о том, чтобы сделать отдых моряков разнообразнее, полноценнее. Много внимания уделялось художественной самодеятельности. Среди членов экипажа "Живучего" нашлись н музыканты, и певцы, и танцоры. На эсминце любили слушать игру корабельного "оркестра", как в шутку называли трио, которое составили старшина 2-й статьи Борис Гаврилов, игравший на баяне, краснофлотец Петр Комарь, отлично владевший гитарой, и старшина 2-й статьи Вячеслав Лепилкин -- подыгрывавший им на мандолине. Завсегдатаями этих концертов были старшие краснофлотцы Федор Гуменюк и Николаи Ланчуковский -- оба украинцы, страстные любители песни. Обычно 0x08 graphic 1 СЩ6Л1.-1, ф. 254, д. 16477, л. 9. 158 первым начинал импровизированный концерт Андреи Казаров, наш комсорг. Очень задушевно у них получались песни "Реве та стогне Днипр широкий" и "Уходим завтра в море". Когда трио играло "Яблочко", в пляс пускался старшина 1-й статьи Павел Зимин. Под одобрительные возгласы собравшихся он лихо отбивал чечетку, мастерски выполнял сложнейшие элемены этого задорного танца. Музыка, песни и пляски в кубриках продолжались нередко до самого отбоя. Находилось время и для чтения. Большим спросом пользовались у нас Станюкович, Соболев, Новиков-Прибой. Во время стоянки корабля в базе, пока шло пополнение запасов, одну смену отпускали в увольнение, соблюдая очередность. После болтанки и постоянного напряжения приятно было расслабиться, пройти по твердой земле, побывать в Доме флота. Многие офицеры и "сверхсрочники", служившие на Севере с довоенных лет, имели на берегу семьи. Нет нужды говорить, как в те суровые дни встречи с родными и близкими помогали им в нелегкой ратной службе. В середине января к Алексею Прокоиьсвичу Про-ничкину приехала жена. В военные годы для того чтобы попасть в прифронтовую зону, необходимо было специальное разрешение. И Ольге Федоровне удалось добиться его. Мы с Гончаровым и Никольским побывали тогда в гостях у Проничкиных. Они занимали маленькую комнатку в небольшом деревянном домике. Уютно расположившись на табуретках за столиком, уставленным небогатыми -- по военным временам -- закусками, мы отметили встречу фронтовыми "ста 159 граммами". Ольга Федоровна, смеясь, рассказала, как в кузове попутного грузовика, завернутая в брезент, добиралась из Мурманска, забросала нас кучей вопросов, на которые мы вчетвером не успевали отвечать. Время прошло незаметно. Распрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы вышли на улицу. Ярко светила луна. Мороз хватал за уши. Шли молча -- каждый думал о своем. У двоих из нас были жены, и встреча у Проничкиных навеяла мысли о доме, о семье. Спустившись с горки, мы оказались на вершине огромного сугроба, припорошенного рыхлым снегом. Внизу, у заснеженного причала, чернели силуэты эсминцев. Несколько моряков что-то сгружали с автомашины. -- Хорошо бы, с этой горы на лыжах, -- нарушил молчание Никольский. -- Можно и без лыж обойтись, -- отозвался Гончаров и, плюхнувшись в снег, заскользил на спине вниз. По проложенному штурманом "фарватеру" спустились и мы с Никольским. Отряхивая на ходу снег, вышли к причалу. Здесь заканчивалась погрузка глубинных бомб -- утром снова в море... Прошло две недели февраля. Враг продолжал стягивать на Север подводные лодки. После гибели "Деятельного" и серьезного повреждения "Разъяренного" основная тяжесть противолодочной борьбы легла на плечи 2-го и 3-го дивизионов эсминцев и кораблей охраны водного района (включая тральщики). Последним было трудней, чем нам: малым кораблям в большей степени были опасны свирепые шторм и обледенение. Вопреки всяким нормам мореходности их часто посылали с нами в море. А что было делать? Битва на морских путях сообщения приобретала все более ожесточенный характер. 3 февраля крупный конвой "IW-64" вышел из Клайда (Англия) в наши северные порты. В точку, где беломорская группа судов отделялась от мурманской, прибыли эсминцы "Живучий", "Жесткий", "Урицкий", "Карл Либкнехт" и десять кораблей охраны водного района. Наша задача -- эскортировать 15 союзных транспортов и танкеров на переходе в Белое море. Было известно, что по маршруту перехода немцы развернули несколько завес подводных лодок, а кораблей охране- 160 ния в этот раз было меньше, чем охраняемых судов. Командир 2-го дивизиона капитан 2-го ранга Козлов решил усилить сторону конвоя, обращенную к берегу,-- оттуда чаще всего нападали гитлеровцы. В этом был известный риск, но другого выхода не оставалось. И расчет оказался верным -- два раза нас атаковывали лодки, и оба раза -- со стороны берега. Им, конечно, не удалось проникнуть внутрь охранения. В обоих случаях гитлеровцы были обнаружены вовремя и отогнаны от конвоя. Все корабли конвоя прибыли к месту назначения благополучно. Мурманской группе судов, охраняемой британскими кораблями, противодействовали не меньшие силы немцев. Здесь, к сожалению, не обошлось без потерь. 13 февраля в 4 часа утра в районе Сеть-Наволок немецкая подводная лодка торпедировала корвет "Денбай Кастл". На следующий день у входа в Кольский залив немцы повредили танкер "Норфиел" и транспорт "Хо-рейс Грей", шедшие из Белого моря в Мурманск для формирования обратного конвоя. А через три дня, 17 февраля, мы получили задание сопровождать союзный конвой "RA-64", следовавший из Мурманска в Англию. Кроме "Живучего" в составе эскорта вышел "Жесткий", а также несколько кораблей ОВРа и торпедных катеров. Уже через два часа после выхода конвоя из залива немецкие лодки стали "заявлять" о себе. В динамике то и дело слышались донесения о подводных контактах. Загремели взрывы глубинных бомб. Объявлена боевая тревога. Уже несколько часов мы мерзнем на открытых боевых постах, а отбоя все нет. Благо, немного спасают шерстяные подшлемники. Вон у "эрликонов" справа от меня растирает замерзшие руки комсорг Гаврилов. Лицо скрыто подшлемником, но я вижу его улыбающиеся глаза: ничего, мол, зенитчики не подведут. Хороший у нас комсорг, отличный специалист... Мысли прерывает голос в динамике: "По пеленгу... в дистанции 30 кабельтовых от Кильдина торпедирован британский корвет "Ларк". С "Жесткого" от комдива получено радио: "Идем к торпедированному кораблю. Приготовиться к буксировке". Ворочаем в сторону корвета. Не проходит и часа, как новое донесение: "По пеленгу... в дистанции 13 миль от Кильдина 6 Г. Г. Поляков 161 торпедирован американский транспорт". Получаем от флагмана новое приказание -- оказать помощь транспорту. (Фашисты не унимались. В тот же день вечером севернее Териберки погиб от немецкой торпеды британский корвет "Блю-Бел".) Североморцы делали все возможное, чтобы оказать помощь союзным морякам. Эсминец "Жесткий", взяв на буксир торпедированный корвет "Ларк", повел его в Кольский залив. Посредине пути случилось непредвиденное -- буксирный трос лопнул и намотался на гребной винт. "Жесткий" лишился хода. Вокруг сновали гитлеровские подводные лодки, и корабли оказались в большой опасности. Но благодаря мужеству и самоотверженности сигнальщика Вячеслава Лимарова, беды не произошло. Сменившийся с вахты краснофлотец находился на юте в тот момент, когда оборвался буксир. Поняв, что трос намотался на винт, Вячеслав мгновенно сбросил с себя верхнюю одежду, нырнул на трехметровую глубину и стал освобождать винт. Рядом взрывались глубинные бомбы, в любой момент сигнальщик мог погибнуть, но он не думал об опасности. Трижды нырял моряк в ледяную воду, пока не распутал трос. Уже через 15 минут корабль дал ход и продолжал выполнять свою задачу. Английский фрегат был благополучно отбуксирован в порт. Многих моряков спасли тогда "морские охотники" и торпедные катера. Особенно четко действовал экипаж катера "МО-434". Это отметили и наши союзники. В радиограмме командующего британским флотом адмирала Мура, направленной адмиралу Головко, говорилось: "Желаю выразить свою благодарность за быстроту действий личного состава Вашего охотника при спасении наших людей, выброшенных взрывом за борт, когда был торпедирован британский корвет "Ларк"1. А "Живучий" тем временем разыскал торпедированный транспорт. Это был "Томас Скотт" (типа "Либерти"). Подошли к борту -- на палубе судна ни души: американцы успели спустить шлюпки и покинуть транспорт. Нужно было взять судно на буксир -- а принимать швартовы некому. Решили высадить на аварий- 0x08 graphic 1 ЦВМ А, ф. 1401, оп 24549, л. 62. 162 ный транспорт группу краснофлотцев во главе с парторгом корабля Лысым. Швартовка к борту "Томаса Скотта" обошлась нам дорого -- волны с большой силой бросали эсминец на транспорт, в результате "Живучий" получил несколько серьезных повреждений. А на американском судне торпедой была сильно повреждена носовая часть. Пришлось заводить буксирные концы на его корму. Тем временем к борту "Живучего" подошли два наших торпедных катера, на которых были спасенные американские моряки. Четверо из них имели тяжелые ранения, двадцать три -- легкие. Фельдшер Владимир Щедро-лосев и санитар Сергей Сильницын стали оказывать им помощь1. Увидев свой транспорт на буксире у "Живучего", капитан "Томаса Скотта" поднялся к нам на мостик и с удивлением спросил у командира: -- Зачем вы это делаете? Транспорт застрахован, и нанесенный пароходной компании ущерб полностью будет возмещен. Оставьте, пусть себе тонет! Нам, советским морякам, такое отношение к судну было непонятно, хоть мы и знали уже, что именно из-за него много боевой техники, весьма необходимой нам для борьбы с гитлеровцами, до фронта не дошло. Американские моряки не раз покидали на произвол судьбы поврежденные суда, которые можно было бы еще спасти. Коммерция, голый расчет, бизнес -- для них главное. Прошло пять часов с тех пор, как "Живучий" начал буксировку транспорта. И вдруг мы почувствовали сильный рывок -- это отломилась и затонула носовая часть "Томаса Скотта". Поступление воды в кормовую часть, буксируемую эсминцем, по всей вероятности, усилилось, потому что вскоре мы увидели, что она начала проседать и крениться. -- Обрубить концы! -- последовала команда. Прошли буквально мгновения, и корма транспорта ушла под воду. Это был первый в нашей практике случай, когда аварийное судно не удалось довести в базу. Спасенные американцы были доставлены в Ваенгу. Большинство из них оказалось без теплой одежды. Мы 0x08 graphic 1 ОЦВМА, ф 47, д. 29826, л. 26. 163 поделились с союзниками кто чем мог. Им очень понравились наши теплые одеяла, и некоторые так и сошли на берег, с головой закутавшись в них. 23 февраля, в День Красной Армии, "Живучий" стоял в Полярном. В Доме флота награжденным вручали ордена и медали. Николай Никольский получил орден Отечественной войны I степени, я -- орден Красной Звезды. А у старпома Алексея Проничкнна была двойная радость -- ему присвоили звание капитан-лейтенанта и тоже вручили орден. Через 3 дня "Живучий" получил приказ: вместе с эсминцами "Урицкий", "Дерзкий", "Жесткий" и "Жгучий" эскортировать два транспорта на переходе из Ли-нахамари в Кольский залив. Это был первый выход "Живучего" под командованием нового командира -- капитан-лейтенанта Проничкнна. Личный состав корабля знал Алексея Прокопьевича как строгого и справедливого человека, опытного и грамотного офицера -- он ведь у нас был старшим помощником командира. Стоял зимний солнечный день. Видимость была хорошая, и с кораблями эскорта поддерживалась визуальная связь. Мористее всех находился "Дерзкий". Ему и пришлось первым вступить в схватку с врагом. После похода стали известны ее подробности. Команда обедала, когда стоявший на вахте гидроакустик старшина 2-й статьи Волков уловил шум винтов подводной лодки. По тревоге, оставив обеденные бачки, моряки разбежались по боевым постам. Минеры во главе с Севрюковым сбросили за борт первую серию бомб. Врагу удалось уклониться, контакт с лодкой был потерян. Через полчаса Волков вновь услышал шум винтов, который постепенно нарастал. Было ясно: где-то рядом, приближаясь к конвою, крадется подводная лодка. Минеры Бочинин, Карасев и Березин действовали расторопно, без суеты. На подготовку бомб к сбрасыванию, установку взрывателя на заданную глубину требуются секунды. Бочинин сумел сократить вдвое и этот короткий норматив. После очередной бомбежки нервы у гитлеровцев сдали, и лодка резко отвернула в сторону от конвоя. -- Немец уходит! -- доложил гидроакустик Козловский. 164 Командир корабля Максимов быстро произвел нужный расчет и необходимые данные передал на носовую многоствольную установку "Еж". Старший краснофлотец Кутузов быстро выполнил команду -- реактивные мины сошли с направляющих. В работу включились также минеры кормовых бомбометов Карасев и Голубев. Контакт с вражеской подводной лодкой поддерживался, атака продолжалась. Старшина группы минеров Севрюков уверенно скомандовал на юте: -- Первая! По этой команде с правого борта сбросил бомбы Сахаров. -- Вторая! Сычугов, находившийся на левом борту, послал смертоносный груз за борт. С мостика за взрывами бомб наблюдал сигнальщик Малышенко. Оторвав бинокль от глаз, он доложил: 165 -- В районе сброшенных бомб масляные пятна! -- Вижу водяной пузырь! -- одновременно доложили минеры Бочинин и Тишков. В следующее мгновение на юте услышали глухой подводный взрыв1. -- Вот и пришел фрицу капут, -- удовлетворен но потер руки Севрюков. Эта весть быстро облетела боевые посты. Старшие краснофлотцы Кулагин и Хомяков вместе с котельными машинистами Ворошиловым и Глаголевским вылезли на верхнюю палубу, чтобы поздравить минеров с боевым успехом. Севрюков ответил: -- Это наша общая победа. В бою участвовал весь экипаж. Несмотря на большое напряжение и частые выходы в море, командование и политический отдел эскадры находили время для проведения мероприятий политико-воспитательного характера с экипажами кораблей. 11 марта, например, состоялся однодневный сбор старшинского состава эскадры. Участники сбора обменялись опытом работы, наметили задачи на ближайший период. Перед старшинами выступил командующий эскадрой контр-адмирал Фокин. В те дни состоялось также собрание партийного актива эскадры. На нем с "Живучего" присутствовали шесть коммунистов. Делегацию возглавлял новый замполит старший лейтенант Ф. В. Лысый, назначенный вместо капитан-лейтенанта Е. А. Фомина, который убыл в распоряжение отдела кадров. Временно обязанности парторга корабля исполнял я. Задачи коммунистам кораблей поставил начальник штаба эскадры капитан 1-го ранга А. М. Румянцев: -- В Баренцевом море рыщут вражеские подводные лодки. Немецко-фашистские пираты изыскивают все новые и новые способы борьбы на море, прибегают к самым крайним, подлым средствам. Обстановка требу ет величайшего напряжения. И, несмотря на это, мы должны в ближайшее время очистить Баренцево море от немцев и полностью обезопасить коммуникации. Из этого и должны исходить в своей работе партийные ор ганизации кораблей2. 0x08 graphic 1 ОЦВМА, ф 254, д. 33938, л 87 2 Там же 166 В конце марта вышел из ремонта "Жесткий", и встал на текущий ремонт "Живучий". Но перед тем был тяжелый боевой поход. Беломорскую группу союзного конвоя эскортировали пятнадцать противолодочных кораблей, в их числе пять эсминцев -- "Карл Либкнехт", "Урицкий", "Живучий", "Жесткий" и "Дерзкий". Разведка сообщила, что вдоль побережья по курсу конвоя развернуто четырнадцать подводных лодок противника. На каждый корабль ПЛО приходилась одна субмарина. Такое соотношение сил было явно не в нашу пользу. Враг имел и другие преимущества -- заблаговременный выбор позиции для атаки и скрытность. Тем не менее попытки гитлеровцев прорваться к охраняемым транспортам не имели успеха. Все транспорты были отконвоированы в Архангельск в целости и сохранности. Вернувшись в Кольский залив, мы с огорчением узнали, что Мурманская группа союзного конвоя, обеспечиваемая английскими эскортными кораблями, понесла потери. В 8 милях от мыса Териберский был торпедирован транспорт "Хорейс Бушнел", а в районе Кильдина потоплены английский шлюп "Лапуинг" и американский транспорт "Томас Дюнальдсон". За три месяца нового года "Живучий" 31 раз выходил в море для конвоирования транспортов и поиска вражеских подводных лодок. Эсминец прошел 8345 миль, затратив на боевые действия 693 часа'. С фронтов продолжали поступать радостные вести. Советские войска вели бои на ближних подступах к Берлину. Несмотря на это, подводные лодки Деница продолжали активно действовать на наших коммуникациях. 21 апреля они атаковали конвой, шедший из Линахамари в Кольский залив. В охранении транспортов находились эсминцы "Дерзкий", "Жесткий", "Достойный" и "Карл Либкнехт", а также несколько "больших охотников", торпедных катеров и два норвежских тральщика. После выхода из Линахамари корабли охранения обнаружили и расстреляли пять плавающих мин. Командир конвоя капитан 1-го ранга Румянцев с борта "Карла Либкнехта" дал приказание усилить наблюдение за морем, так как накануне в этом районе отме- 0x08 graphic ОЦВМА, ф. 254, д 29821, л 34. 167 чалась большая активность вражеских подводных лодок. Было пройдено около трети пути, когда акустики "Жесткого" обнаружили противника, проникшего через первую завесу охранения. Эсминец и "большой охотник" сбросили на врага глубинные бомбы и сорвали его-атаку. У Цып-Наволока вражеским лодкам удалось проникнуть внутрь охранения и повредить норвежский транспорт "Идефиорд" и наше судно "Онега". Командир конвоя приказал двум эсминцам взять поврежденные суда на буксир. Угроза нависла и над флагманским кораблем. Минеры "Карла Либкнехта" увидели две торпеды, идущие прямо на корабль. -- Самый полный вперед! -- скомандовал командир корабля капитан-лейтенант К. Д. Старицын. Корабль рванулся вперед. Вражеские торпеды прошли в 20--30 метрах за кормой. Ориентируясь по направлению следа торпед, "Карл Либкнехт" пробом-бил участок, где предположительно находился враг. После взрывов второй серии глубинных бомб из воды показались два перископа, затем разрушенная рубка и, наконец, корма. Комендоры носового орудия прямой наводкой расстреляли пирата, которым, как выяснилось позже, оказалась лодка "U-286"1. Еще шесть раз гитлеровцы атаковывали конвой, но больше успеха не имели. В конце перехода "Достойный", атакуя вражескую лодку, удачно накрыл ее на четвертом заходе глубинными бомбами. В оставшиеся до окончания войны дни эсминцы трижды выходили на эскортирование союзных транспортов, следовавших в обоих направлениях. Ни один транспорт, ни один корабль охранения больше не пострадал. Не повезло только британскому корвету "Гу-далл". Производя 29 апреля поиск на подходах к Кольскому заливу перед отправлением союзного конвоя "RA-66", корвет был торпедирован неприятельской лодкой и затонул. Это была последняя жертва войны в Баренцевом море. 2 мая на кораблях эскадры прошли митинги, посвященные взятию советскими войсками Берлина. Со дня на день ожидалось сообщение об окончании 0x08 graphic 1 См : Еремеев Л. А., Шергин А. П. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне. М, Воениздат, 1962, с 180. 168 войны. 7 мая немцы прекратили бои на западном фронте, но продолжали оказывать яростное сопротивление наступающим советским войскам на востоке. На улицах Мурманска днем 8 мая можно было встретить группки подвыпивших американских моряков с прибывших транспортов. Они были возбуждены, восторженно останавливали прохожих, восклицали: "Финиш воо! Финиш воо!"1. Ночью с "Либерти" пускали сигнальные ракеты, стреляли из пушек. Американцы торопились праздновать Победу. На эскадре в ту ночь не спали. В 2 часа 45 минут поступило правительственное сообщение о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии и повсеместном прекращении боевых действий. На палубах кораблей по "Большому сбору" в парадной форме при орденах и медалях выстроились ликующие краснофлотцы, старшины, офицеры. Это было незабываемое зрелище -- митинг в три часа ночи. А утром в 8 часов состоялся торжественный подъем Военно-морского флага. Гирлянды флагов расцвечивания протянулись над палубами и надстройками. На рейде и на берегу -- всюду слышалась музыка, всюду радовались и веселились люди. В полдень береговые батареи и корабли произвели салют. В воскресенье, 13 мая в честь Победы в Кольском заливе состоялся парад кораблей Северного флота. Торжественную церемонию открыли торпедные катера, за ними шли тральщики и "большие охотники". В четком строю прошли эскадренные миноносцы. "Живучего" среди них не было. С разобранными механизмами он стоял на приколе. Но многие члены экипажа эсминца наблюдали за торжеством с берега. Завершили прохождение подводные лодки. Парад явился демонстрацией несокрушимой силы Северного флота, который вместе со всей страной праздновал Победу. Душа ликовала, когда боевые корабли, оставляя за собой вспененные буруны, один за другим гордо проходили по заливу. На боевых рубках многих из них красовались цифры, обозначавшие число потопленных немецких кораблей и подводных лодок. 0x08 graphic 1 Финиш воо (англ ) -- война кончилась ПОСЛЕСЛОВИЕ п рошло много лет с тех пор, как окончилась война, корабли, принятые нами во временное пользование, давно возвращены союзникам. Члены экипажей "шипов" получили назначение на другие корабли. Многие сослуживцы вскоре демобилизовались и разъехались по домам. Работая над книгой, я вначале разыскал боевых друзей с эсминца "Живучий". Хотелось узнать, как сложилась их судьба, помнят ли суровое Баренцево море... Встреча состоялась в Ленинграде накануне 30-летия Великой Победы. Найти удалось двенадцать человек. Читатель может представить, какая это была встреча. Объятия, поцелуи, радостные возгласы... Все очень изменились и не сразу могли узнать друг друга. Вначале было трудно разобрать, кто и что говорит, -- говорили все одновременно. Когда расселись за длинным столом в уютном зале гостиницы "Советская", Н. И. Никольский предложил: -- Пусть каждый расскажет, как жил, чем занимался после войны. Это был своеобразный отчет перед боевыми друзьями, перед бывшим командиром корабля Н. Д. Ряб-ченко. Вот его краткая запись. Рябченко Николай Дмитриевич, капитан 1-го ранга в отставке, после войны командовал кораблями, соединением кораблей. Находится на заслуженном отдыхе, живет в Таллине. 170 Проничкин Алексей Прокопьевич, контр-адмирал запаса, командовал кораблями, соединениями кораблей, служил в Главном штабе Военно-Морского Флота СССР, живет в Москве. Никольский Николай Иванович, капитан 1-го ранга-инженер запаса, доктор технических наук. Долгое время преподавал в Военно-морской академии. Сейчас профессор одного из ленинградских институтов. Дубовов Борис Федорович, капитан 1-го ранга-инже-нер запаса, кандидат технических наук, доцент. Работает деканом одного из факультетов Ленинградского инженерно-экономического института им. П. Тольятти. Яковлев Александр Евгеньевич, капитан 2-го ранга-инженер запаса -- инженер судостроительного завода в Ленинграде. Васильев Николай Николаевич, капитан 3-го ранга запаса --- капитан теплохода в Ленинградском речном пассажирском пароходстве. Щедролосев Владимир Васильевич оставил медицину, стал военным инженером. В звании подполковник-инженер ушел в запас. Живет в Ленинграде. Петров Александр Петрович (бывший радиометрист) после демобилизации закончил среднюю школу, институт, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Был на ответственной партийной работе, а теперь руководит отделом в одном из институтов АН СССР. Лариошин Василий Васильевич, капитан 2-го ранга запаса -- военрук в ГПТУ г. Приозерска Ленинградской области. Коньков Николай Григорьевич (бывший радиометрист) много лет служил на сверхсрочной службе. Живет и работает в Ленинграде. На встречу не смогли приехать: Морозенко Владимир Дмитриевич, подполковник медицинской службы запаса. Работает терапевтом в 1-й городской больнице города Севастополя. Клименко Иван Никитович. После демобилизации работал в народном хозяйстве, долго плавал на рыболовецких судах Каспия. Ушел на пенсию, живет в Астрахани. Два дня продолжалась наша встреча. Закончилась она посещением легендарного крейсера "Аврора". 171 Удалось мне разыскать также всех семерых членов экипажа "Деятельный", спасшихся при гибели эсминца. На предложение встретиться в Москве они откликнулись все, но смогли приехать только пятеро. Встречу назначили в скверике у Большого театра. Стояли погожие дни осени 1976 года. И мы решили совершить прогулку на катере по каналу Москва--Волга. В уют-ион кают-компании все располагало к разговору. Вот что я узнал от бывших боевых товарищей. Мачинский Олег Макарович (бывший старпом) -- контр-адмирал в отставке. Живет в городе Видное под Москвой. Возглавляет водно-спасательную службу столицы, участвует в военно-патриотической работе. Его воспоминания помогли восстановить подробности мужественной борьбы экипажа за жизнь корабля. Корябин Дмитрий Филиппович (бывший командир отделения сигнальщиков) вскоре после войны демоби- лизовался, с отличием закончил железнодорожный техникум, а затем Московский институт железнодорожного транспорта. Живет в г. Жилево под Москвой, работает в Каширском отделении железной дороги. Участникам встречи больше всего запомнилась такая деталь: когда окоченевшего Корябина вытащили на палубу "Дерзкого", у него в руке был намертво зажат сигнальный фонарь, а с шеи свисал тяжелый бинокль. "Когда затопило вторую машину, -- рассказывал бывший машинист-турбинист Вячеслав Васильевич Ше-стопалов, -- я выключил свет и вместе с другими вылез через люк на палубу. Здесь услышал команду: "Покинуть корабль". Тысячью иголок, впившихся в тело, показалась мне вода Баренцева моря..." В. В. Шестопалов живет в г. Касимове, инвалид -- морская купель сильно подорвала его здоровье. Борис Васильевич Тормозов (боцман) после демобилизации вернулся в родной Новороссийск, где до сих пор работает на цементном заводе "Пролетарий". Он хорошо помнит события той трагической ночи: "Вместе со старшим боцманом Блиновым я готовил буксирные средства, но нос корабля все больше задирался кверху. Последовала команда: "Покинуть корабль". Прямо в реглане и валенках прыгнул за борт. Вынырнув, увидел: корабль стоит почти вертикально и над моей головой висит якорь..." Павел Семенович Агеев, бывший штурманский электрик, после окончания войны поступил в военное училище. Теперь он майор в отставке, живет и работает в Одессе. Он до сих пор помнит многие детали, связанные со спасением: "Оказавшись на плотике вместе с Мачинским, Корябиным и Тормозовым, заметил, что только я одет "не по сезону" -- в суконных брюках, бушлате и без шапки. Понял, что замерзну первым. Может быть, поэтому спросил у Мачинского: "Куда дует ветер?" -- "К берегу", -- ответил Олег Макарович. Видимо, он угадал мои мысли и решил успокоить. А мысли были такие: если все замерзнем, то ветром и волной плот прибьет к берегу, нас обнаружат и похоронят в земле. Еще подумал, что моя смерть очень огорчит мать", -- рассказывал П. С. Агеев. Командир первой машины Назар Иванович Лебедев и командир отделения мотористов Михаил Афанасьевич Кошелев в Москву приехать не смогли. 174 Н. И. Лебедев живет и работает в Донецке. За трудовые успехи награжден орденом "Знак Почета". М. А. Кошелев после демобилизации поселился в Сочи. Как и В. В. Шестопалов, он тяжело перенес переохлаждение. Удалось разыскать еще трех членов экипажа "Деятельного", оказавшихся в день гибели корабля в отпуске: замполита Платона Игнатьевича Патрушева (капитан 1-го ранга в отставке, живет и работает в Ленинграде), командира БЧ-IV Павла Александровича Обрезумова (старший лейтенант в отставке, живет и работает в Москве) и машиниста-турбиниста Николая Андреевича Нефедова (мичман запаса, живет и работает в Ленинграде). В ходе работы над книгой удалось узнать и о судьбе многих других ветеранов эскадры Северного флота. Бывший начальник штаба эскадры Александр Михайлович Румянцев ушел в запас в звании вице-адмирала. Работал над книгой по истории Северного флота, но скоропостижная смерть осенью 1974 года не позволила ему закончить эту работу. Бывший командир эсминца "Достойный" (а несколько позже -- командир 2-го дивизиона эсминцев) Евгений Андрианович Козлов -- контр-адмирал в отставке, живет в Москве. Командир эсминца "Дерзкий" Анатолий Иванович Андреев и его преемник на этом посту Борис Николаевич Максимов живут в Ленинграде, командир эсминца "Дружный" (ставший позже флагманским штурманом эскадры) капитан 1-го ранга в отставке Александр Евгеньевич Пастухов умер в Ленинграде в 1976 году. Капитан 1-го ранга в отставке Николай Васильевич Матковский, бывший замполит командира эсминца "Дружный" -- профессор, ученый-международник. Совсем недавно удалось связаться еще с двумя моряками "Живучего" -- гидроакустиком Василием Яковлевичем Рыжиковым и радиометристом Георгием Александровичем Алхимовым. Оба живут и работают в Москве. Встреча с каждым ветераном эскадры Северного флота была волнующей и интересной. Очень жаль, что рамки книги не позволяют воспроизвести здесь подробности этих встреч. СОДЕРЖАН И Е Вместо предисловия . . 5 Забытая картина 11 На правах пассажиров 13 Инженеры, переодетые в матросскую форму 30 Под флагом Родины 53 Сквозь шторм и "волчьи стаи" ... 71 В семье североморцев 87 Тараном, снарядом и бомбой! . . . 109 Враг повержен 140 Послесловие . . . . 175 Художник B. 3. Борисова Гавриил Герасимович Поляков В СУРОВОМ БАРЕНЦЕВОМ Редактор C. К. Богатикова Художественный редактор A. 3. Маркелов Технический редактор А. Ф. Сергеев Корректор B. П. Рябинина Сдано в набор 31.01.78. Подписано в печать 21.06.78. ПН 01925. Формат 84x108/32. Бумага типографская No 1. Литературная. Высокая. Усл. печ. л. 9,24. Уч.-изд. л. 9,4. Тираж 15 000 экз. Зак. 1221. Цена 43 коп. Мурманское книжное издательство, г. Мурманск, пр. Ленина, 100 Мурманская областная типография, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18