а не осмеливают-ся настолько углубиться в пределы Туркестана, чтобы доехать до *[301] *Бухары. С Кокандом переговоры ведутся чаще, но к мусульман-ским варварам всегда посылают только низших чиновников. Совершенно по-иному складываются отношения России со Средней Азией. Так как Россия уже несколько столетий владеет землями, которые граничат с северными областями Туркестан-ской пустыни, обширные торговые связи были главной причиной того, что Россия больше остальных соседей следила за со-бытиями в трех ханствах и что ее политические устремления могут окончиться только полным их захватом. Тот факт, что планы русских осуществляются здесь медленно, хотя и верно, можно объяснить только естественными препятствиями. Три среднеазиатских ханства - это недостающие звенья той огромной татарской империи, присоединение которой начал в России Иван Васильевич (1462-1505). Со времен Петра Великого это при-соединение продолжает проводиться втайне, но неуклонно. В самих ханствах русская политика не осталась незамеченной. Правители и население в полной мере сознают грозящую опас-ность, и лишь восточная индифферентность и религиозный энту-зиазм поддерживают ощущение безопасности и беззаботности. Большинство жителей Средней Азии, с которыми я беседовал об этом предмете, говорили мне: "В Туркестане две сильные кре-пости: во-первых, множество святых, которые покоятся в нашей земле и которые всегда защитят благородную Бухару, во-вторых, огромные пустыни, которые его окружают". Лишь немногие из них, а именно купцы, долгое время жившие в России, отнеслись бы равнодушно к перемене правления, так как они, подобно остальным своим соотечественникам, хотя и ненавидят все не-мусульманское, все-таки с похвалой признают справедливость и порядок неверных. * * *IX* *РУССКО-АНГЛИЙСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО В СРЕДНЕЙ АЗИИ* * * *Отношение России* *Англии к Средней Азии. - Продвижение России к Яксарту.* "Русско-английское соперничество в Средней Азии, - сказали мне, когда я вернулся в Англию, - это просто нелепость. Оставьте этот избитый и уже вышедший из моды политический вопрос. Народ Туркестана - дикие, грубые варвары, и мы поздравим себя, если Россия примет тяжкую и достойную обязанность нести цивилиза-цию в эти области. У Англии нет ни малейшей причины следить за политикой России с завистью и ревностью". Преисполненный истинного отвращения к виденным мною в Туркестане сценам жестокости, о которых я старался дать хотя *[302] *бы слабое представление на этих страницах, я долго терзался сомнениями, вполне ли справедливы те советы и политические воззрения, которые мне хотели преподать. Я уже давно утвердил-ся в мысли, что христианская цивилизация, бесспорно самый благородный и великолепный дар, когда-либо украшавший чело-веческое общество, окажется благотворной и для Средней Азии. Но с той частью высказывания, которая относится к политике, все было не так просто, так как, сколько я ни размышлял над этим вопросом с разных точек зрения, сколько ни обдумывал все возможные варианты, я никак не могу свыкнуться с мыслью, что Англия должна равнодушно смотреть на приближение русских к ее индийским владениям. Время политических утопий прошло. Мы далеко ушли от превратившейся теперь в легенду русофобии, чтобы ждать того момента, когда русский казак и английский сипай, неся по-граничную службу, столкнутся друг с другом носами. Столкнове-ние двух колоссов в Средней Азии, которое политические мечта-тели предвидели уже много лет назад, еще не так близко. Однако проблема, хотя и медленно, все же, без сомнения, постоянно обостряется, и, следуя обычному ходу вещей, без излишней горячности, нам хотелось бы познакомить читателя с теми мотивами, по которым мы не можем одобрить равнодушия англичан к русской политике в Средней Азии. Прежде всего зададим вопрос, действительно ли Россия продвигается к югу и насколько это ей удалось. Еще 25 лет назад политике русских в Средней Азии уделяли совсем мало внимания. Захват Афга-нистана англичанами, русско-персидский союз и экспедиция про-тив Хивы послужили причиной того, что в дипломатической переписке петербургского и лондонского кабинетов был впервые затронут вопрос о Туркестане. С тех пор снова установилось относительное спокойствие. Англия, обескураженная провалом своих планов, сразу же отступила, а Россия втайне продолжала свои действия, и в ее положении на границе с Туркестаном произошли существенные изменения. В западной части Средней Азии, а именно на Аральском море и на его берегах, русское влияние значительно возросло. Весь берег Аральского моря, за исключением устья Оксуса, признан русским владением. На самом море в настоящее время плавают три парохода, которым хивинский хан разрешил доходить до Кунграда. (То обстоятельство, что русские суда не ходят вверх по Оксусу, можно объяснить лишь существованием бесчисленных песчаных отмелей на реке, быстро меняющих свои места. Меня удивляет, что Бернс так благосклонно высказыва-ется о судоходстве на этой реке. Лодочники, прожившие на Оксусе всю жизнь, уверяли меня, что опыт, накопленный в течение одного дня, уже не годится для следующего, настолько быстро меняется положение песчаных отмелей.) Утверждают, что они находятся там для защиты рыбаков,, однако у них есть, очевидно, и другие предписания, и любой человек в Хиве знает, что недавний переворот в Кунграде, так же как и частые стычки *[302] *между казахами и узбеками, связан с так называемыми рыбо-ловными судами. Однако это лишь второстепенные планы, главная же линия действий прочерчиваегся скорее на левом берегу Яксарта. Здесь русские форпосты под защитой непрерывной цепи фортов и ко-лодцев продвинулись до Кале-Рахима, расположенного в 32 милях от Ташкента, а этот город, как уже упоминалось, можно считать ключом всех завоеваний в Средней Азии. Этот путь, пролегающий по менее пустынным местам, чем все остальные, избран совершенно правильно. Правда, армия здесь в большей мере была бы подвержена нападениям, но с ними все-таки легче бороться, чем с яростью стихий. На восточной границе Коканда, по ту сторону от Намангана, русские также подходят все ближе, а во время правления Худояр-хана там произошло несколько конфликтов между кокандцами и русскими. В успешном осуществлении русских планов в Средней Азии, таким образом, нечего сомневаться. Как уже говорилось, в инте-ресах цивилизации мы должны пожелать русскому оружию наилучших успехов, однако все становится более сложным, когда мы думаем о дальнейших последствиях будущих приобретений. Трудно ответить на вопрос, удовлетворится ли Россия Бухарой, сочтет ли Оксус границей своего влияния и своих планов. Не вдаваясь в слишком глубокие рассуждения, мы можем вполне определенно сказать, что петербургский двор постарается по-лучить за свою политику, в течение многих лет проводимую в Великой пустыне ценою утомительных трудов и крупных расходов, более богатое вознаграждение, чем земли туркестан-ских оазисов. Во всяком случае, желал бы я посмотреть на политика, утверждавшего, что, овладев Туркестаном, Россия упустит возможность прямо или косвенно проникнуть в Афга-нистан или в Северную Индию, где политические интриги всегда находят плодоносную почву. Когда колонны Перовского от-бросили свою тень от западного берега Аральского моря до Кабула, когда призрак Витковича (Так звали русского агента, отправленного в 1838 году петербургским двором в Афганистан с большими суммами денег, чтобы вести интриги против Англии^215 .) появился в Кандагаре и Кабу-ле, тогда-то уже разглядели возможность такого рода событий. А разве случившееся не может повториться еще раз, если это будет необходимо? Будучи далеки от скверного чувства зависти и ревности, мы тем не менее считаем себя вправе не одобрять равнодушия Англии к планам русских в Средней Азии. Таково наше скромное мнение. Однако на вопрос, столкнутся ли, враждуя, в Азии английский лев с русским медведем, или же они по-братски поделятся завоеваниями, я, будучи лишь склонным к филологии дервишем и следуя изречению: "Sutor non ultra crepidum"^214 , не осмелюсь ответить. КОММЕНТАРИЙ ^1 Познай самого себя /(лат)/ Здесь и далее перевод иноязычных выражений сделан издательским редактором. ^2 Эфенди, или афанди /(тур-греч),/ "господин, государь", употребляется также в качестве титула ученых, духовных судей и чиновников. См.: /Будагов Л. 3. /Сравнительный словарь турецко-татарских наречий Т I СПб, 1869, с 66 ^3 Мы все не все можем /(лат)/ ^4 В современных литературных языках народов Средней Азии это слово отсутствует В туркменском, азербайджанском и турецком языках имеется схожее название - Кервенгыран (Карвангыран), под которым известны Юпитер (в туркм. Яз.) и Венера (в азерб. и тур. Яз.) См.: Туркменско-русский словарь М, 1968, с 392, Азербайджанско-русский словарь Баку 1985, с 202, Турецко-русский словарь M, 1945, с 334 /^5 / Очевидно, это слово искажено в немецкой передаче, так как не дает смыслового значения. ^6 "Пришел, увидел, победил" /(лат)./ Слова из донесения Юлия Цезаря сенату о победе над понтийским царем Фарнаком. ^7 Прекрасная Персия /(фр)./ ^8 Дервиши - члены профессиональных нищенствующих мусульманских ор-денов, возникших в VIII-IX вв. Дервиш, или факих (араб "бедняк"), был либо странствующим аскетом-мистиком, либо жил в обители (ханаках), келье (завийа), приюте (такйа, лангар). Такие "общежития", имевшие свой устав, находились под началом старцев-наставников (машаих, пир). Дервиши носили особую одеж-ду - хирка ("рубище", "вретище"). См.: /Петрушевский И. П./ Ислам в Иране в VII-XV вв Л, 1969, с 322 323 ^9 Продолжая политику объединения Афганистана, афганский эмир Дост Мухаммед в конце июня 1862 г предпринял поход на Герат, где правил его зять и племянник Султан Ахмед-хан, отказавшийся ему подчиниться и признавший верховную власть иранского шаха. В конце июля 1862 г Дост Мухаммед подошел со своим войском к Герату и осадил его. Осада длилась десять месяцев. Военные действия носили ожесточенный характер. Надежды Султан Ахмед-хана на по-мощь Ирана не оправдались. Во время осады Султан Ахмед-хан умер, но его сыновья продолжали упорно защищаться. Только 28 мая 1863 г войска Дост Мухаммеда овладели Гератом. ^10 Хаджи (хаджжи) - мусульманин, совершивший паломничество (хаджж) в священный город ислама - Мекку, где расположен знаменитый храм Кааба с "черным камнем". Каждый состоятельный мусульманин (за исключением женщин, рабов и других зависимых групп) должен совершить хаджж хотя бы раз в жизни. Одобрялось и так называемое малое паломничество (умра), во время которого совершалось ограниченное количество обрядов, связанных с хаджжем. ^11 Здесь и далее у Вамбери, в соответствии с принятой в европейской литературе XIX в терминологией, словами "татарин", "татары" обозначались многочисленные и разнообразные тюркские народности и племена Средней и Центральной Азии, Сибири и Восточной Европы, а не только собственно татары, жившие в России ^12 Термином "Китайская Татария" Вамбери обозначил, как это было принято в европейской литературе того времени, Китайский, или Восточный, Туркестан. ^13 По должности, по обязанности /(лат)/ ^14 Раб, слуга, прислужник /(лат/) ^15 Такое противопоставление текинцев и йомутов отражает неоднозначное отношение к этим двум родственным туркменским племенам, что в значительной степени было связано с политикой иранских наместников Астрабада, Боджнурда и Хорасана, использовавших йомутов и гекленов Атрека и Горгана в борьбе против текинцев Кизыл-Арвата и Ахала. См.: /Мухаммад Хасан-Хансани ад-Дау-г/а Матла аш-шамс Т III Техран, 1303 г х . с 303-324 и сл ^16 "Оставьте надежду" /(um)./ Полностью эта фраза из "Божественной комедии" Данте (надпись над дверями ада) звучит так "Оставьте надежду входящие сюда" ^17 Талкин - изустное объяснение тайных молитв и радений суфиев для новообращенных См /Тримингэм Дж С/ Суфийские ордены в исламе M, 1989, с 298 ^18 Ишан - почитаемое в народе духовное лицо, суфий, не связанный с офи-циальным исламом См.: /Демидов С.// M./ Суфизм в Туркмении Аш, 1978, с 105 и сл ^19 Маджзуб - суфийский термин, означающий исступление, пребывание в состоянии экстатического озарения. См.: /Тримингэм Дж. С./ Суфийские ордены, с 294 ^20 См.: /Каульбарс А. В./ Материалы для географии Тянь-Шаня. Известия Русского имп. географического общества Т VII СПб, 1872, /Полторацкий В. /Сведения о торговых сношениях с Западным Китаем. Записки Русского имп. географического общества Т IX СПб, 1873 ^21 Бабиды приверженцы секты, возникшей в Иране в 40-х годах XIX в, основоположник ее, Сейид Али Мухаммед (1819-1850), объявил себя в 1844 г вратами ("баб"), через которые грядущий мусульманский мессия ("махди") передаст свою волю народу. Под руководством представителей секты бабидов в Иране в 1848-1852 гг происходили антифеодальные народные восстания, в ходе которых выдвигались требования отмены частной собственности с целью осу-ществления мечты о счастливом царстве бабидов с общностью имущества и равенством людей. О бабидах и этих восстаниях см.: /Казем-Бек А. К./ Баб и бабиды СПб, 1865, /Иванов// M. С./ Бабидские восстания в Иране (1848 1852) M Л, 1939. Об изучении бабизма в России см.: /Кузнецова// H.A. /K истории изучения бабизма и бехаизма в России. Очерки по истории русского востоко-ведения .Сб. 6 M . 1963, с 89-133 ^22 Основным занятием прикаспийских туркмен, вопреки утверждению Вамбе-ри, был не "морской разбой", а рыболовство, охота на тюленей, добыча полезных ископаемых (нефть, озокерит, соль, минеральные краски), скотоводство и земле-делие. См.: /Бларамберг И. Ф./ Топографическое статистическое описание восточ-ного берега Каспийского моря от Астрабада до мыса Тюп-Караган. Записки Русского имп. географического общества. Кн. IV СПб, 1850, /Ливкин П./ Рыбо-ловный и тюлений промысел на восточном побережье Каспийского моря. СПб, 1902, /Литвинский Б. А./ К истории добычи полезных ископаемых на Челекене. Материалы Южно-Туркменской археологической экспедиции. Аш., 1949 ^23 Надир-шах (1688 1747), происходивший из племени афшар, занимал иранский престол с 1736 г. Cокрушив весной 1738 г. Кандагарское государство афганского племени гильзаев Надир-шах с целью подорвать могущество этого племени переселил значительную часть гильзаев из района Кандагара в раз-личные области Ирана. ^24 Вамбери односторонен в своих суждениях о захвате туркменами пленни-ков - иранцев. Каджарские наместники Астрабада, Боджнурда, Хорасана, произво-дившие частые нападения на туркмен, также брали добычу и пленных. То же самое делали и правители Хивы и Бухары, боровшиеся с Каджарами за подчинение Туркмении. В 1863 г. когда А. Вамбери отправился в путешествие в Среднюю Азию, хивинское войско, разгромив туркмен-човдуров, "овладело множеством пленных и большим количеством лошадей, верблюдов, овец, рогато-го скота". Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II M. -Л., 1938, с 39 ^25 Гемюштепе (Кумюштепе) располагалось по обоим берегам p. Горган, в двух верстах от берега Каспийского моря. В 1859 г. здесь было 500 туркменских юрт, жители занимались рыболовством, земледелием и мелкой торговлей. Большая часть их летом, спасаясь от жары и вспышек лихорадки, уходила в Гасан-Кули или Чекишляр (на p Атрек). См.: Русско-туркменские отношения в XVIII XIX вв. Сборник архивных документов. Аш., 1963, с. 475 ^26 Имеется в виду шах Аббас I (1571-1629). ^27 С 1840 г. русские военные корабли стали постоянно крейсировать у иранс-ких и туркменских берегов Каспийского моря, а в 1842 г. была основана военно-морская база на острове Ашур-Ада, у входа в Астрабадский залив. Появление русских кораблей близ персидского побережья было встречено враждебно феодальными кругами Ирана. В 1851 г. часть йомутов Горгана и Атрека подкупленная губернатором Астрабада и Мазендерана принцем Мехди Кули/ /мирзой, совершила нападение на остров Ашур-Ада, но была разбита гарнизоном базы. Российские власти добились от шаха удаления Мехди Кули-мирзы из Астрабада, после чего отношения с туркменами стали постепенно налаживаться. См.: /Агаев Х./ Взаимоотношения прикаспийских туркмен с Россией в XIX в. Аш. 1965, с 85 и сл., Русско-туркменские отношения, с. 407-412 ^28 Очевидно, это было следствием экспедиции полковника генерального штаба В. Д. Дандевиля, которая была послана для изучения восточного побе-режья Каспийского моря. В. Д. Дандевиль, превысив свои полномочия, способст-вовал обострению русско-туркменских отношений. В 1859 г. корабли под его командованием сожгли артиллерийским огнем туркменские аулы на Горгане и Атреке. Действия полковника Дандевиля были осуждены другими российскими морскими офицерами.* *См.: Русско-туркменские отношения. С. 488 и сл. ^29 Речь идет не о вечерней, а о предвечерней молитве салат ал-'аср (перс. намаз-и дигар), она совершалась между полуднем и заходом солнца. ^30 Юрта по-туркменски "ей", а не "ова". См.: Туркмен дилинин созлуги. Аш., 1962, с. 500 ^31 Чатма - не юрта, а сооружение из вогнутых жердей (ук), на которых держится верхняя часть юрты. См.: там же, с. 741. ^32 Улемы, правильнее улама /(араб./ "ученые"), - мусульманские теологи, правоведы, судьи, проповедники и т. д. ^33 Здесь Вамбери неточен. Михраб - это ниша в стене мечети, обозначающая киблу (кыблу), т. е. направление на Каабу (главную святыню ислама, здание во дворе мекканской мечети Аль-Масджид аль-Харам). Именно туда обращает свое лицо мусульманин во время молитвы. ^34 В странах Востока была широко распространена легенда о стене, или преграде ("садд"), которую якобы возвел Александр Македонский, чтобы сдер-живать натиск "диких" народов. Представления об этой стене, месте ее сооружения и окружающих народах менялись на протяжении веков. См.: /Бертелъс Е. Э. /Роман об Александре и его главные версии на Востоке. M. -Л., 1948, /Низами Гянджеви./ Искандар-наме Т. I-II Баку, 1963. Кызыл Алан (см об этом названии у Вамбери ниже), вероятно, представлял собой остатки оборонительных сооруже-ний, воздвигнутых в период правления в Иране династии Сасанидов (III-VI вв н. э.) для защиты северо-западных рубежей Ирана. Кызыл Алан описывается и упоминается также другими путешественниками XIX в, в частности К. Боде. См.: /Боде К./ Очерки туркменской земли и юго-восточного прибрежья Каспийско-го моря. Отечественные записки. Т. CVII СПб, 1856, с. 186 и сл. ^35 Волей-неволей /(фр)/ ^36 По преимуществу, в особенности /(фр)/ ^37 В современном туркменском языке молитвенный коврик называется "намазлык", а "намаз джайи" означает место, где совершается намаз ^38 Речь идет о карательной экспедиции полковника Дандевиля. См.: примеч. 28 ^39 Еще одна неточность Вамбери. Фес - город в Марокко. ^40 Так у Вамбери ^41 In partibus /(лат )-/ частично. In toto /(лат) - /в целом ^42 Точнее, ид-и гулю ^43 Черкез-хан был одним из йомутских вождей Горганаю Ярый сторонник Мехди Кули-мирзы, он в 1851 гю принял участие в нападении на российскую военно-морскую базу на острове Ашур-Ада. В дальнейшем, лишившись поддерж-ки губернатора Астрабада и Мазендерана, он был арестован русскими властями и отправлен в Калугу, но затем освобожден и возвращен на родину. См.: Русско-туркменские отношения. c. 407-429 ^44 В этом месте у Вамбери, очевидно, опечатка. Вместо "Kalak" следует читать "Kasak". Термином "казаки" Вамбери здесь и далее называет казахов. Мы повсюду передаем этот этнический термин в принятом сейчас в литературе на русском языке написании "казах". В ряде случаев Вамбери именует казахов также "киргизами", иногда имея в виду и настоящих киргизов. Во всех этих случаях оставляем без оговорок употреблявшийся Вамбери термин "киргизы". Читателям следует учитывать что в прошлом в русской терминологии существовала путаница в употреблении этнических названий "казак" ("казах") и "киргиз"; казахов с начала XVIII в. называли "киргиз-кайсаками", впоследствии "киргиз-казаками" или, чаще, "киргизами", а настоящих киргизов русские именовали "кара-киргизами". Кроме того, этническое имя "казак" могло смешиваться с русским названием военного сословия (казаки донские, сибирские, семиреченские, литовские и т. д.). Истинное самоназвание казахского народа - "казак" - со-храняется в казахском языке и в других языках народов советского Востока. В русском языке с 30-х годов XX в, во избежание существовавшей прежде терминологической путаницы, название этого народа стали произносить и писать "казах". Во времена Вамбери неудобства, связаные с многозначностью слова "казак" и "киргиз", были настолько велики, что даже в лучших работах многих ученых название "киргиз" иногда применялось и в качестве собирательного имени и для киргизов, и для казахов. В языках местного коренного населения Средней Азии и Казахстана эти два этнических термина никогда не смешивались. См.: /Бартольд В. В./ Сочинения. Т. II, ч. 1 M., 1963, с. 15 ^45 Харамзаде /(араб.-перс.) -/ ругательное слово, имеющее значения "мо-шенник, проныра, хитрец, плут, незаконнорожденный". ^46 Рассказ Вамбери о "причудливой форме" туркменского гостеприимства вызывает сомнения, так как не согласуется с нормами обычного права туркмен. ^47 Целое вместо части /(лат)/ ^48 "Чолук чоджук" /(тур) -/ "семья, домочадцы, жена и дети, дети, детвора, детишки". В туркменском языке "чолук" означает "подпасок", а "джоджук" - "поросенок". Туркменско-русский словарь, с 326, 736 ^49 Об археологических памятниках этого района см.: /Атагаррыев Е./ Средне-вековый Дехистан. История и культура города Юго-Западного Туркменистана. Л, 1989 ^50 Речь идет об Узбое - старом русле Амударьи. См. об этом подробнее: Низовья Амударьи, Сарыкамыш и Узбой. Материалы Хорезмской экспедиции. Вып. 3 M., 1960 ^51 Правильнее "тайаммум" /(араб) -/ совершение ритуального омовения землей или песком при отсутствии воды. По-турецки - teyemmum. ^52 В современном туркменском языке "йилгын" означает "гребенщик, тама-риск". ^53 Здесь Вамбери неправильно отождествил термины "бай" и "би" ("бий"). Основным значением тюркского слова "бай" было "богатый", "богач", т.е. человек, владевший большим количеством скота.* *См.: /Бартольд В. В./ Сочинения. Т. V 1968, с. 491 Слово же "би", "бий", османское "бей", связанное по происхождению с тюркским термином "бег", "бек", обозначало в основном аристократию в противоположность простому народу (см. там же, с. 502). ^54 Ховли, правильнее "ховлы" /(туркм., узб.) -/ усадьба, состоявшая из двора с жилыми и хозяйственными постройками. Такие усадьбы были обнесены высокими глинобитными стенами, что делало их похожими на средневековые крепости. См.: /Васильева Г. П./ Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. M., 1969, с. 160 ^55 Говоря о "персидском происхождении", Вамбери употреблял здесь, как и в других местах, термин "персидский" в более широком значении, относя его ко всем народам, говорящим на иранских языках. "Сарт" вышедший ныне из употребления термин, которым в дореволюционной Средней Азии обозначалось обычно ремесленное и торговое население, преимущественно городское, а в неко-торых случаях и оседлые сельские жители, ираноязычные и тюркоязычные, в противоположность кочевникам. В средние века, начиная с XI в., термин "сарт" в среднеазиатских источниках применялся в значении "купец". Впоследствии этот термин приобрел отчасти этническое содержание, но значение его изменялось в зависимости от времени и местных условий в различных частях Средней Азии. Так, "сартами" называли таджиков, сохранявших свой язык, а также тех таджи-ков, кто воспринял тюркский язык и впоследствии слился с узбеками, в Фергане в XIX в. "сартами" именовалось оседлое население, состоявшее из узбеков и таджиков. См.: /Бартольд В. В./ Сочинения Т. II, ч. 1 M., 1963, с. 462. О других значениях термина "сарт" в разное время см. там же, с. 196-197, 460 462, /Бартольд В. В./ Сочинения Т. II, ч. 2 M, 1964, с. 303-305. ^56 Обращение к Аллаху с просьбой благословить пророка Мухаммеда и его семью ^57 Хазнадар /(араб.-перс.)/ казначей ^58 Официальный камердинер ( /ла/т/ фр)/ ^59 Многие термины, упоминаемые Вамбери, для нас непонятны. Возможно должность шилаптчи (в чагатайском языке "шилапчи" означало "старшина мясников"), скорее всего, соответствовала чину "таштдара" (заведовавшего царской умывальней) при династии Сельджукидов в Хорезме. Джигачи, по-види-мому, был лицом, подававшим или хранившим корону ("джига"). См.: /Бар-тольд В. В./ Сочинения Т. II, ч. 2 M., 1964, с. 393 399, /Будагов Л. 3./ Сравнитель-ный словарь турецко-татарских наречий. Т. I, с. 681, /Махмуд ибн Вали./ Море тайн относительно доблести благородных. (География) Введ., перев., примеч. Б. А. Ахмедова. Таш., 1977 ^60 Рафенек - селение (кент), располагавшееся к северу от г. Хивы - столицы ханства. (Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II M. -Л., 1938, с. 559, 616) Ташхауз (совр. Ташауз, туркм. Дашховуз) город, область, район и железно-дорожная станция в Северном Туркменистане. Основан в 1835 г. хивинским правителем Алла Кули-ханом. /(Атаниязов С./ Толковый словарь географических названий Туркменистана. Аш., 1980, с. 150-151). ^61 Приводимые А. Вамбери сведения о калмыках являются воспоминанием об их набегах из Мангышлака на Хорезм, западные прикаспийские области нынешней Туркмении и Ирана. В первой четверти XVII в. калмыки (это была часть ойратов) во главе с тайшей Хо-Орлоком ушли из Джунгарии и достигли низовий Волги. Калмыки вытеснили туркмен и остатки мангытов (ногайцев) из Мангышлака, захватили степи между Эмбой, Уралом и Волгой. Отсюда они в 20-60-х годах XVII в. несколько раз вторгались в Хорезм, Астрабад, Хорасан. Часть туркмен (роды човдур, игдыр, сойынаджи), оставив Мангышлак, ушла к калмыкскому хану Аюке (1670-1724) и кочевала близ Астрахани, на Куме и Маныче. См. /Абу-л Гази./ Родословная туркмен. Перев. и коммент.А. Н. Коно-нова M -Л., 1958, с. 44, /Бартольд В./ Очерк истории туркменского наро-да. Сочинения Т. II, ч. 1 M., 1963, с. 607-613 ^62 Вамбери передает здесь немецким словом Festung ("крепость", "тверды-ня") термин "калиса", или "каниса", попавший в восточные языки из греческого и обозначавший христианскую церковь, а также иудейскую синагогу и храм огнепоклонников. См. /Zenker //J. Т./ Dictionnaire Turc-Arabe-Persan, с 759 ^63 Здесь у Вамбери явная ошибка. Несториане были христианами, последова-телями патриарха Нестора (323-330). В V-VIII в.в. его учение получило широкое распространение в Иране, Средней Азии, а затем и в Восточном Туркестане и Китае. Христиане несторианского толка жили главным образом в Джундишапуре (около Нишапура), в Мерве, Самарканде. В XII в. несторианская митропо-лия существовала в Кашгаре. См. более подробно: /Бартольд В. В. /О христианстве в Туркестане в домонгольский период. Сочинения Т. II ч. 2 M., 1964, с. 265-303, он же: Еще о христианстве в Средней Азии.Там же, с. 315-319 ^64 Горы Овейс Карайне (вернее Увайс ал-Карани) соответствуют хребту Султан Уиздаг на правом берегу Амударьи. Название этих гор связывается с именем жившего в VII в. в Йемене шейха Увайса ал-Карани - одного из основоположников суфизма. На юго-западном склоне Султан Уиздага, в урочище Султан Баба, находится могила (точнее, кенотаф) с надгробием этого мусуль-манского святого. Однако такие же его "могилы" отмечаются во многих других местах Средней Азии. См. /Гулямов Я. Г./ История орошения Хорезма. Таш., 1957, с. 22, примеч. 19, /Тримингэм Дж. С./ Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ., под ред. О. Ф. Акимушкина M., 1989, с. 24, 213 ^65 В хивинских источниках XIX в. упоминается Рахим Берды-бий - крупный военачальник хивинского правителя Кутлуг Мурад-хана (1855-1856). Наряду с другими ханскими полководцами он участвовал в подавлении восстаний туркмен-йомутов и каракалпаков в Хорезме в середине XIX в. См. /Мунис и Агахи/ Фирдаус ал-икбал. Материалы по истории туркмен и Туркмении M. -Л., 1938, с. 552 и сл. ^66 Как нам любезно разъяснил венгерский ученый Дьердь Кара, Вамбери здесь говорит об опасной для человека и скота мухе, наименование которой восходит к названию местности на Дунае, в Сербии. Сербское название голубац, венгерское galambocz (kolumbacz). ^67 Так у Вамбери (aufwдrts), на самом деле вниз по течению. ^68 Очевидно, имеется в виду местность в районе Нукуса, ныне столицы Каракалпакии. На карте, сопровождающей книгу Вамбери, это название передано как Нохус (Nochus), т. е. ближе к современному "Нукус". ^69 Очевидно, имеется в виду хивинский хан Мухаммед Эмин (1845-1855). ^70 Сырдарья. ^71 Фарсах - мера длины, широко применявшаяся в странах Востока, в том числе в Средней Азии. В Хорезме, Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Фергане в XIX в. фарсах составлял от 8, 5 до 9, 5 км. Однако в некоторых областях Средней Азии он в то время равнялся 6 км, т. е. соответствовал средневековому канони-ческому фарсаху. См. /Хинц В./ Мусульманские меры и веса с переводом в метри-ческую систему. M., 1970, с. 72, /Давидович Е. А./ Материалы по метрологии средневековой Средней Азии M., 1970, с. 120 ^72 * *Казахи. ^73 Бенг - наркотик из листьев индийский конопли и белены. ^74 Термин "Татария" применен здесь Вамбери в значении "Туркестан", т. е. "страна тюрок", поскольку словом "татары" в европейской литературе обозна-чались разнообразные тюркские (турецкие) народности и племена. См. примеч. 11. ^75 Саратан созвездие Рака, знак Зодиака, соответствующий четвертому месяцу иранского солнечного календаря. ^7 Шоркутук, вернее Шоркудук, означает "Соленый колодец". ^77 Rapporteur (вакаинювис) - буквально, как и отмечает далее Вамбери, "записывающий события". Этим и близким к нему по значению термином "вака-и нигар" обозначались тайные или явные агенты правителей, а также должностные лица, выполнявшие консульскую службу в других государствах, и шпионы, впоследствии - корреспонденты газет, иногда историки-летописцы в Бухаре, Афганистане и Иране. ^78 Текке - обитель, странноприимный дом. ^79 Речь, скорее всего, идет об Абдулла-хане (1557 1598), при котором Бухара стала столицей государства Шейбанидов. ^80 Инак сановник высшего ранга в Хивинском ханстве. В конце XVIII - на-чале XIX в. инаки обрели большое влияние и фактически держали власть в ханстве в своих руках. Наиболее могущественным из них был Мухаммед Амин, происходивший из знатного узбекского племени кунграт. После его смерти в 1790 г. власть в Хиве перешла к его сыну Авазу (1790-1804), который, как и отец, управлял страной от имени подставных ханов. В 1804 г. Аваза сменил его сын Ильтузар (1804-1806). Он принял титул хана и официально положил начало правлению в Хиве новой, Кунгратской династии. См. /Иванов П. П./ Очерки истории Средней Азии. M., 1958, с. 100-101. ^81 Правильнее аламат-и тоуфиги. ^82 Речь идет о Мухаммаде ибн Мухаммад ан-Накшбанди (1318-1389). После его смерти над его могилой был сооружен мавзолей, но не в 1490 г, а в 1544 г (эмиром Абд ал-Азизом). См. /Тримингэм Дж. С./ Суфийские ордены., с. 61 - 62 ^83 Под названием "Хидайат" ("Хидайа") известно сочинение автора XII в. Бурхан ад-Дина Али Маргинани (ум. в 1197 г.). Сочинение представляет собой руководство по мусульманскому праву ханафитского мазхаба. Кроме того, известен труд под названием "Хидайат-наме", написанный на турецком языке Фириште-оглу (ум. в 1469 г.). Посвящен этот труд учению шиитской секты хуруфитов. Под названием "Шарх-и викайа", по-видимому, имеется в виду комментарий на "Ал-Хидайа" Бурхан ад-Дина Али Маргинани. ^84 Фарз (араб фард) и ваджиб - действия, поступки, мнения, предусмот-ренные шариатом Различаются "фард ал-'айн", т. е. поступки, безусловно обязательные для всех мусульман (омовение, пятикратная ежедневная молитва, посе-щение мечети), и "фард ал-кафийа" обязательные лишь для тех, кто в состоянии их выполнить (например, обязанности му'аззина). Сунна поступки и высказывания пророка Мухаммеда, зафиксированные в хадисах, преданиях о поступках и изречениях пророка. ^85 Чахарбаг (тадж, узб чорбог) - большой сад с парком, лугами и огоро-дами. Обычно такие сады располагались за городом и служили местами отдыха. ^86 Кнастер сорт табака. ^87 Отец, [я] грешен /(лат.)./ ^88 Теведжи (правильнее "таваджох") - букв. "встреча лицом к лицу". ^89 Под "мервцами" и "персами" имеется в виду население Мерва и различных местностей Ирана которое было переселено в более ранний период в Бухару. Множество жителей Мерва было депортировано в Бухару в XVIII в. эмиром Шах Мурадом (1875 - 1800). ^90 Вамбери имеет здесь в виду знаменитое сочинение H. В. Ханыкова "Описание Бухарского ханства" (СПб., 1843). ^91 Доверчиво, чистосердечно /(лат.)./ ^92 "Короли без портфеля" /(фр./). ^93 Абдалхалик Гиждувани умер в 1179 или 1220 г.* *См /Тримингэм Дж. С. /Суфийские ордены., с. 26, 61. ^94 Речь идет о Кусаме ибн Аббас ибн Абдул Муталибе - двоюродном брате пророка Мухаммеда, по местной народной легенде он был похоронен в Самар-канде. Архитектурный комплекс Шахи-Зинда начал складываться в дотимуридское время и был в основном завершен при Улугбеке. При Тимуре и Тимуридах было построено несколько мавзолеев в ансамбле зданий, входящих в комплекс Шахи-Зинда. См. История Самарканда. Т. I Таш., 1969, с. 167. ^95 Рик'ат - часть молитвенного мусульманского обряда, состоящая из стояния, поясного поклона и двух земных поклонов. Все пять обязательных молитв включают определенное число рик'атов. В данном случае речь, судя по всему, идет об утреннем намазе, состоящем из двух рик'атов. См. Га/ффаров// M. A. /Персидско-русский словарь. T.I M., 1976, с. 389. ^96 Термин "каши", поясненный Вамбери как "цветные кирпичики", является названием изразцовых узорчатых плиток, применявшихся для облицовки стен. ^97 Айнанахане - зеркальная комната. ^98 Имеется в виду мавзолей Гур-Эмир, строительство которого началось в 1404 г., при Тимуре. Впоследствии здание превратилось в фамильную усыпаль-ницу Тимуридов, где кроме самого. Тимура были похоронены его сыновья Омар-шейх, Мираншах, Шахрух и внуки - Мухаммед Султан и Улугбек. См. История Самарканда. Т. I, с. 243. Приведенное Вамбери в сноске к этому месту со ссылкой на Радлова описание надгробных камней в мавзолее Гур Эмир при переводе опущено, так как оно сильно устарело и содержит много неточностей и ошибок .О мавзолее Гур Эмир и погребении Тимура. См. статьи В. В. Бартольда (Сочинения. Т. II, ч. 2, M., 1964), где указаны также основные работы советских исследователей. ^100 Тюрбе (от араб "турбат") могила, надгробный камень, гробница, склеп, мавзолей. О значениях этого термина см. /Бартольд В. В./ Сочинения. Т. II, ч. 2, с. 444, 446,. Мусульманский Ренессанс. M., 1966, с. 308. ^101 Самаркандское медресе Ширдор, строившееся в 1619-1636 гг., было возведено на месте разобранной постройки (ханака) Улугбека Медресе. Тилля Кари было сооружено в 1646-1659 гг. по приказу наместника (хакима) Ялангтуш Бахадура, который был назначен на этот пост бухарским ханом Имамкули из династии Аштарханидов. См. История Самарканда Т. I, с. 298-300. ^102 По-видимому, Вамбери принял за развалины медресе, о котором он сообщает различные легендарные сведения, руины мечети Биби-Ханым, соборной (главной) мечети Самарканда при Тимуре. О ней см. /Бартольд В. В./ Сочинения Т. II, ч. 1 M., 1963, с. 160, т. II, ч. 2, с. 128. Pахле - подставка, на которой лежит Коран во время службы. ^103 Диванбеги - один из высших чинов в Бухарском ханстве, ведал финан-совой отчетностью, утверждал сметы расходов. См. /Сухарева О. А./ Квартальная община позднесредневекового города Бухары. M., 1976 с. 98. ^104 Недоразумение при переводе названия сада на немецкий язык правильно - "Сад чинар", так как чинара не тополь, а карагач (платан восточный). ^105 Сколько знаешь языков, столько стоишь как человек /(лат.)./ / /^106 Деpьябеги - должностное лицо (чиновник), ведавшее переправой через Амударью, букв. "речной начальник", т. е. "начальник переправы". ^107 Хасан-менгли. ^108 Гость и рыба через три дня [превращаются] в яд /(фр.)./ ^109 Санджар (1118 - 1157) правитель из династии Сельджукидов, владевший Ираном (Хорасаном) и значительной частью Средней Азии. ^110 Див - злой дух в древнеиранской мифологии. В "Шах-наме" упоминается "див-и сафид" ("белый дев"), обитающий в Мазендеране. См. Фирдоуси Шах-наме. Кн. I M., 1964, с. 745. ^111 Pишта - заболевание человека, вызываемое одноименным паразитичес-ким червем (Dracunculus medinensis). ^112 Саддузи (в принятой сейчас русской транскрипции - садозаи) - род племени попользаев, входящего в состав группы племени дуррани, из садозаев произошла династия, основанная Ахмед-шахом, который возглавил государство Афганистан в 1747 г. Его потомки правили страной до 1818 г., после чего в течение нескольких десятилетий сохраняли власть только над Гератом. ^113 Берекзи (в принятой сейчас русской транскрипции - баракзаи) - одно из самых многочисленных племен группы дуррани. Из рода мухаммадзаев племени баракзаев происходит династия, сменившая в XIX в. садозайскую и находившаяся у власти в Афганистане вплоть до республиканского переворота в 1973 г. Династия эта именовалась мухаммадзайской или баракзайской. ^114 Палтан (пальтан) - пехотный полк в регулярной армии Афганистана. ^115 Дост Мухаммед-хан умер в Герате 9 июня 1863 г. ^116 Джагатайский (чагатайский) язык - восточнотюркский литературный язык Средней Азии, получивший как на Востоке, так и в европейской науке условное наименование "чагатайский" от названия средневекового государства. См. /Бартольд В. В./ Чагатайская литература - (Сочинения. Т. V M., 1968, с. 606-610. Там же (с. 610) приводится в примечании литература предмета, начинающаяся трудом Вамбери. /Vambery H./ Cagataische Sprachstudien, enthaltend grammatika-lischen Umriss, Chrestomatie und Wцrterbuch der cagataischen Sprache Lpz., 1867. ^117 В вечности /(лат.)./ ^118 Современная Гянджа, город в Азербайджане. ^119 На современных картах - Ходжа-Кинти. ^120 На современных картах - Калайи-Вали. ^121 По-видимому, Маручак. ^122 На современных картах Пенде, так было воспринято русскими и утвер-дилось в терминологии название Пяндждех, означающее "Пять деревень". ^123 Пищдадиды - легендарная династия, правившая в древнем Иране. Сог-ласно иранской мифологии, первым человеком и первым правителем Ирана был Каюмарс. ^124 Дербенд - название горного перевала и ущелья в верховьях p. Мургаб, на пути из Мерва и Серахса в Мешхед. ^125 Имеется в виду потомок Тимура Хусейн Байкара, правивший в 1470-1506 гг. Хорасаном. ^126 Так на современных картах Вамбери именует эту крепость Кале-Но. ^127 На современных картах - Карох. ^128 Тимури (правильнее теймури) одно из кочевых племен смешанного происхождения, входившее в состав так называемых чахар-аймаков Афганистана. Кроме теймури в их состав входили также херазе, фирузкухи и теймени. ^129 Население Герата и других городов Афганистана называлось по языково-му признаку "парсиван" или "фарсизабан", т. е. "говорящие на персидском языке". Однако в этническом отношении безоговорочно отождествлять это население с персами неправильно, так как большинство его составляли предста-вители других ираноязычных народов, прежде всего таджики, а также хазарейцы и упомянутые ниже у Вамбери как обитатели Гератской области фирузкухи, таймени и др. ^130 Правое плечо вперед! Левое плечо вперед! /(англ.)./ ^131 Термин "палтан" употреблен здесь для обозначения регулярной пехоты эмира Дост Мухаммеда, овладевшего Гератом. ^132 До взятия Герата эмиром Дост Мухаммедом этим городом правил его зять Султан Ахмед, отказавшийся подчиниться эмиру. ^133 Кызылбашами называли персов-шиитов, иногда вообще шиитов. Сообра-жения Вамбери о симпатиях населения к властям шиитской Персии и к англича-нам субъективны и не основаны на серьезных и длительных наблюдениях в Гератской области и в Герате, большинство населения которых в описываемое время составляли сунниты. Англичане и "правление" британского агента Тодда в описании Вамбери явно идеализированы. ^134 Т. е. в 1495-1496 гг. ^135 Имам Риза Али ар-Риза, потомок Али ибн Абу Талиба, сын Мусы ал-Казима, женившегося на персидской рабыне. Али ар-Риза родился в 765 или 770 г. считался восьмым по счету шиитским имамом из рода Али. В 816 г. он был переселен по указанию халифа ал-Мамуна из Ирака в Хорасан. Али ибн Муса был объявлен наследником (вали 'ахд) ал-Мамуна, на дочери которого он был женат. Однако провозглашение его преемником халифа вызвало в 817 г. мятеж в Багдаде. В результате этого к власти в Халифате пришел Ибрахим ибн ал-Махди из рода Аббасидов. Вслед за этим в 818 г. в селении Нукан, около Туса, умер Али ар-Риза. Молва приписывала его смерть Мамуну, отравившему своего зятя. Али ибн Муса был объявлен мучеником за веру (шахид), его гробница (в Санабаде, возле г. Туса) стала местом паломничества шиитов и одной из их главных святынь. Впоследствии здесь возник город Мешхед. См. описание усыпальницы имама Али ар-Ризы. /Ханыков// H./ Экспедиция в Хорасан. M. 1973 с. 98 и сл. ^136 О дворе (сахн) мавзолея см. /Бартольд В. В./ Сочинения. Т. VII, с. 118,. ^137 Абу-л-Касим Фирдоуси классик средневековой персидско-таджикской литературы. Родился между 932-941 гг., умер в 1020 или 1026 г. в родном Тусе. Автор всемирно известной поэмы "Шах-наме", которую он преподнес в 1010 г. султану Махмуду (998-1030), правителю Газневидского государства, в состав которого входили земли Афганистана, Средней Азии, Ирана. Махмуд Газневи не принял дар Фирдоуси. В ответ на отказ султана принять в дар "Шах-наме" поэт написал едкую сатиру. Согласно легенде, Махмуд в дальнейшем раскаялся в своем поступке и решил вознаградить Фирдоуси. Однако когда отправленный им караван с дарами для Фирдоуси входил в Туc, из города выходила траурная процессия с гробом умершего поэта. См. Шах-наме T.IM., 1964, с. 9. ^138 Имеются в виду сасанидские рельефы, посвященные победе иранцев над римским императором Валерианом. ^139 Миру свойственно ошибаться, а потому обманываемся и мы. /(лат.)/ ^140 Название этого произведения Фарид ад-Дин Аттара переводится обычно как "Беседа птиц". Слово "мантик", основное значение которого "логика", имеет и более редкое, но более подходящее в данном случае значение - "речь, беседа". ^141 Как поживаете, сэр? /(англ.)/ ^142 Прекрасно. /(англ.)/ ^143 Каспийские ворота. /(лат.)/ Горный проход из округа Хавар, "по мнению большинства ученых, тождествен с 'Каспийскими воротами" древних, через которые прошел Александр Македонский, когда преследовал Бесса". /(Бар-тольд В. В./ Сочинения. Т. VII, с. 130) ^144 Средневековый Рей, древняя Paгa - один из древнейших городов Ирана. См. там же, с. 130 - 134. ^145 Верни мне мои легионы. /(лат.)/ ^146 Вамбери здесь ошибся. Римом правил тогда Октавиан Август. ^147 Приведенное Вамбери толкование слова "туркмен" является лишь одним из существующих объяснений происхождения этого этнического термина, осно-ванных на народных этимологиях. Об этногенезе туркмен и о происхождении их самоназвания см. /Агаджанов С .Г. Каррыев А. Росляков А. А./ Вопросы этноге-неза туркменского народа. (Краткий историографический обзор.) Проблемы этногенеза туркменского народа. Аш., 1977, с. 5-29 ^148 В современном туркменском языке "тире" может означать и "род", и "племя", "таифе" (по-туркменски "тайпа") применяется для обозначения племе-ни, слово "халк" многозначно - "народ", "толпа", "люди", "население, жители". См. Туркменско-русский словарь. M., 1968, с. 613, 684. ^149 Бульдумфас - по-видимому, искаженное название хивинской крепости Булдумсаз. ^150 Здесь и далее названия таифе и мелких подразделений туркменских племен, отнесенных Вамбери к категории тире, передаются в основном в традиционном написании, принятом в отечественной исторической и этнографической литературе, однако в скобках приводится написание, употребленное самим Вамбери. При передаче названий некоторых тире мы исходили из их произноше-ния указанного Вамбери. ^151 По-туркменски (и в историко-этнографической литературе) это название пишется и произносится "ших". Вамбери говорит здесь об одной из групп шихов, представители которых имелись почти среди всех туркменских племен. Шихи считались одним из так называемых овлядских (святых) племен наряду с племе-нами ата, сейид и ходжа, возводивших свое происхождение к пророку Мухамме-ду. См. /Атаев К./ К этнографии туркмен-шихов. Труды института истории, археологии и этнографии АН Туркменской ССР. Т. VII Аш., 1963,. /Демидов С. И. /Туркменские овляды. Аш., 1976. ^152 Считают, что эрсари переселились в основном с Мангышлака на среднее течение Аму-Дарьи в конце Х VII - первой половине XVIII в. Наиболее крупными подразделениями племени эрсари были кара (гара), бекаул, улуг-тепе и гюнеш, делившиеся на более мелкие родовые подразделения. См. /Винников Я.// P./ К эт-нической истории туркменского населения Чарджоуской области. - Проблемы этногенеза туркменского народа. Аш., 1977, с. 109 - 111. ^153 В историко-этнографической литературе название этого племени обычно передается как "алили", что основано на туркменском произношении. На терри-тории бывшего* *СССР потомки алили сейчас живут наиболее компактно в Каахкинском районе Туркменистана.* *См. /Атаев К./ Хозяйство и материальная куль-тура туркменского населения Атрека в конце* *XIX начале* *XX в. Автореф. Канд. Дис. M., 1966. ^154 По-туркменски "салыр". Приблизительно до конца XVII начала XVIII в. салыры проживали преимущественно в степях Мангышлака, часть их кочевала и в северном Хорасане. Постепенно они заняли многие оазисы нынешнего южного Туркменистана. В XIX в. часть салыров проникла в район среднего течения Амударьи и осела там.* *См. /Джикаев А./ Этнографические данные по этногенезу туркмен-салыров. M., 1964,. /он же./ Очерк этнической истории и фор-мирования населения южного Туркменистана. Аш., 1972. ^155 Яйджи (яйчи). ^156 По этнографическим данным пухора. ^157 Теке в начале XVIII в. переселялись из Прикаспийских степей и района Балханских гор в оазисы прикопетдагской полосы, с середины XIX в. окончатель-но заселили, вытеснив другие туркменские племена Ахал, Атек, Теджен и Мерв. Теке, по этнографическим данным, состояли из двух (по некоторым сведениям, из трех) крупных отделов тохтамыш и отамыш, которые, в свою очередь, делились на более мелкие родо-племенные группы. См. /Нурмухаммедов К./ Из истории формирования туркменского населения Ахала. - Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. ? 1 Аш., 1962. ^158 Аксефи в туркменском произношении "аксопы". ^159 Геклены издавна обитали в юго-западной части нынешнего Туркмени-стана, а также на севере Ирана в Мазендеране и Горгане. О гекленах. См. /Овезов Д.// M./ Население Чандыра и среднего течения Сумбара. Аш., 1976,. /Логашова Б.// P./ Туркмены Ирана. M., 1976. ^160 По-видимому, должно быть "кабасакал". ^161 По данным русских письменных источников, в XIX в. йомуты делились на три крупных подразделения джафарбай, ак и атабай, распадавшихся на ряд более мелких групп. См. /Васильева Г. П./ Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. M, 1969,. /Оразов А./ Хозяйство и культура населения северо-западной Туркмении в конце XIX - начале* *XX в. Аш., 1972,. /Логашова Б.// P. /Туркмены Ирана. ^162 Ходжа-Нефес (Ходжа-Непес) - туркменский аул (селение) в устье p. Горган, в Иране.* *См. /Бартольд В. В./ Историко-географический обзор Ирана. - Сочи-нения. Т. VII M., 1971, с. 126. ^163 По-видимому должно быть "шереф-чони". Ср. История Туркменской ССР. Т. I, кн. 2. Аш., 1957, с. 10. ^164 Вероятно правильно "тиведжи" ("тивечи"), как в названии одноименного туркменского племени, о котором см. /Бартольд В. В./ Сочинения Т. II, ч. 1 M., 1963, с. 594, 595, 600. ^165 Челекен - бывший остров, сейчас полуостров на Каспийском море, в Туркменистане. Здесь издавна добывались нефть, соль, озокерит, минеральная краска. Отсюда, по мнению некоторых ученых, и происходит название Челекен (от перс "чахар (чар)" - "четыре" и "кан" - "рудник, копь"). Название "Челекен" носит сейчас расположенный на полуострове город, построенный в местности Аджайиб. См. /Атаниязов Г./ Толковый словарь географических названий Турк-менистана. Аш., 1980, с. 303 (на туркм яз.). ^166 Должно быть "машрык". ^167 * *Гирей. ^168 Огурджалы еще со времен средневековья жили на восточном берегу Каспийского моря, к югу от нынешнего Красноводска. Судя по сообщению Вамбери, еще в середине XIX в. огурджалы, хотя он и помещает их в число таифе йомутов, рассматривались в какой-то мере как обособленная от других йомутов группа. Более поздние этнографические сведения показывают, что огурджалы в дальнейшем теснее слились с другими йомутами, так что отныне их безогово-рочно включают в состав последних. См. /Джикиев А./ Туркмены юго-восточного побережья Каспийского моря. Аш., 1961. ^169 "Кер-оглы"- эпическое произведение, распространенное в разных версиях в фольклоре тюркоязычных народов. (у туркмен - "Гер-оглы") Махтумкули (литературный псевдоним - Фраги), сын Азади, - поэт XVIII в. классик туркменс-кой литературы. Родился около 1733 г., скончался приблизительно в 1782 г. См. Махтумкули. Сборник статей о жизни и творчестве поэта. Аш., 1960, с. 93 - 108. ^170 Пахлаван Махмуд. См. /Пугаченкова Г./ Термез, Шахрисябз, Хива. M., 1976, с. 157. ^171 Здесь, как и в ряде других случаев, Вамбери пользовался термином "персидское население" в значительно более широком значении (применительно к разным ираноязычным народам), чем этот термин употребляется теперь, ныне его применяют только в отношении собственно персидского населения Ирана. Сарты Хивы были отдельной этнической группой, представлявшей собой тюркизированных потомков древнего населения Хорезма, т. е. хорезмийцев, по-види-мому уже в XIII-XIV столетиях утративших свой язык. Краткую характеристику сартов Хивы см. /Иванов П. П./ Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). М., 1958, с. 151. Хорезмийский язык принадлежал к иранской группе, относящейся к индоевропейской языковой семье. Исследование памятников хорезмийского языка показа то, что он занимал промежуточное положение между согдийским и осетинским с одной стороны, и парфянским - с другой. См. /Бартольд В. В./ Сочинения. Т. III M., 1965, с. 546, примеч. 4 (примеч. В. Лившица), где указаны и основные работы о хорезмийском языке. ^172 Предположенное Вамбери объяснение происхождения слова "паша" от "баш" ("голова") более чем сомнительно. Уже в словарях времени Вамбери слово "паша" гораздо вернее объяснялось как сокращение от персидского "падишах". См. например, /Будагов Л./ Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. I Спб. 1869, с. 309. ^173 Танаб - мера длины, широко употреблявшаяся в Средней Азии. Размеры танаба колебались в зависимости от времени и местности. В Хиве в середине XIX в. танаб был равен примерно 900 кв. саженей (4097, 025 кв. м.). См. /Давидович Е. А. /Материалы по метрологии., с. 125. ^174 Вамбери не дает перевода термина "урф", означающего обычное право (сохраняющееся наряду с шариатом). Решение по "урфу" не адекватно решению губернатора "по своему усмотрению", ибо последний должен был при этом считаться с нормами обычного права. ^175 О термине "арна" см. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. Труды Института востоковедения VII. Источники по истории народов СССР. M .-Л. 1938, с .580 . О терминах "арна" и "яб" см. /Бартогьд В. В./ Сочинения Т. III M., 1965, с. 118, 552. ^176 Это объяснение спорно. ^177 "Макари" или "Макария"- широко известное на Востоке наименование Нижегородской ярмарки, которое могло распространяться и на сам Нижний Новгород. В середине XVII в. у Макарьева монастыря на Волге, в 88 км от Нижнего Новгорода, возникла Макарьевская ярмарка. Она была одной из крупнейших ярмарок в России, играла важную роль в торговле с Востоком и привлекала купцов из Средней Азии и других восточных стран. Торг на ней производился ежегодно в июле. После пожара 1816 г. ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, но среди восточных купцов и в литературе Средней Азии и Ирана за Нижегородской ярмаркой сохранилось привычное название "Макария". ^178 Перкаль - тонкая плотная хлопчатобумажная ткань полотняного пере-плетения. ^179 По поводу этого знакомства см. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. M.- Л. 1938, с. 23. примеч. 4. ^18 По справочнику Стэнли Лэн-Пуля, правителем Хивы в это время был Абулгаэи III, дата прихода которого к власти указана приблизительно - ок. 1770 г. а начало правления сменившего его у кормила правления Ильтузер-хана - 1219 г. х. [1804 г.] См. /Лэн-Пуль //Cm./ Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Пер. с англ. с примеч. и дополнениями. В. В. Бартольда СПб. 1899, с. 236. ^181 Даты правления Ильтузер-хана по Лэн-Пулю (с .236)-1804-1806 гг., по Цамбауру /[Zambaur Е//./ Manuel de gйnйalogie et de chronologie pour l'histoire de l'Islam Hanovre, 1927, с. 275)-1219/1804-1221/1806 гг. ^182 По Лэн-Пулю (с .236) и Цамбауру (с. 275), правил в 1221/1806 1241/ 1825 гг. ^183 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Алла Кули правил в 1241/1825-1258/1842 гг. ^184 По Лэн-Пулю и Цамбауру,* *Рахим Кули правил в 1258/1842-1261/1845 гг. ^185 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Мухаммед Эмин правил в 1261/1845-1271/ 1855 гг. ^186 По Лэн-Пулю, Абдулла-хан правил в 1271/1855 г. ^187 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Кутлуг Мурад правил в 1271/1855-1856 гг. ^188 По Лэн-Пулю, Сейид Мухаммед-хан правил в 1272/1856-1282/1865 гг. ^189 Когда двое дерутся, третий радуется. /(лат.)/ ^190 По Лэн-Пулю, Сейид Мухаммед Рахим-хан правил в 1282/1865-1290/ 1873 гг. ^191 Эта знаменитая мечеть, одна из самых старых в Бухаре, носит название Магаки-аттари. Советский археолог В. А. Шишкин в результате работ, проведен-ных в 1934 1935 гг. установил, что эта мечеть является памятником XII в. в своих древнейших частях, что она была построена на поверхности земли и что только с течением столетий превратилась в "подземную". (см. /Шишкин В. А./ Мечеть Магаки-аттари в Бухаре. -Труды института истории и археологии АН УзбССР. Материалы по археологии Узбекистана. Т. I Таш., 1948, с. 20) Однако возможно, что она была построена на месте более древней мечети. Две мечети с углублен-ным в землю зимним помещением, именуемые "магок" (букв. "яма", "углублен-ное место"), существовали в Самарканде. (см. /Писарчик А. К./ Народная архитек-тура Самарканда* *XIX-XX в. (По материалам 1938-1941 гг.) Душ., 1974, с. 52 - 54. ^192 Около 80 бухарских медресе, имевших собственные названия (кроме медресе без названий, в том числе келий при квартальных мечетях), отмечены в топографическом указателе к книге /Сухарева О. А./ Квартальная община позднефеодальнего города Бухары (в связи с историей кварталов). M., 1976, с. 353, 354. Сведения о бухарских медресе, упомянутых Вамбери, см. там же, с. 103, 104, 151, 174, 183. ^193 Было сделано много других попыток объяснить происхождение этничес-кого термина "киргиз". По этому вопросу существует обширная литература. См. /Бартольд В. В./ Сочинения Т. II, ч. 1 Библиография. M., 1963. ^194 О чинах в Бухарском ханстве наиболее подробные и достоверные сведения содержатся в трудах А. А. Семенова, который в течение нескольких десятилетий занимался изучением центрального административного управления в Бухарском ханстве позднейшего времени и опубликовал на эту тему несколько работ. См.: /Литвинский Б. А., Акрамов Н.М./ Александр Александрович Семенов (Научно-библиографический очерк). М., 1971, с. 127 и библиографию (? 161 и 190). ^195 Вероятно, имеется в виду Таваккуль. ^196 Кокандское ханство в годы наибольшего расширения его пределов действительно занимало очень большую территорию, прежде всего за счет завоеванных областей нынешних Казахстана и Кыргызстана. Центром же хозяй-ственной и политической жизни Кокандского государства была Ферганская долина площадью около 23 тыс.кв.км, расположенная в восточной части бассейна Сырдарьи. Ферганская долина издавна была одной из самых густонаселенных областей Средней Азии и обладала развитым земледелием. ^197 Оседлые и полуоседлые узбеки и близкие к ним кипчаки и другие тюркские племена и народности, постепенно сливавшиеся с узбеками и входившие в их состав, представляли собой основную часть населения Ферганской долины. Окружавшие эту долину горы населяли главным образом киргизы. Многочис-ленны были и таджики, жившие как в горных местностях, так и в селениях и городах Ферганской долины. ^198 Дешти Кипчак - название степной полосы от Иртыша до Урала и Волги. Степи между Волгой и Доном в русских летописях именуются Половецким полем. Название Дешти Кипчак распространялось и на степи к югу от Каспийско-го и Аральского морей: от Мангышлака до Атрека и Горгана. ^199 Следует учитывать, что попытки Вамбери сравнивать площади упомяну-тых им городов были сделаны на основе поверхностных личных впечатлений, а размеры Коканда он мог оценивать только по расспросным сведениям, так как в нем не побывал. ^200 В отношении истории среднеазиатских ханств в новое время суждение Вамбери неверно, хотя, конечно Ферганская долина и расположенные в ней города имеют большое и славное прошлое и были известны в средние века и даже в древности. Однако современное Вамбери Кокандское государство возникло и обрело самостоятельность лишь в XVIII в тогда как Бухарское и Хивинское ханства имеют гораздо более давнюю историю. Только во второй половине XVIII в. Кокандское государство начинает играть крупную роль в политической жизни Средней Азии наряду с Бухарой и Хивой. Ханством Кокандское государст-во стало именоваться лишь с конца XVIII-начала XIX в. ^201 "Находящийся по ту сторону Согдианы город Тарада, и в отдаленнейших их границах Александрия, основанная Александром Великим" /(лат.)./ ^202 "Граница всех* *их проходит от той части земель, включая реку Яксарт, которую скифы называют Силин" /(лат.)./ ^203 Род из узбекского племени минг, к которому принадлежала правившая в Кокандском ханстве династия, пришел к власти в Фергане уже к 20-м годам XVIII в., т. е. за 140 лет до путешествия Вамбери в Среднюю Азию, а не за 80 лет, как он считал. ^204 Вамбери некритически передает доходившие до него преувеличенные слухи о победах кокандцев над русскими. На самом деле происходили (с переменным успехом) лишь мелкие пограничные стычки, а когда в 60-х годах начались более крупные вооруженные столкновения, они ознаменовались пораже-ниями кокандцев. ^205 Титул "велинаме" в Средней Азии применялся к правителям независимых областей и государств. Этим титулом называли, в частности, и правителя Шахрисябзского бекства, о котором говорит Вамбери, а также правителя Ко-канда. См.: /Семенов А. А./ Очерк устройства центрального административного управления Бухарского ханства позднейшего времени.-Труды института исто-рии, археологии и этнографии АН Тадж. ССР. Т. XXV. 1954, с. 4; /Бартольд В. В. /Сочинения. Т. III. M., 1965, с. 463. Приведенный Вамбери термин "велинаме" (в передаче других авторов - "валлиами", "вальями", "ваннами") происходит от арабского "вали ан-ни'ами", "вали ан-ни'ам" с буквальным значением "благоде-тель", "благотворитель". О термине см.: /Будагов Л./ Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. II. СПб., 1871, с. 288, 308; /Назаров Филипп./ Записки о некоторых народах и землях средней части Азии. Изд. 2-е. М-, 1968, с. 67, 68. ^206 * *Об Алимкуле см.: /Бартольд В. В./ Сочинения. Т. II, ч. 2. M., 1964, с. 342-347, 353-357. ^207 Этот султан известен в Европе под именем Сулеймана Великолепного. ^208 Дунгане - наиболее многочисленная группа китайской народности хуэй (хуэйцзу), по религии - мусульмане. Говорят на северном диалекте китайского языка со многими заимствованиями из арабского и персидского языков. В Кыргызстане и Казахстане живут среднеазиатские дунгане (общая численность по переписи 1970 г. - 39 тыс. человек). Среднеазиатские дунгане - потомки беженцев из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, переселившихся сюда к 80-м годам XIX в. после подавления дунганского восстания 1862-1877 гг. в Китае. ^209 Якуб-бек (1820-1877), по происхождению таджик, родом из Пскента (в Кокандском ханстве), в 1865 г. был послан в Кашгар военным советником Бузрук-ходжи (ставленника кокандского хана), который возглавил силы повстан-цев в районе Кашгара после народного восстания 1864 г. против маньчжуро-китайского господства. Захватив власть в Кашгаре, Якуб-бек начал завоевание других городов Восточного Туркестана и в 1867 г. провозгласил создание самостоятельного государства Джетышаар. Был правителем этого государства до конца своей жизни. После смерти Якуб-бека Цинский Китай, воспользовавшись внутренними неурядицами в государстве Джетышаар, уничтожил его (1878 г.). ^210 Фауст - старинная мера длины для лошадей. В Австрии 1 фауст был равен 10, 537 см. ^211 Инвеституру среднеазиатские владетели от халифов действительно полу-чали, но в средние века еще не было "трех туркестанских ханств" (т. е. Бухарского, Хивинского и Кокандского), наличием которых характеризуется обстановка, сложившаяся только к концу XVIII - началу XIX в. ^212 Myндшенк - виночерпий. ^213 Шталькнехт - конюший. ^214 Сапожник [судит] не выше сапога /(лат.)./ ^215 Имеется в виду поручик И. В. Виткевич (Ян Виткевич, по происхождению поляк), совершивший в 1837 - начале 1838 г. поездку в Афганистан. Поездка была предпринята по просьбе афганского эмира Дост Мухаммеда, который искал поддержки у России с целью противостоять нажиму английской Ост-Индской компании, угрожавшей независимости Афганистана.