полуголых пруссов просочились в соседние заросли, стоявшие уже без листьев. Князь встревожился: стук мечей и громкое ржанье, доносившиеся с того места, где был Болеслав, все усиливались. - Спасай князя Болеслава! - крикнул он Смилу, который держал в левой руке щит, а правой поднял меч, оставляя открытой свою грудь. Стремена князя и Смила спутались, они с трудом разъединили коней, едва не вывалившись из седел. - Ступай к князю! - решительно приказал Генрих, и Смил, вращая мечом, пустил в галоп своего коня, который был весь в крови - его ранило несколько стрел. За Смилом помчались Генрих и Герхо, но вскоре отстали - под ноги их коням бросилась кучка растерявшихся поляков. Навстречу скакал Лестко, он что-то выкрикивал. Внезапно шум и сутолока вокруг князя Болеслава прекратились, мелькнули зады скачущих прочь лошадей и скрылись за деревьями. Место боя было усеяно изувеченными телами. - Поезжайте за князем Болеславом! - кричал Лестко. Но Болеслав, Смил и те, кому удалось последовать за ними, были уже далеко. В это мгновенье какой-то прусс копьем вышиб Лестко из седла. Лестко упал наземь, и конь поволок его за собой. Генрих ринулся на прусса, но тот древком копья нанес ему удар в ключицу. Князь пошатнулся в седле, и тут дубинка прусса обрушилась на его голову - шлем треснул, куски его врезались в лицо, потекла кровь. Герхо схватил Князева коня за узду, и они помчались через заросли в ту сторону, где лес был реже. Оба коня скакали рядом, почва была твердая. Вокруг свистели стрелы, но пролетали мимо. Генрих чувствовал, что истекает кровью. - Оставь меня, Герхо! - сказал он. - Видишь, как хлещет кровь. Спасайся сам! Герхо не отвечал. Генрих заметил, что его правая рука бессильно повисла. - Герхо, - сказал князь, - ты ранен. - Да, и сейчас мне придет конец. - Глупости! - Верно говорю, князь. Они выехали из леса на поляну, шум сражения становился все глуше. Однако силы покидали их. Посреди поляны стояло на подмостках из хвороста несколько стогов сена. Генрих и Герхо сползли с лошадей; Генрих немного разгреб сено, чтобы они могли сесть. Сбросив с головы остатки шлема, князь обтер лицо прапорцем Герхо - крови было много. Потом он сел, приподнял Герхо и положил его голову себе на колени. Стрела застряла глубоко в правом плече; когда князь ее вытащил, Герхо от боли потерял сознание, а из раны хлынула кровь прямо на руки князя. Он расстегнул кафтан Герхо, обнажил грудь - алая струя крови била непрерывно, слышалось даже тихое журчанье. Герхо открыл глаза, посмотрел на князя. - Я вытащил стрелу, - сказал Генрих. - Сейчас тебе станет лучше. Но Герхо пристально и скорбно смотрел на него. Генриха кинуло в дрожь от этого неподвижного взгляда. - Чего тебе, Герхо? - Помнишь Мелисанду? - жестко спросил Герхо. - Помню. - А Юдку помнишь? - Помню. - А Тэли помнишь? - Помню. - А Лестко помнишь? - Я только что его видел. - А Герхо помнишь? Генрих склонился над умирающим. Глаза Герхо медленно закрылись. Генрих поддерживал его голову, просунув руку под затылок, и чувствовал, как вместе с теплой кровью уходят силы, уходит жизнь из этого молодого тела. Кровь заливала одежду Генриха, его руки. - Герхо! - шепнул князь. - Герхо! Герхо приоткрыл глаза, снова вперил в князя неподвижный, уже стекленеющий взгляд и вдруг сказал: - Лучше бы я умер под Краковом. Потом, как бы с презрением, отвернулся от князя и испустил дух. Генрих долго сидел, держа его голову в руках и ни о чем не думая. В таком положении нашли его люди Кунатта, прусского князька. Они повели Генриха как пленного в свое селение, весьма многолюдное и отлично укрепленное хитроумной системой валов, рвов и частоколов. Там, в доме Кунатта, Генрих пролежал две недели, пока у него не зажили ссадины, порезы и ушибы. В остальном он был как будто здоров. Ходил за ним сам Кунатт, относившийся к Генриху с глубоким почтением. Это был коренастый блондин с голубыми прусскими глазами, раскосыми светлыми бровями, приплюснутым носом и широкими скулами, но все же довольно красивый. Он побывал при многих русских дворах, знавал Елену, так как служил начальником лучников у князя Ростислава. И в Польше он в свое время околачивался, встречал Рожера, приближенного Петра Влостовича, - не то дрался с ним, не то охотился, - и толковал об этом с утра до вечера. За эти две недели в памяти Генриха прошла вся его жизнь. Перед его мысленным взором проплывало ее начало и то, что было потом, - плавно, неторопливо, как воды Вислы под Сандомиром. И он отчетливо видел каждый поворот ее течения и покойников, сидящих у каждого такого поворота. Мертвыми своими очами они глядели на свинцово-серый поток его жизни. Но настал день, и жизнь эта ушла из него, иссякла, выскользнула из его рук, как конец сматывающейся ленты. Он жадно ее ловил глазами, но уже ничего не видел - впереди было пусто. Кунатт по вечерам напивался; сидя в соседней горнице, он горланил русские песни или плакал навзрыд. Потом, грузно топая, шел в горницу Генриха и начинал длинные, глубокомысленные рассуждения, за которыми угадывалась горечь человека, разочаровавшегося во всем. Генрих слушал его без отвращения, даже с интересом - при глубоком равнодушии к окружающему он ощущал что-то общее между собой и горько пьянствующим князьком варваров. Больше всего удивляло его, что этот варвар весьма трезво судил о высокой политике и на свой лад выражал Генриху полное сочувствие и понимание. - Ты - сокол, - все повторял он пьяным голосом. - Тебе хотелось бы высоко летать. Да другие соколы, отцы твои и деды, уже чересчур много награбили. Попили они кровушки вволю, а ты кровь пить не умеешь, не можешь ты кровь пить. Какой же из тебя воин? - Не в крови тут дело, - возражал Генрих, - есть вещи поважней... Потом приехал Виппо. По раскисшим от осенних дождей дорогам, через страшные мазовецкие и прусские болота привез он выкуп за князя. Растрясло его старые кости от езды верхом, горло надорвал, браня и распекая слуг; дважды пришлось отбиваться от грабителей, и вот наконец добрался до ворот Кунаттова двора. Как был, запыхавшийся, мокрый, грязный, ввалился Виппо в дом и кинулся целовать князю руки. Говорил он все о каких-то пустяках. Торопясь и нещадно коверкая польские слова, он долго рассказывал о дорогах, о слугах, которых дал ему кастелян Грот, - всех дельных ребят перебили пруссы, а эти, недотепы, пруссов боятся как чертей рогатых, хватил он с ними лиха. Зато все привез: серебро, меха куньи и бобровые, и ежели князь в добром здравии, надо собираться поскорей в путь, вот только болота замерзнут. Лестко, как оказалось, вовсе не был убит; его забрал князь Болеслав в Краков, со всей семьей забрал и сказал, что хочет иметь его при себе, а уж с князем Генрихом как-нибудь договорится. - Может, оно и лучше, что Лестко не будет в Сандомире! - заключил Виппо, презрительно махнув рукой. При этой вести Генрих ощутил сверлящую боль в сердце, словно ковыряли рану копьем, однако ничего не сказал. Виппо заметил, что князь побледнел, но надо было спешить к повозкам - как бы чего-нибудь не стянули. С полудня до вечера он вместе с Кунаттом все считали да взвешивали. Генрих лежал у себя в горнице и слушал, как они во дворе торгуются и спорят, как бегают взад-вперед слуги, перетаскивая серебро в подвал; а порой по стене, у которой он лежал, начинал густо барабанить осенний дождь и все заглушал. То и дело распахивались двери, в горницу врывалась волна влажного воздуха и запах псины из сеней, где злобно ворчали собаки. Входил Виппо, следя грязными подошвами по полу и распространяя запах мокрой овчины и дождя; он приносил князю чарку целебного киннамонового вина, которое прислала Гертруда, или кусок медовой лепешки, или отвар алоэ, присланный из Берга старой графиней, женой Дипольда. Но Генрих ничего не пил, не ел, и чудилось ему, все эти шумы и голоса долетают до него откуда-то издалека, как сквозь сон. Только вечером закончился торг. Виппо и Кунатт, умаявшиеся, но довольные, вошли в горницу и уселись у ложа Генриха. Подали мед, Генрих тоже выпил с ними - иначе, чувствовал он, у него не хватит сил слушать их разговоры. Оба рассуждали обстоятельно, не спеша, подкрепляя свои мысли всевозможными примерами. Дождь на дворе лил как из ведра. - Почему это так устроено, - говорил Кунатт, - что каждый хочет власти и власть ему милее всего на свете? Вот Новгород на что богаче Киева, а каждому князю охота на киевский престол сесть, чтобы среди других князей быть первым. Виппо относился к Кунатту с нескрываемым пренебрежением и все время давал ему понять, что на Западе обычаи не в пример лучше, нежели у дикарей-пруссов. Но рассуждение Кунатта увлекло его, и он наставительно молвил: - Так самим богом назначено, ваша милость, чтобы одни приказывали, а другие повиновались. Иные норовят всех сделать равными - глядишь, другие опять к неравенству поворачивают. Тела у людей разные, и души разные, и не встретишь двух человек одинаковых телом и душой. - А все-таки, - рассуждал Кунатт, - тут надо подумать, поразмыслить, разобраться хорошенько. Люди как будто все одинаковые, у каждого руки, ноги, живот, голова, каждому хочется пивка попить, с женой поспать. Вот, казалось бы, и надо делить добычу между всеми воинами поровну. А как приглядишься, так видишь, что у каждого особая стать: одному следует быть воином, другому купцом, третьему князем, хоть и родился он мужиком. И среди воинов один дерется лучше, другой хуже, и приходится добычу делить так, чтобы каждый получил по своим делам. Всех надо в уме перебрать и самому решить, кому в совете сидеть, а кому мечом махать. Каждому свое. - И не каждому, кто родился князем, - медленно произнес Виппо, - дано умение править. - А я думаю, - сказал Генрих, - что правителю, будь он хоть кесарем Барбароссой, только кажется, что он правит. Просто вынесло его наверх течением, как в реке - бревно. Видел я из своего окна Вислу во время паводка - то одно бревно всплывет, то другое. Может, этим бревнам кажется, будто они правят водою, а на самом-то деле вода их несет. Как бы там ни было, бревно не поплывет против течения. Виппо только вздохнул и ничего не сказал. "Да, не поплывет бревно против течения, - думал Генрих. - Но в реке жизни есть много течений. И ежели кого подхватит течение, которое движется вспять, то вперед ему не поплыть". - А может, человек способен по-иному направить эти течения? - сказал он вслух. - Может, в его власти изменить облик мира? Во власти одного человека? - Про то ведает бог, - сказал Виппо и, вдруг разрыдавшись, как ребенок, припал к руке князя и начал осыпать ее поцелуями. - Мой князь в неволе... князь в неволе... - повторял он сквозь слезы. - Глуп ты, Виппо, - усмехнулся Генрих. - А я уверен: люди способны повернуть течение истории, таких людей было много, будут они и впредь. Вот только я не знал, как за это взяться. - А стоит ли? - покачал головой Кунатт. - Как-нибудь само образуется! - О, если бы так! - вздохнул Виппо, успокаиваясь. Тут вошел слуга и доложил Кунатту, что к отъезду князя все готово. Когда они проходили по двору, Генрих увидел, что люди прусского князя при свете факелов пересчитывают и складывают в кучу его красные щиты. 33 После похода здоровье князя Генриха сильно пошатнулось: он кашлял, был ко всему безразличен. Когда Казимир стал докладывать, что произошло в замке за время его отсутствия - сколько кобыл ожеребилось да кто из воинов с кем подрался, - он почти не слушал. И странным казалось ему, что человек такого ума, как Казимир, может интересоваться этими пустяками. Гертруда заметно постарела и все говорила о возвращении в Цвифальтен. - Погоди немного, - сказал ей Генрих. - Уже недолго осталось. Вскоре он так ослаб, что едва мог двигаться. Обычно он лежал у себя наверху, откуда из окон видна была только Висла, и никому не разрешал входить к себе. Пытался проникнуть к князю маленький Винцентий, сын Готлоба, но и его не допустили. Один Казимир изредка заходил к брату; он уже готовился вступить во владение сандомирским уделом. Наступала весна, и хоть зима в тот год выдалась теплая и бесснежная, воды в Висле было много. Приподымаясь в постели, Генрих смотрел через высокое окно на медленное, спокойное течение реки. Небо было белесое, много дней подряд держался туман, и, несмотря на тепло, привислянские луга долго не зеленели. К вербному воскресенью князь почувствовал себя лучше; он встал спозаранок, позвал Казимира, Готлоба, еще нескольких панов и отправился к обедне. В костеле было темно. Высокие, покосившиеся деревянные колонны, черные от дыма кадильниц, упирались верхушками в искусно переплетенные стропила и перекладины - целый лес колонн, напомнивший Генриху чудесные леса на Лысой горе. Всю страстную неделю князь каждый день долго молился в костеле, потом уходил на Вислу или в поля. В страстной четверг приехали тамплиеры из Опатова и Загостья; вечером, по обычаю ордена, в сандомирском замке был устроен пир. Рыцари держались холодно и неприязненно, Генрих не смог или же не захотел начать разговор о забвении взаимных обид. Пир прошел в мрачном молчании. В страстную пятницу Генрих долго не выходил из костела - то был день, когда церковь молится за евреев. А затем наступили дни, когда Генрих уже ни о чем не мог думать и лишь глядел безучастно, как бы вчуже, на проплывавшие в его сознании картины прошлого. В это время явился гонец с письмом от Рихенцы, в котором испанская королева просила выплатить полагавшееся ей приданое из краковской казны и с земель по течению Сана. Еще сообщала Рихенца, что вышла замуж за тулузского графа. Генрих уже плохо разбирался в сложных провансальских делах, ему удалось узнать лишь то, что нового супруга зовут так же, как второго: Раймунд. И еще сообщала Рихенца, что маленькая ее дочка Дуселина, наследница великих графов, скончалась в монастыре в Эксе четырех лет от роду, вследствие чего старшая дочь Санкция стала наследницей Рихенцы во всех ее испанских владениях и в графствах Тулузы и Прованса. Генрих с улыбкой читал титулы своей кузины и вспоминал их встречу в Цвифальтене. В последний раз мысли его обратились к Рихенце, в последний раз вспомнил он те золотые дни, в последний раз в сандомирском замке повеяло европейским воздухом. Беспечность, честолюбивые мечты - это вызывало у него снисходительную усмешку, но как сладко звучали в ушах умиравшего Генриха слова: "Прованс", "Тулуза", "Испания". И с щемящей нежностью он представлял себе маленькую Дуселину, дочурку некогда любимой им женщины, думал о том, как эта крошка одиноко умирала в мрачных, раскаленных от зноя стенах монастыря. Он заказал за упокой ее души двенадцать молебнов в костеле святого Иакова, который был уже почти закончен. По просьбе брата. Казимир присутствовал на всех этих молебнах и молился за душу никому тут не ведомой графинечки, родившейся в далеких южных краях и погребенной под сенью серых олив. Бог весть почему, князь Генрих воображал себе, что мог бы повенчать Дуселину с Лешко, сыном Болеслава. Он часто думал об этом мальчике, расспрашивал о нем Казимира; Лешко жил в Плоцке и, как говорили, не охотник был ни до меча, ни до книг - хворый был паренек, все считали, что не жилец он на этом свете. О Верхославе князь не думал, даже не молился за упокой ее души. И вместе с ее образом исчезло из его мыслей все то, что когда-то казалось ему важным. Не вспоминал он ни кесаря Фридриха, ни пруссов, ни братьев своих, не смотрел уже в ту сторону, куда стремятся воды Вислы. Но тем явственней видел он красоту простого, обыденного мира, который его окружал. Ему нравилось слушать игру на гуслях, а однажды он попросил, чтобы Тэли ему спел, но Тэли был далеко, в монастыре святого Бартоломея, и в это время распевал псалмы над зеленой гладью холодного озера, быть может, и не вспоминая уже о князе сандомирском. Лестко жил у Болеслава в Кракове, - Генрих на него не держал зла. А Герхо похоронили в земле пруссов. Остался лишь старый Готлоб, он ходил за князем и все расхваливал ему своего сына, учтиво кланяясь и шаркая. Единственной отрадой Генриха были облака, которые он видел в открытое окно, - белые они были, а порой темнели, и тогда падал из них дождь. Генрих думал: как жаль, что люди поглощены своими заботами и не замечают, сколь прекрасен мир. Изредка проносились перед ним тени великих предков, и тем прискорбней было видеть всех этих ничтожных людишек, которые копошились вокруг него и, обуреваемые алчностью, грызлись из-за каждого куска. В ту пору уже начали поговаривать о каком-то свирепом народе, который теснил печенегов и половцев и, продвигаясь от морского побережья, напирал на Русь. Генриху казалось, что сейчас самое время позаботиться об объединении, однако он знал, что никто не станет этим заниматься. И все же ему хотелось думать, что когда-нибудь люди вновь вспомнят об этом; что придет время, земля польская раскинется просторно и привольно, как ширь морская; что не будет в Европе кесаря, равенство воцарится на земле, и все люди преклонят колени перед престолом Христовым. И он горячо молился об этом. То было его последнее земное помышление. Но перед смертью он еще сошел со своего ложа, спустился в каменный подвал и вынул из ларца корону, покоившуюся на горностаевой мантии княгини Саломеи. Прижимая к груди золотой обруч, он отправился к реке. Темно-голубая, полноводная, неудержимо стремилась она вперед, и на ее поверхности обозначались бурлящие воронки водоворотов. Сгущались сумерки, было прохладно, но пахло весной. На деревьях набухали почки, воздух был напоен их терпким ароматом, напомнившим Генриху его молодость. У самой воды он остановился и, окинув взглядом ее струящуюся гладь, размахнулся правой рукой, в которой держал корону. Прежняя сила на миг вернулась в его мышцы, корона описала плавную дугу и упала на середину реки. Плеснула вода, пошли по ней круги, но быстро исчезли среди набежавших водоворотов. Корона Щедрого опустилась на дно Вислы. Лежит ли она там и поныне? Или затянуло ее илом и водорослями, и уходит она все глубже в недра земли нашей? А быть может, сеть рыбака извлекла ее наверх, и в какой-нибудь прибрежной деревушке теперь забавляются ею дети с холодными, задумчивыми глазами, похожими на глаза Генриха Сандомирского? ПРИМЕЧАНИЯ 1. Австрийская марка - иначе Восточная, или Паннонская - укрепленный пограничный округ на Среднем Дунае, во главе которого стоял маркграф. Австрийская марка, основанная франкским императором Карлом Великим, с 1156 г. ставшая герцогством, послужила зародышем будущей Австрии. 2. "Тривиум", "квадривиум" - два цикла так называемых семи свободных искусств, составлявших в средние века основу схоластического светского образования. В "тривиум" (три пути знания) входили грамматика, риторика, диалектика; в "квадривиум" (четыре пути знания) - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Такое разделение учебных предметов было введено в VI в. и сохранялось вплоть до XV в. 3. В конце оксфордской рукописи "Песни о Роланде", знаменитой поэмы на старофранцузском языке, созданной в XI-XII вв., говорится: "Джесте (т.е. поэме) конец; Турольдус утомился". Эти слова и другие упоминания послужили основанием для гипотезы, будто автором "Песни о Роланде" был некий Турольд (лицо исторически не выясненное), которого и выводит в своем романе Я.Ивашкевич (см. в тексте - Тэли, ученик Турольда, поет отрывок из "Песни о Роланде"). 4. Аквитания - часть древней Галлии между Пиренеями и р. Гаронной, с IX в. самостоятельное герцогство (впоследствии называвшееся Гиень), которое в 1451 г. было присоединено к Франции. 5. Генрих Сандомирский и его братья: Владислав, Болеслав, Мешко и Казимир, сыновья Болеслава III Кривоустого (1102-1138), вели свою родословную от полулегендарного Пяста (IX в.), основателя первой польской королевской династии. Из представителей этой династии в романе упоминаются: Болеслав I Храбрый (992-1025); его сын Мешко II (1025-1034); сын Мешко II Казимир I Восстановитель (1034-1058); сыновья Казимира I Болеслав II Щедрый (1058-1079, ум. в 1081) и Владислав Герман (1079-1102); сыновья Владислава Германа Збигнев (ум. в 1113) и Болеслав III Кривоустый. Старший сын Болеслава Кривоустого - Владислав II Изгнанник (1138-1146, ум. в 1159) - был женат на единоутробной сестре Конрада III; после изгнания их из Польши в 1146 г. Владислав II и его жена Агнесса добивались, чтобы Конрад III предпринял поход в Польшу для возвращения им наследных владений. 6. После изгнания Владислава II его братья, добившись от Конрада III признания существующего положения, обязались все же на следующий год явиться в Германию для решения спора, а до того - послать Конраду III заложника. Предполагают, что этим заложником был Генрих Сандомирский. Но рассудить братьев Конраду III не пришлось, так как в 1147 г. он отправился в крестовый поход. 7. С Агнессой, которая вместе со своим мужем Владиславом выступала против его младших братьев, сыновей Болеслава III Кривоустого от второго брака, и их матери Саломеи. 8. Альфонс VII (1126-1157) - король Леона и Кастилии. В целях объединения под своей властью христианских государств на Пиренейском полуострове установил сюзеренитет над Арагоном, Португалией, Наваррой и в 1135 г. короновался императором Испании, рассчитывая таким образом упрочить свое положение в стране. Планы эти, однако, потерпели неудачу. 9. Верхослава - дочь Всеволода Мстиславича, князя новгородского, внука Владимира Мономаха. 10. На Владислава II, который после двух неудачных попыток подчинить себе братьев предпринял третью и осадил их в Познани (1146 г.); однако можновладцы, опасаясь усиления Владислава, поддержали младших братьев; Владислав был разбит и бежал в Германию. 11. Болеслав I Высокий, впоследствии князь Силезский (ум. в 1201 г.), был женат первым браком на русской княжне Звиниславе, дочери великого князя киевского Всеволода II Ольговича. 12. Конрад III был первым германским королем из рода швабских герцогов Гогенштауфенов (или Штауфенов), враждовавших с могущественным родом Вельфов, которые владели Баварией, Саксонией и некоторыми другими германскими землями. 13. Рожер Сицилийский. - Рожер II, первый норманско-сицилийский король (1130-1154), объединил под своей властью все завоевания норманнов в Сицилии и Южной Италии и в 1139 г. принял титул "короля Сицилии, герцогства Апулии, княжества Капуи". Он создал сильное в военном отношении централизованное феодальное государство, обладавшее мощным флотом. Во время второго крестового похода сицилийский флот совершал опустошительные набеги на владения Византии, у которой были отняты о.Корфу, Коринф, Фивы. 14. Первой женой Болеслава III Кривоустого была Сбыслава, дочь Святополка II Изяславича, великого князя киевского. 15. Древнеславянский обряд "постригов", сохранившийся кое-где и в последующие века, совершался над мальчиком в три года и при переходе к отрочеству в знак признания его мужчиной. 16. На имперском рейхстаге в г.Мерзебурге (1135 г.) Болеслав III Кривоустый, потерпевший перед этим ряд военных поражений, был вынужден уступить германскому императору Лотарю II Саксонскому (1125-1137) Поморье и еще не завоеванный о.Руяну (Рюген); по заведенному ритуалу передачи лена, Болеславу пришлось нести перед императором меч. 17. Берта-Ирина, жена византийского императора Мануила I Комнина (1143-1180), и Гертруда, жена Конрада III, были сестрами. 18. Папа Евгений III (1145-1153) был учеником Бернара Клервоского (1090-1153), видного церковно-политического деятеля, вдохновителя крестовых походов на мусульманский Восток и против прибалтийских славян. В период антипапского восстания в Риме, где в 1143 г. была провозглашена республика и отменена светская власть пап, Евгений III был вынужден несколько раз покидать Италию. 19. Фридрих Швабский - впоследствии император Фридрих I Барбаросса (1152-1190), был сыном Фридриха Гогенштауфена Одноглазого, старшего брата Конрада III. 20. Мать Конрада III Агнесса (дочь императора Генриха IV) после первого брака с Фридрихом Гогенштауфеном, от которого у нее было три сына, вступила во второй брак с Леопольдом III Бабенбергом, маркграфом австрийским, и родила еще восемнадцать детей. 21. Оттон Фрейзингенский (1114/1115-1158) - сын Леопольда III и Агнессы, епископ Фрейзингена (неподалеку от Мюнхена), участник второго крестового похода, автор всемирной истории ("Хроника от начала мира до 1146 г.") и истории царствования Фридриха Барбароссы ("Деяния императора Фридриха I"). 22. Генрих по прозвищу "Язомирготт" (1114-1177) - сын Леопольда III и Агнессы, прозванный по своей любимой божбе "Язомирготт" ("Чтобы так мне бог!" - нем.); с 1141 г. - маркграф, герцог баварский, с 1156 г. - герцог австрийский, участник второго крестового похода. При нем зависимое от Баварии маркграфство Австрийское стало самостоятельным герцогством (1156). 23. Т.е. по временам императора Карла Великого (король франков с 768 г., император с 800 до 814 г.), Оттона I Великого (936-973 гг.; германский король с 936 г., король Италии с 951 г.: в 962 г. был коронован в Риме папой, приняв по примеру Карла Великого титул императора Священной Римской империи) и пятерых Генрихов. 24. Конрад III, занятый междоусобной войной против Вельфов, вначале сопротивлялся призывам Бернара Клервоского выступить в крестовый поход. Лишь после того как Бернар во время проповеди в церкви пригрозил ему Страшным судом, он обещал "принять крест", что Бернар объявил "чудом". 25. Конрада III избрали королем швабские и франконские князья в 1127 г., еще при жизни Лотаря II. За это незаконное избрание он был отлучен папой от церкви, и только в 1138 г., после смерти Лотаря II, состоялась его коронация в Аахене как германского короля. Однако короноваться в Риме императорской короной Конраду III так и не удалось. 26. Сыновья Владислава II Изгнанника - Болеслав Высокий и Мешко Тонконогий - получили свой наследственный удел Силезию только в 1163 г., после похода на Польшу в 1157 г. Фридриха Барбароссы. 27. Петр Влостович (ум. в 1155 г.) - славившийся своим богатством силезский феодал, воевода Болеслава III Кривоустого, затем Владислава II Изгнанника, которому изменил, примкнув к партии, поддерживавшей младших братьев. В 1146 г. Владислав приказал отрезать ему язык, ослепить и изгнал из Польши, что вызвало возмущение феодалов и способствовало падению Владислава. 28. Генрих V (1106-1125), последний император Франконской династии, будучи бездетным, перед смертью передал императорские регалии своему племяннику, герцогу швабскому Фридриху Гогенштауфену. Однако германские князья, опасаясь могущества Гогенштауфенов, избрали королем Лотаря II, герцога саксонского. 29. Владислав II Чешский (1140-1173) вступил при помощи Конрада III на чешский престол и получил от него титул короля. В 1158 г. был коронован Фридрихом Барбароссой. 30. Безприм (987-1032) - старший сын Болеслава I Храброго был изгнан отцом из Польши. Впоследствии с помощью немецких и русских феодалов сверг унаследовавшего княжеский престол своего брата Мешко II, но вскоре был убит. Маслав (ум. 1047) - чашник Мешко II, мазовецкий феодал. Воспользовавшись феодальными раздорами, обострившимися во время народного восстания 1037-1038 гг., и изгнанием Казимира, сына Мешко II, создал в Мазовии самостоятельное княжество, которое просуществовало около десяти лет. В 1047 г. был разбит возвратившимся в Польшу Казимиром I Восстановителем и погиб в бою. Збигнев - старший брат Болеслава III Кривоустого; после смерти их отца Владислава Германа Болеслав, оспаривавший у Збигнева власть, приказал его ослепить. 31. Герон (ок. 890-965) - немецкий феодал, с 937 г. маркграф обширного пограничного округа (по Средней Лабе и Сале), один из активных участников рыцарско-княжеской агрессии против полабских славян, отличавшийся коварством и жестокостью. Однажды пригласил к себе на пир тридцать славянских князей и всех их перебил. 32. То есть Болеслава II Щедрого, после которого в Польше не было королей до 1295 г. Дед Генриха (Владислав Герман) и отец не короновались. 33. Гнезно - первая столица Польского государства, сложившегося в VIII-IX вв. на территории, заселенной полянами. После принятия христианства (966 г.) в Гнезно было образовано вначале епископство, а в 1000 г. - архиепископство, что сделало город также церковным центром страны. 34. При выборах императора в 1125 г. Лотаря Саксонского поддерживало духовенство; архиепископу майнцскому Адальберту удалось хитростью выманить у Фридриха Гогенштауфена императорские регалии. 35. Римско-германский император Оттон III (983-1002), сын Оттона II и византийской царевны Феофано, мечтал о создании всеевропейской католической империи, в которую входили бы четыре страны: Италия, Галлия (Бургундия и Нижняя Лотарингия), Германия и Славония (Польша). В 1000 г. Оттон III отправился в Гнезно на поклонение праху незадолго до этого объявленного святым епископа Войцеха, погибшего в земле пруссов. При свидании в Гнезно с Болеславом I Храбрым Оттон III надел на него свою корону, признав таким образом независимость польского князя. 36. Названия феодальных повинностей в средневековой Польше. При объездах князем своих владений крестьяне были обязаны обеспечивать его лошадьми, повозками, лодками ("повоз", "подвода"), а также проводниками ("провод"). 37. Оттон Бамбергский (ок. 1060-1139) - епископ бамбергский. В 1124 г. был призван Болеславом III Кривоустым обращать в христианство поморских славян. 38. Святополк Влостович - сын Петра Влостовича. 39. Скарбимир, один из приближенных Болеслава III Кривоустого, был в 1117 г. ослеплен за измену князю. Бунт Скарбимира был проявлением усиливавшихся центробежных тенденций в польском государстве. 40. Бодричи (оботриты) - одно из крупнейших племен полабских славян, расселившихся по р.Лабе (Эльбе). После упорной борьбы в XII в. покорены немецкими феодалами под предводительством Генриха Льва (из рода Вельфов). На территории бодричей образовалось княжество Мекленбургское. 41. Легендарно богатый Петр Влостович воздвиг в Польше восемь костелов. 42. Латеран - дворец в Риме, служивший резиденцией пап с IV в. до так называемого "Авиньонского пленения", то есть до переселения их в г.Авиньон (Франция) в 1309 г. Латеран сгорел в 1308 г. и был отстроен в XVI в. 43. В рассказе Лока смешаны мотивы и персонажи из бретонского цикла сказаний о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и св.Граале (волшебник Мерлин, Вивиана, Парсифаль, Лоэнгрин, гора Монсальваж и т.д.) и "Песни о нибелунгах" (Зигфрид, дракон). 44. Магнус Добрый (1024-1047), король норвежский и датский, воспетый в сагах. Харальд - имя нескольких скандинавских королей, также воспетых в сагах. Гунтер - один из геров "Песни о нибелунгах", бургундский король, отдавший свою сестру Кримгильду за Зигфрида. 45. Болеслав I Храбрый ходил на Киев дважды - в 1013 г. и в 1018 г. Червенские города на Волыни были завоеваны им в 1018 г. при возвращении из второго киевского похода, Прага - в 1003 г.; в Будишине в 1018 г. Болеслав заключил выгодный мир с германской империей и ее союзницей Венгрией. 46. Жестокая казнь епископа Станислава (1079 г.), который участвовал в заговоре, имевшем целью свержение Болеслава II Щедрого, восстановила против Болеслава всю феодальную знать, и он вынужден был бежать из Польши. Станислав был впоследствии объявлен святым, культ его приобрел в Польше широкое распространение. 47. Сын Болеслава II Щедрого Мешко был, как полагают, отравлен в 1089 г. можновладцами, опасавшимися, что он будет мстить за отца, изгнанного из Польши после расправы с епископом Станиславом. 48. Сецех - глава могущественного рода; изменив Болеславу II Щедрому, перешел на сторону его брата, слабовольного Владислава Германа, которого подчинил своему влиянию. 49. Рикса, сестра Генриха, была замужем трижды; первым ее мужем был датский король Магнус, вторым - Владимир, князь новгородский, а третьим - шведский король Сверкер. 50. Знаменитые бронзовые двери гнезненского собора, шедевр средневекового искусства, сохранились до наших дней (отлиты ок. 1175 г.) 51. Генрих Лев (1129-1195), представитель дома Вельфов, воинственный герцог Баварии и Саксонии, боровшийся с Гогенштауфенами за восстановление могущества Вельфов. 52. То есть император Генрих IV. 53. Под таким названием была известна в средние века Япония. 54.- Ноткер Бальбул (Заика), ум. в 912 г., монах Сен-Галленского монастыря (Швейцария), композитор и автор музыкальных трактатов. Известен как историк-анналист, написавший "Историю Карла Великого". 55. В отличие от наружных, оборонительных башен главная башня, находившаяся во внутренней части замка, служила местом жительства для владельца замка и его домочадцев. 56. Вилибальд из Стабло (1097-1158) - аббат монастыря в г.Стабло (Фландрия), затем в бенедиктинском Корвейском аббатстве (Саксония). Исполнял важные дипломатические поручения императора Лотаря II и короля Конрада III, был воспитателем его сына. 57. Арнольд из Брешии. - Арнольд Брешианский (ок. 1100-1155) - итальянский церковный реформатор и политический деятель, борец против католической церкви. В 1135 г. возглавил борьбу горожан Брешии за освобождение от власти епископа - сеньора города. Осужденный на изгнание, бежал во Францию, где примкнул к противникам Бернара Клервоского. В 1143 г. вернулся в Италию. Выступил как идеолог борьбы народных масс против папства и стал фактическим главой Римской республики, созданной в результате антипапского восстания 1143 г. Когда папа вернулся в Рим, Арнольд Брешианский, вынужденный по его настоянию покинуть город, был схвачен людьми Фридриха Барбароссы, выдан церковным властям и повешен. 58. Гвидо ди Кастелло (в 1143-1144 гг. занимал папский престол под именем Целестина II) приезжал в Польшу, чтобы добиться от младших сыновей Болеслава III Кривоустого признания верховной власти Владислава. Миссия его потерпела неудачу. Тогда кардинал наложил проклятье на мятежных братьев, а папа Евгений III особой буллой запретил отправление церковных служб в Польше. 59. То есть в готическом стиле, пришедшем в XII в. на смену романскому. 60. Сельджуки - тюркские племена, обитавшие в Средней Азии, а начиная с середины XI в. овладевшие южнокаспийскими областями, западным и центральным Ираном, затем завоевавшие Месопотамию, Армению, большую часть Сирии и Палестины. Захват ими Иерусалима в 1077 г. явился одним из главных предлогов для провозглашения первого крестового похода (1096-1099). 61. При втором правителе Иерусалимского королевства, образовавшегося в результате первого крестового похода, Балдуине II (1118-1131) было положено начало так называемым "Иерусалимским ассизам" (законодательный свод королевства), закреплявшим в письменной форме установленную в Европе обычаем феодальную иерархию и права вассалов по отношению к королю. 62. Ятвяги - одно из четырех племен балтийско-летской группы славян. В конце XIII в. были покорены и почти полностью уничтожены крестоносцами. 63. Гнезненский архиепископ Якуб, могущественный и богатый феодал, поддерживал младших братьев Владислава; когда тот в 1146 г. осадил Познань, за стенами которой укрылись братья, в лагерь осаждавших приехал Якуб и проклял Владислава. 64. То есть Генриха Язомирготта. В 1152 г. против него выступил Генрих Лев, пытаясь возвратить отцовское наследие - Баварию, отданную Конрадом III Язомирготту. 65. В 1135 г. Конрад III и его старший брат Фридрих Одноглазый после военных неудач в Италии и Германии вынуждены были примириться с императором Лотарем II и исполнить унизительный обряд покаяния. 66. То есть герцогу саксонскому Генриху Гордому Вельфу, у которого Конрад III отнял в 1138 г. Саксонию, а затем Баварию. 67. Райнальд Дассельский - архиепископ кельнский. В 1156 г. был призван Фридрихом Барбароссой на должность канцлера и оказал императору важные услуги в борьбе с римской курией. Умер от чумы в 1166 г. 68. Аббаты бенедиктинского монастыря в немецком городе Фульда (основан в 744 г.) занимали с середины Х в. главенствующее положение среди аббатов Германии и Галлии и носили титул "имперских князей и князей-аббатов". 69. Монте-Кассино - монастырь в восьмидесяти км от Неаполя, основанный в 530 г. Бенедиктом Нурсийским. Был в средние века одним из центров богословского образования и местом паломничества. 70. Рахевин, или Рагевин (ум. в 1177 г.) - ученик и секретарь Оттона Фрейзингенского, каноник, продолживший до 1160 г. его труд "Деяния императора Фридриха I". 71. "Архипиита" - псевдоним, под которым дошли до наших дней замечательные стихи поэта середины XII в., в том числе шутливая "Исповедь", обращенная к покровителю поэта, имперскому канцлеру Райнальду. 72. "Град Льва" - окруженная стеной при папе Льве IV (847-855) часть города Рима (Чивитта-Веккия), где находятся Ватикан и собор св.Петра. 73. Франджипани - аристократическая римская фамилия, игравшая в XI-XII вв. видную роль в политической жизни Рима и соперничавшая с фамилией Пьерлеони за влияние на выборы пап. 74. О римском поэте Вергилии (70-19 гг. до н. э.) ходило в средние века множество легенд. Его считали волшебником и провидцем, так как в одной из своих эклог он предсказывал наступление золотого века и скорое рождение "божественного младенца", который изменит течение жизни на земле. В этой эклоге богословы усматривали пророчество о рождении Иисуса Христа. 75. Легендарные персонажи, выведенные в "Энеиде" Вергилия (книги 8-я и 10-я). Эвандр - правитель земли, на которой впоследствии будет основан Рим; его сын Паллант - союзник Энея, убитый в бою царем рутулов Турном, напавшим на лагерь троянцев. 76. Ченчио Франджипани - один из представителей фамилии Франджипани, известный тем, что в 1118 г. захватил в плен папу Геласия I. 77. Кардинал Роланд - впоследствии папа Александр III (1159-1181). 78. Речь идет о бронзовой конной статуе римского императора Марка Аврелия (161-180). 79. Дар Константина - существовавший в средние века фальшивый документ (составленный, вероятно, в VIII в.), в котором говорилось о пожаловании римским императором Константином Великим за "наставление в истинной вере" папе Сильвестру I (314-325) власти над городом Римом, Италией и всем Западом. Ссылаясь на этот документ, папы предъявляли притязания на политическое главенство в Западной Европе. Подложность "Дара Константина" была доказана в XV в. итальянским гуманистом Лоренцо Валлой. 80. Эдриси (также Идриси) Абу Абдаллах Мухаммед ибн Мухаммед (1100-1161/1165) - арабский географ и путешественник. По поручению Рожера II, на основе собственных наблюдений и рассказов других путешественников составил географический труд "Развлечение истомленного в странствии по областям", или "Книгу Рожера", как пояснительный текст к семи серебряным картам. В 1154 г. посетил Польшу. 81. Вильгельм I Злой (1120-1166) - король сицилийский, вступил на престол после смерти Рожера II в 1154 г. В союзе с папством выступал против Фридриха I Барбароссы. 82. В 1147 г. Рожер II напал на византийскую Грецию и, разгромив Фивы, знаменитый в то время центр шелкоткацкого ремесла, увел мастеров-ткачей в свои владения. 83. Военно-монашеский орден тамплиеров, или храмовников, был основан в Иерусалиме ок. 1118 г.; получил название от древнего храма Соломонова, который, по преданию, некогда стоял на том месте, где устроили свою первую обитель крестоносные рыцари. 84. Пулланы - потомки первых поселенцев-христиан в Палестине, усвоившие восточные обычаи и образ жизни. 85. Храм Соломонов - превращенная крестоносцами в церковь знаменитая мечеть аль-Акса, жемчужина арабского зодчества, которая была построена на месте иудейского храма, разрушенного в 70 г. н.э. римскими войсками Тита Флавия Веспасиана. 86. Аллоброги - большой кельтский народ в Нарбонской (Заальпийской) Галлии, покоренный римлянами в 121 г. до н.э. 87. Фульхерий - Фуше Шартрский (1058 - ум. после 1127 г.), историк первого крестового похода, капеллан короля иерусалимского Балдуина I (1100-1118). 88. Балдуин II - двоюродный брат Балдуина I, король иерусалимский. 89. Боэмунд Антиохийский - Боэмунд II (1126-1131), унаследовавший от своего отца Боэмунда I княжество Антиохию, образованное в результате первого крестового похода. 90. Балдуин III (1143-1162), сын Фулько Анжуйского (1131-1143) и Мелисанды, вначале правил совместно с матерью. 91. Граф Амальрик из Яффы - впоследствии король иерусалимский Амальрик I (1162-1173). 92. Согласно преданию, Магомету во время одного из экстатических состояний явился архангел Гавриил и перенес его в Иерусалим, где он встретил Авраама, Моисея и Иисуса. На скале, находящейся внутри мечети аль-Акса, сохранился якобы след его ноги. 93. Готфрид Бульонский (ок.1060-1100) - герцог Нижней Лотарингии, один из предводителей первого крестового похода, избранный в 1099 г. правителем Иерусалимского королевства с титулом "хранителя Гроба Господня". После смерти Готфрида его брат и преемник Балдуин I венчался королем. 94. Во время первого крестового похода крестоносцы, захватив после длительной осады г.Антиохию, в свою очередь, были осаждены 300-тысячным войском мусульман под начальством мосульского атабега Кербоги. Чтобы поднять дух измученных голодом христианских воинов, один монах объявил, что их спасение в святом копье, которым был якобы пронзен Иисус на кресте, и что он берется отрыть это копье под одной из церквей Антиохии. Какое-то копье действительно было найдено, крестоносцы во главе с Боэмундом Тарентским ударили по осаждавшим и разбили их, после чего Боэмунд объявил Антиохию своим владением. 95. Рассказ Бертрана де Тремелаи - путаница, отражающая невежество средневековых рыцарей: "святой" Ахиллес - храбрейший герой в греческом войске, осаждавшем Трою; Филоктет - один из участников Троянской войны, погибший, по сказаниям, при совершенно иных обстоятельствах. 96. Мельхиседек - упоминающийся в Библии царь Салимский, который дал благословение Аврааму. В первые века христианства существовала секта "мельхиседекиан", утверждавшая, что Мельхиседек был первым и главным воплощением верховного божества, а Христос - только образом Мельхиседека. 97. Пресвитер Иоанн - легендарный владыка мифического христианского государства в Средней Азии. Впервые упоминается у Оттона Фрейзингенского. В основе легенды о нем лежал действительный факт распространения несторианского христианства (течение, возникшее в середине V века в восточных областях Византии), обросший легендами о некоем царстве, "находящемся по ту сторону Армении и Персии", где все счастливы, и о царе-священнике, идущем на защиту христиан от неверных. 98. Хасан ибн Саббах, основатель и вождь мусульманского ордена исмаилитов, обосновавшийся в 1097 г. в неприступном горном замке Аламут в северной Персии и державший в страхе весь Передний Восток. Умер в 1124 г. в возрасте ста лет. Фанатически преданные ему приверженцы, употреблявшие гашиш (отсюда их имя "хашишины", или, в греческом произношении, "ассасины"), убивали по его приказу правителей, военачальников, наместников, чем-либо ему не угодивших. На Западе называли Горным Старцем также Шейх аль-Джебеля (Повелителя Горы) и его преемников, вождей ливанско-сирийских асасинов, воевавших с крестоносцами. Орден прекратил существование после того, как в 1256 г. монголы завоевали Аламут, а в 1273 г. мамлюки разгромили асасинов в Ливане и Сирии. 99. Офир - упоминающаяся в Библии страна, обильная золотом и другими драгоценностями. 100. Салах-ад-дин (Саладин), Юсуф - впоследствии (с 1171 г. по 1193 г.) султан Египта и Сирии, выдающийся арабский полководец, отнявший у крестоносцев Иерусалим в 1187 г. и многие другие города Палестины. Успешно воевал с отрядами крестоносцев, предпринявших третий крестовый поход (1189-1192). 101. К концу второго крестового похода (в 1148 г.) Конрад III совместно с королем французским Людовиком VII и королем иерусалимским Балдуином III пытались взять Дамаск, но потерпели неудачу. 102. Никейский символ веры - изложение христианских догматов, принятое в качестве официальной "формулы" на первом вселенском соборе 325 г. в гор. Никее (Малая Азия). 103. Отец Салах-ад-дина - Эйюб, так же как его дядя Ширкух, - курд-военачальник, отличившийся на службе у сельджукского султана Нур-ад-дина (1140-1174). Эйюба султан поставил в 1154 г. правителем Дамаска, а Ширкуха отправил в 1169 г. в Египет, где тот сверг халифа. 104. Костел святого Адаукта - точнее, Феликса и Адаукта - один из древнейших памятников польской архитектуры (ок. 1100 г.). 105. Евдоксия - вторая жена Мешко III Старого, дочь Изяслава Мстиславича, великого князя киевского, внука Мономаха. 106. Петр Дунин - Петр Влостович. 107. Святой Эммерам (ум. ок. 715 г.) - проповедник христианства среди баварцев, основавший ряд церквей. 108. О коленопреклоненной статуе святого Эммерама, стоящей вблизи свентокжиского монастыря, существовало поверье, будто она постепенно подвигается к монастырю (на одну песчинку в сто лет), и когда подойдет к его стенам вплотную, наступит "конец света". 109. Добронега - Добронега-Мария, дочь Владимира Великого, князя киевского, жена Казимира I Восстановителя, мать Болеслава II Щедрого и Владислава Германа. 110. Кастеляния - административная единица средневекового польского княжества; во главе ее стоял проживавший в укрепленном замке ("городе") кастелян, который собирал для князя дань с окрестного населения, вершил суд и следил за выполнением феодальных повинностей. 111. Первое время после введения христианства духовенство в Польше комплектовалось в основном из иностранцев - чехов, немцев, французов. 112. Очевидно, имеется в виду древнейший памятник польской письменности, так называемые "Свентокжиские проповеди" со смешанным латинско-польским текстом. 113. Культу "невинно убиенного" епископа Станислава способствовала легенда, будто отрубленные члены его чудесным образом приросли к туловищу, в чем видели символ грядущего объединения Польши. 114. Одна из дочерей Мешко III была замужем за Фридрихом I, герцогом лотарингским. 115. Великая Польша - области в бассейне р.Варты, составившие основное ядро польского государства (города Гнезно, Познань) и объединенные под владычеством первых Пястов. 116. Легендарный польский король Попель, при дворе которого будто бы находился первый Пяст, был, согласно преданию, съеден крысами. 117. Смолокур вспоминает грандиозное народное восстание в Польше (1037-1038), когда после смерти Мешко II (1034 г.) и изгнания его сына Кизимира Польша распалась на ряд независимых владений, крупнейшим из которых было княжество Маслава в Мазовии. 118. Вальдемар I Великий, король Дании (1157-1182) - предпринял более двадцати походов против полабских славян (вендов) и в 1169 г. завоевал о.Руяну. Был союзником Фридриха Барбароссы в его борьбе с папством. 119. Святовит - древнеславянский бог войны, храм которого в священном городе Арконе на о.Руяне был разрушен датским королем Вальдемаром I. Бунт Маслава и народное восстание 1037 г. проходили под знаком борьбы с насильственно насаждавшимся христианством и сопровождались возвращением к языческим верованиям. 120. Князь Ростислав - Ростислав Мстиславич, внук Владимира Мономаха, первый смоленский князь, с 1159 по 1168 г. великий князь Киевский. 121. Роман Мстиславич, галицко-волынский князь, княжил в Новгороде, во Владимире Волынском, в 1202-1203 гг. владел Киевом. Принимал деятельное участие в польских междоусобицах и был убит в сражении с поляками в 1205 г.