етельством нынче летчиков в авиакомпании берут, был бы налет. Но летчику надо иметь и стройную систему знаний, касающихся его профессиональной, специфической подготовки. Такие знания, не отвлекаясь на мелочи, целенаправленно, можно дать слушателям в летном училище за полгода. И если сейчас в училищах учатся мальчики, честно говоря, смутно ориентирующиеся в том винегрете информации, которую им усиленно вдалбливают преподаватели, то подготовленному симмеру нужны конкретные знания, которые он уже знает куда применить: вопросы возникают в процессе практических полетов; ты мне дай ответ, я за этим сюда пришел. Всю эту подготовку человек после окончания средней школы может совмещать с учебой в высшем учебном заведении, по профилю или нет - кто как желает. Чиновнику с трудом верится, что подготовку летчика можно осуществить по заочной системе. Особенно российскому. Поэтому и сейчас наши летчики преют во всякого рода учебных центрах авиации: то на курсах по перевозке опасных грузов, то по менеджменту качества, то по повышению квалификации... Все это сидение зачастую заканчивается сбором денег на подарок... Да я сам тридцать пять лет так отучился... едва ли полпроцента времени, просиженного в классах, мне понадобилось в практической работе. А то, что пригодилось, я сам за два-три вечера, будучи заинтересованным, выучил бы наизусть. А весь мир давно учится самостоятельно: литература есть, а экзамены сдаются экстерном, либо компьютеру. Поэтому считаю: подготовленному человеку в летном училище больше полугода, включая полеты, делать нечего. Что касается самообразования и поднятия уровня, над повышением которого, если верить характеристикам, человек постоянно работает, то да, соглашусь, поднимать надо. Общение в Интернете с молодыми людьми, уровень компьютерного развития которых поражает меня и вызывает священный трепет - это ж сколько надо знать! - повергает в то же время в шок: это ж какая безграмотность, какое незнание родного русского языка! Поголовно! Ну, за очень редким, вызывающим у меня сугубое уважение, исключением. Делаешь вывод: вот плата за отказ от чтения книг в пользу компа. Иной молодой человек это понимает и скрывает свою неграмотность за жаргоном и нарочитым коверканием слов, которые он не знает, как написать. Другой пишет, вообще, как говорит. А в общем, наблюдается языковая деградация российского общества. Мне это больно видеть. Летчик должен уметь грамотно излагать на бумаге свои мысли. Писать придется много, читать эти документы будет широкий круг, и - что о летчике подумают? О грамотном, продвинутом в своей отрасли специалисте? Подумают о нем как об, извините, шофере пятидесятых годов. Мол, натаскался... а кроме баранки... Нет, надо таки быть грамотным. Вся эта так называемая система на самом деле есть Тришкин кафтан переходного периода. Это только дыру заткнуть. Но к тому времени, когда основной состав летчиков, тянущий ныне лямку, уйдет навсегда, а российские летчики уже вынуждены будут вести над Россией радиосвязь на английском с енисейским акцентом, в постромки должна впрячься когорта самопальных пилотов, умеющих все понемногу, причем, хорошо умеющих. Кризис с самолетами преодолим. Ну, поступит в авиакомпании новая техника. Но если прервется нить передачи опыта, если провал с летными кадрами, образовавшийся сейчас, будет расти и дальше - к 2010 году авиакомпании вынуждены будут нанимать китайцев. А куда китаец пролез - там русскому делать нечего. Поэтому все, что у нас в стране есть в наличии из летного контингента, израсходуется через пять лет. К тому времени государство должно, просто обязано ввести в действие государственную систему подготовки летных кадров. Будем надеяться. Книга кончается. Что ж сказать напоследок, дорогие мои читатели? Какими высокими словами закончить труд? Да никакими. Работать надо - и все. Я попытался дать здесь иллюстрации труда летчиков. Но любой труд, если человек отдает ему все силы и видит в нем смысл - благороден. Желаю моим читателям достичь в своем нелегком труде весомых успехов. Пусть у каждого из Вас лозунгом будет тот, что прижился в моем экипаже: СДЕЛАЕМ ЭТО КРАСИВО! Черемшанка. 2006 г. Словарь авиационных терминов
  • Авария -- авиационное происшествие без человеческих жертв, при котором произошло разрушение воздушного судна.
  • АДП -- аэродромный диспетчерский пункт.
  • Акселерометр -- прибор, показывающий величину вертикальной перегрузки.
  • Амортстойка -- нога шасси, снабженная амортизирующим устройством.
  • АРК (автоматический радиокомпас) -- радиоприемник, вращающаяся антенна которого автоматически поворачивается, а связанная с ней стрелка на приборе показывает направление на приводную радиостанцию, на частоту которой он настроен.
  • АУАСП -- комбинированный прибор, показывающий текущий угол атаки, критический угол атаки и вертикальную перегрузку.
  • Вертикальная перегрузка -- отношение подъемной силы к весу (во сколько раз "как бы увеличивается" вес).
  • Вертикальная скорость -- скорость подъема или спуска в метрах в секунду (в отличие от поступательной направлена вверх или вниз).
  • ВЛП -- весенне-летний период.
  • Воздухозаборник -- входное отверстие, через которое воздух попадает в двигатель.
  • ВПП -- взлетно-посадочная полоса.
  • ВПР (высота принятия решения) -- минимальная высота, на которой должен быть начат уход на второй круг, если пилот не установил надежного визуального контакта с землей. Для самолета Ту-154 обычно -- 60 м.
  • Выдерживание -- этап посадки самолета после выравнивания, на котором пилот постепенно уменьшает скорость до посадочной.
  • Гироагрегат -- агрегат, в котором используется работа гироскопа.
  • Гирокомпас -- компас, показывающий курс относительно неподвижной оси гироскопа.
  • Глиссада -- предпосадочная наклонная прямая.
  • Директорные стрелки -- стрелки на командно-пилотажном приборе, помогающие пилоту правильно выдерживать посадочный курс и глиссаду на предпосадочной прямой.
  • Деселерометр -- прибор, показывающий интенсивность торможения (используется при замере коэффициента сцепления на ВПП).
  • ДИСС (доплеровский измеритель скорости и сноса) -- система, выдающая экипажу в полете значения угла сноса и путевой скорости.
  • Закрылки -- отклоняемая вниз задняя часть крыла, служащая для уменьшения скорости отрыва самолета и посадочной скорости.
  • Запас по сваливанию -- разница между текущим и критическим углами атаки, определяемая по указателю АУАСП.
  • Засветка -- изображение на экране радиолокатора границ грозового облака, видимое как светлое пятно на темном фоне.
  • Изобарическая поверхность -- условная поверхность, на которой атмосферное давление во всех ее точках одинаково.
  • Инверсия -- увеличение температуры окружающего воздуха с высотой.
  • Интервал -- расстояние между летящими воздушными судами по вертикали.
  • Интерцепторы -- воздушные тормоза на верхней поверхности крыла.
  • Истинная скорость -- скорость относительно воздуха без учета ветра.
  • Кабрирование -- вращение самолета вокруг поперечной оси с подъемом носа.
  • Катастрофа -- авиационное происшествие, при котором произошло разрушение воздушного судна и имеются человеческие жертвы.
  • Качество аэродинамическое -- отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению самолета. Практически -- это расстояние в километрах, которое самолет может пролететь с выключенными двигателями с высоты один километр. Для Ту-154 -- примерно 15 км.
  • "Козел" -- повторное отделение самолета от ВПП после приземления.
  • Контрольная карта обязательных проверок -- перечень вопросов и ответов членов экипажа на определенных этапах полета, зачитываемый с целью не забыть выполнить жизненно важные процедуры.
  • Конфигурация воздушного судна -- положение механизации крыла и хвостового оперения (отклонение на определенный угол закрылков, предкрылков и стабилизатора). Бывает взлетная, полетная и посадочная.
  • "Коробочка" -- схема полетов в районе аэродрома, представляющая собой обычно прямоугольный маршрут.
  • Коэффициент сцепления -- величина, показывающая "скользкость" взлетно-посадочной полосы. Минимально допустимый Ксц = 0,3.
  • Критический угол атаки -- угол атаки, на котором наступает срыв потока с крыла, сопровождающийся резким падением подъемной силы (сваливание).
  • КУЛП -- курс учебно-летной подготовки на воздушном судне (для курсантов).
  • Курс -- угол, заключенный между направлением на север и продольной осью самолета. Измеряется в градусах, от 0 до 360 (север -- 0; восток - 90; юг -- 180; запад -- 270 градусов).
  • Курсовая система -- система, выдающая экипажу курс воздушного судна (точный компас).
  • Курсо-глиссадная система -- система, дающая экипажу при заходе на посадку информацию о положении самолета относительно линии посадочного курса и глиссады.
  • Место самолета -- где находится самолет в данный момент полета.
  • Механизация крыла -- закрылки, предкрылки и интерцепторы.
  • НВУ -- навигационно-вычислительное устройство, позволяющее точно определять место самолета.
  • ОВИ -- огни высокой интенсивности, предназначенные для установления визуального контакта пилота с землей в сложных метеорологических условиях.
  • Однотипный -- самолет того же типа, что и Ваш.
  • ОЗП -- осенне-зимний период.
  • Окклюзия -- слияние холодного и теплого фронтов в заполняющемся циклоне.
  • ПДСП -- производственно-диспетчерская служба порта.
  • Оси самолета (продольная, поперечная, вертикальная) -- условные оси, проходящие через центр тяжести, вокруг которых происходит вращение самолета в полете.
  • Пикирование -- вращение самолета вокруг поперечной оси с опусканием носа.
  • "Подрыв" -- преждевременное отделение пилотом самолета от ВПП на разбеге.
  • Помпаж -- нарушение газодинамической устойчивости работы турбореактивного двигателя, сопровождающееся хлопками и падением тяги.
  • Поперечный канал управления самолетом -- управление кренами (вокруг продольной оси).
  • Посадочный курс -- направление залегания взлетно-посадочной полосы.
  • Поступательная скорость -- скорость движения самолета вперед в километрах в час (в отличие от вертикальной).
  • Предкрылки -- кромка крыла, отклоняемая вперед таким образом, чтобы воздух, затекая в образовавшуюся щель, препятствовал срыву потока с верхней поверхности крыла.
  • Приборная скорость -- скорость, которую показывает прибор, по которому пилотируют самолет. На больших высотах значительно отличается от истинной скорости. Так, для Ту-154 при полете на эшелоне10600 м истинная скорость -- 900 км/час, а приборная - примерно 550.
  • Приводная радиостанция -- установленный на аэродроме всенаправленный радиомаяк, на который настраивается радиокомпас.
  • Приемистость двигателя -- способность быстро увеличивать обороты с малого газа до взлетного режима.
  • Продольный канал управления самолетом -- управление тангажом (вокруг поперечной оси).
  • Просадка самолета -- отклонение вниз от расчетной траектории набора высоты или снижения. Опасна на малой высоте.
  • Путевая скорость -- скорость самолета относительно земли с учетом ветра.
  • Равносигнальная зона курсо-глиссадной системы -- зона, обеспечивающая точное движение самолета по курсу и глиссаде.
  • Радиовысотомер -- точный высотомер, работающий по принципу радиолокации и обеспечивающий отсчет высоты над поверхностью на малых высотах с точностью до одного метра.
  • Реверс тяги -- создание двигателем тяги, направленной против движения самолета, для быстрого торможения на пробеге.
  • Режим работы двигателей -- скорость вращения турбокомпрессора двигателя, измеряемая в процентах от максимальной. Устанавливается при помощи РУД (аналогично даче "газа" на автомобиле).
  • РЛЭ -- Руководство по летной эксплуатации воздушного судна (главный документ, цифровые параметры которого обязательны к строгому исполнению в полете).
  • РП (руководитель полетов) -- главный диспетчер воздушного движения на аэродроме, указания которого обязательны для всех участников воздушного движения и лиц, обслуживающих полеты.
  • РУД -- рычаг управления двигателем (аналогичен педали "газа" на автомобиле).
  • Самолетовождение -- искусство воздушной навигации.
  • Санитарная норма -- предельно допустимая по медицинским показаниям норма налета экипажа за день, месяц, год.
  • Скольжение самолета -- перемещение самолета в воздухе, при котором поток набегает под углом к продольной оси самолета и лобовое сопротивление увеличивается.
  • Спаренный разворот -- разворот на 180 градусов, состоящий из двух следующих один за другим разворотов на 90 градусов.
  • ССОС -- система сигнализации опасного сближения самолета с землей.
  • Стабилизатор -- горизонтальная поверхность хвостового оперения ("задние крылья"), на задней кромке которого находится руль высоты. В полете обеспечивает продольную устойчивость самолета. Может отклоняться для создания необходимой конфигурации самолета.
  • Створ ВПП -- продолжающая ось взлетно-посадочной полосы линия, на которой установлены дальняя и ближняя приводные радиостанции.
  • Стратосфера -- слой земной атмосферы, расположенный выше тропосферы.
  • Тангаж (угол тангажа) -- угол между продольной осью самолета и горизонтальной плоскостью.
  • Торец ВПП (порог) -- начало взлетно-посадочной полосы, обозначается зелеными входными огнями.
  • Траверз -- сбоку под 90 градусов.
  • Триммер руля -- устройство, позволяющее снимать нагрузку с отклоненного органа управления (чтоб все время не давить или тянуть).
  • Тропопауза -- тонкий нестабильный слой атмосферы между тропосферой и стратосферой.
  • Тяговооруженность -- отношение максимальной тяги двигателей к весу воздушного судна, измеряется в процентах. У самолета Ту-154 тяговооруженность - 30%.
  • Угол атаки -- угол, под которым встречный поток набегает на крыло. Чем больше угол атаки, тем больше подъемная сила (но тем ближе к сваливанию).
  • Угол сноса -- угол между продольной осью самолета и вектором путевой скорости, показывающим, куда действительно движется самолет под воздействием ветра.
  • Фюзеляж -- корпус самолета.
  • Центровка -- положение центра тяжести самолета, измеряется в процентах средней аэродинамической хорды крыла.
  • "Чистое" крыло -- крыло в полетной конфигурации, когда вся механизация убрана.
  • Шаг винта -- угол установки лопастей воздушного винта, который можно изменять в полете с целью достижения наивысшего коэффициента полезного действия.
  • Эшелон полета -- регламентированная руководящими документами высота для полета в определенном направлении, установленная с целью выдерживания определенных интервалов между самолетами. Полеты тяжелых самолетов выполняются строго на эшелонах.