НЛП может оказать в этом неоценимую помощь, потому что мы можем использовать его для снижения уровня стресса и беспокойства, переформирования опыта, его реорганизации и обобщения в том направлении, которое будет поддерживать наше здоровье. Мы можем строить и подкреплять хорошие отношения с другими людьми, опираясь на умение устанавливать раппорт. НЛП открывает наши глаза на ограничивающие убеждения и метафоры, связанные с нашим здоровьем и старостью. Мы можем использовать его для построения побуждающего будущего, ставя перед собой цели и формируя свою временную линию. Насколько длинная у вас временная линия? Какой вы хотели бы ее видеть? Визуализация здорового будущего и продолжительной временной линии является первым шагом на пути к их построению. Как уже было сказано, от вредной для здоровья привычки бывает трудно избавиться, потому что она играет какую-то важную для вас роль. Сохраните то важное и ценное, чему она служит, но достигните этого другим путем, который более соответствует всем вашим ценностям и здоровью в целом. Неконгруэнтность является результатом того, что различные наши части стремятся достичь различных целей разными путями. Например, одна ваша часть хочет заниматься физическими упражнениями, а другая -- нет. Одна часть хочет сократить время работы, а другая желает работать дольше, чтобы заработать больше денег. Неконгруэнтность подобна внутренней гражданской войне, и в результате вы можете оказаться в безвыходном положении. Конгруэнтность возникает тогда, когда вы знаете, чего вы хотите и что для вас является важным и ценным, и предпринимаете действия для достижения своих целей теми способами, которые воплощают эти ценности. Идя по жизни, мы усваиваем определенный опыт. Мы носим нашу жизнь и наши ожидания, как одежду, и они оставляют следы на наших лицах и в нашем теле. Мы воплощаем наши модели мира. Наш опыт формирует нас, и мы, в свою очередь, выстраиваем свой опыт. Измените свой опыт, и вы смените свой биологический возраст. ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ "Человек обманывает сам себя: он молит о долгой жизни и боится старости." Китайская пословица "Что делает старость столь трудной, так это не утрата способностей, мыслительных и физических, а груз воспоминаний". В. Сомерсет Моэм "Вероятность смерти удваивается каждые восемь лет после подросткового возраста". Гомпертц Ло "После семидесяти, если вы встали, совсем не ощущая никакой боли, значит вы умерли". Мальком Коули "Мы можем изобрести эликсир жизни, но потребуется вечность, чтобы проверить его действие". Энон "Радость жизни заключается не в длительности дней, а в том, как вы используете время; можно прожить долго и при этом почти совсем не жить". Монтегю  * ГЛАВА 12 СМЕРТЬ О, Господи, дай каждому из нас свою собственную смерть. Райнер Мария Рильке В момент рождения мы делаем свой первый вдох, а в момент смерти -- последний выдох; круг замыкается. Сколько бы лет мы ни жили, смерть является конечным пунктом нашего путешествия, возвращением в то таинство, из которого мы появились на свет. И, хотя может показаться странным посвящать смерти целую главу книги о здоровье, мы тем не менее не можем оставить эту тему без внимания, потому что смерть является частью жизни. Атлет не покажет результат, если не пересечет финишную черту, а музыкант не сможет придать законченную форму произведению, не сыграв последний аккорд. И, несмотря на надежды криогеники и предположения нанотехнологии, всему когда-нибудь наступает конец. И все-таки смерть придает жизни смысл. Время ограничено и возникает стремление что-то сделать. Можно определить самую важную задачу своей жизни, задав себе вопрос: "Если бы мне пришлось умереть завтра, о какой невыполненной вещи я сожалел бы больше всего?". Будете ли вы довольны тем, что умираете, не выполнив эту задачу? Становясь старше, мы получаем возможность все больше становиться самим собой, и смерть может быть еще одним выражением того же самого "я", а не случайным и бессмысленным событием, которого следует бояться. Мы уникальны в своей жизни и будем уникальными в своей смерти. ВОЛЯ К ЖИЗНИ (ЗАВЕЩАНО ЖИТЬ?) Смерть представляет собой одну из немногих запретных тем для обсуждений. Мы отрицаем ее. Даже умирать от старости оказывается незаконным -- Всемирная организация здоровья наложила на это запрет. Каждый человек, где бы он ни жил в мире, должен умирать от какой-то конкретной причины. В свидетельстве о смерти недопустима запись "от старости". Как будто жизнь бесконечна, и лишь несчастный случай или болезнь может прервать ее. Лишь треть взрослого населения Англии составила завещания. Это не значит, что людям нечего оставить после себя, просто завещание является неприятным напоминанием о собственной смертности, как будто сами мысли о смерти могут каким-то образом пригласить ее подкрасться ближе к вам. Тем не менее составление завещания -- действие разумное, оно позволяет улаживать ваши дела быстрее и менее болезненно для ваших друзей и близких. Поскольку мы отрицаем смерть, она будет продолжать пугать нас, и мы никогда не будем готовы к встрече с ней. Другое следствие отрицания смерти заключается в том, что мы не учимся по-настоящему прощаться с теми, кого любим, когда они умирают. Нам самим бывает трудно справиться с утратой и трудно утешать тех, кто потерял близкого друга или родственника. В то же время смерть завораживает. Нам интересна смерть других людей в фильмах и книгах. В Японии есть повара, имеющие специальную лицензию на приготовление собаки-рыбы. Посетители платят огромные деньги за этот деликатес, который должен готовиться с чрезвычайной осторожностью, потому что отдельные части собаки-рыбы содержат тетродотоксин -- одно из самых ядовитых веществ на Земле. Булавочной головки этого вещества достаточно, чтобы умереть. Опасность фугу -- так называют это блюдо -- хорошо известна. Это такая гастрономическая русская рулетка -- вы съедаете вероятность умереть -- и лучшие повара стараются оставить тончайший намек на яд, достаточный для того, чтобы во рту у вас начало пощипывать, напоминая о том, что вы заигрываете со смертью. На самом деле в Японии каждый год умирает несколько любителей этого кушанья. Как и в русской рулетке, одним из удовольствий является необыкновенное чувство облегчения в конце обеда, означающее, что вы выжили, вы обманули смерть, что, может быть, вы, наконец, бессмертны. ВАША ЖИЗНЬ УБИВАЕТ ВАС? Как долго вы позволите себе жить? Является ли длинная и здоровая жизнь одной из ваших наибольших ценностей и что вы готовы сделать, чтобы создать ее? Вы можете сделать очень многое для того, чтобы повлиять на свое здоровье и длительность жизни. Ищете ли вы ту обстановку, которая подкрепляет вас? Предоставляете ли вы себе здоровую смесь отдыха, расслабления, физических упражнений и смеха? Удается ли вам строить и поддерживать близкие отношения, сохраняя надежду и оптимизм? Надежда и уверенность в том, что жизнь будет долгой, необходимы, но недостаточны. Они должны подкрепляться действиями. Нацеливают ли вас на длинную и здоровую жизнь ваше окружение, поведение, мышление, убеждения и ценности? Удовлетворены ли вы соотношением изменений и стабильности в вашей жизни? Довольны ли вы тем, сколько внимания вы уделяете себе и собственным нуждам, а сколько -- другим людям и их потребностям? Что из того, что вы делаете, мешает вашему организму служить вам должным образом? Наверное, пора провести инвентаризацию. Возьмите два листа бумаги. На первом запишите все те способы, которыми вы могли бы укоротить свою жизнь. Будьте точны и конкретны. Воспользуйтесь логическими уровнями, чтобы правильно их организовать. Начните с окружения, затем перейдите к поведению, привычкам и убеждениям. Это ваши самые важные проблемы, связанные со здоровьем. На другом листе напишите, тоже сгруппировав их по логическим уровням, все те способы, которыми вы удлиняете свою жизнь. Снова точно и конкретно. Это ваши самые важные ресурсы. СМЕРТЬ КАК СОВЕТЧИК Что значит для вас смерть? Существует множество различных метафор смерти. Когда мы думаем о смерти, она часто представляется нам в виде мрака, врага, финиша, чего-то такого, от чего следует держаться подальше. Сон -- наиболее распространенная метафора. Как можно было бы смерть превратить в ресурс? Карлос Кастанеда подробно описал жизнь Дона Хуана и учения индейцев Яки. В философии Дона Хуана смерть -- это советчик. Она приземляет вас, напоминая о том, что вы являетесь частью природы, а не возвышаетесь над ней. И каждый раз, когда вам необходимо принять решение, вы оборачиваетесь и спрашиваете смерть (она стоит у вас за левым плечом): "Что бы ты посоветовала мне сделать, если бы это было мое последнее дело на Земле?". Это вопрос, приводящий в движение. Он заставляет вас задуматься над теми вещами, которые вы делаете. Ведь ваше последнее дело на Земле имеет особое значение. Вам хотелось бы, чтобы оно осталось самым ярким вашим воплощением. Кроме того, пикантности ситуации добавляет отсутствие гарантии в том, что принятое вами решение не окажется на самом деле последним. Когда вы обращаетесь к смерти, как к советчику, у вас есть постоянное напоминание о том, что вам следует превратить следующее свое действие в как можно более яркое проявление своей сущности. А затем следующее. Смерть, похлопывая вас по плечу, словно советует, как можно полнее использовать настоящее. Смерть может оказаться слишком суровым советчиком, и, может быть, вы предпочтете получить совет от кого-нибудь другого. Мы не утверждаем, что вам следует постоянно думать о смерти. Чрезмерная озабоченность думами о смерти может оказаться даже хуже отрицания, но мы можем многому у нее поучиться. ВАШЕ ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО НА ЗЕМЛЕ Смерть -- вот ваше последнее дело на Земле. Какой смертью вы хотели бы умереть? Может быть, это будет последнее действие драмы вашей жизни, наиболее полно выражающее вашу сущность? В представлениях восточной культуры смерть -- время перехода из одного состояния в другое, как и рождение. В западном обществе мы только еще начинаем рассматривать рождение с точки зрения матери и ребенка, а не как медицинский акт, и делать эту процедуру как можно более комфортной и привлекательной для обоих. А можно ли сделать то же самое и в момент смерти? В этих крайних ситуациях существуют более важные проблемы, чем медицинская технология. Нам кажется, что смерть труднее перенести, пока мы не начнем воспринимать ее такой, какова она есть. Следующее упражнение лучше всего выполнить в спокойном месте, лежа или сидя в удобной и расслабленной позе. На несколько минут для того, чтобы обогатить вашу жизнь прямо сейчас, мы приглашаем вас предпринять путешествие по своей временной линии в будущее, как бы далеко это ни находилось, пока вы не достигнете той точки, в которой вы уже не сможете или не захотите ничего больше делать в своей жизни. То, во что вы верите, лежит дальше этого места в будущем, но мы предлагаем вам повернуться назад и посмотреть на настоящее. Сделав это., спросите себя: Что я хотел завершить к этому моменту? Какие чувства возникают у меня после того, как я завершил эти дела? Что было бы, если бы я не успел завершить их? Как мои действия в настоящем приближают или удаляют меня от тех вещей, которые я хочу завершить? Какой совет я дал бы себе в настоящем, глядя назад отсюда из конца своей жизни? Насколько важными вам кажутся волнения настоящего с этой точки зрения? Какая самая важная вещь, которой следует заняться в настоящем? Какие эмоции вы испытываете, глядя назад на себя в настоящем? Вернитесь в настоящее и подумайте немного о том, что вы поняли. Теперь подумайте о том, каким вы хотели бы видеть то время, когда вы уже не сможете или не захотите больше что-либо делать в своей жизни. Та смерть, которую вы хотите подучить, начинается с того, что вы делаете в настоящий момент. Может быть, вы несете багаж мыслей и воспоминаний, который давит вам на плечи: подавленный гнев, обида, негодование и вина. Возможно, вам захочется перейти к следующей части своей временной линии более легко. Переживание встречи со смертью было разделено на ряд стадий: сначала отрицание, затем гнев, затем ожидание, после этого депрессия, затем принятие и, наконец, улучшение состояния. Улучшение состояния может быть возвращением к жизни, а может оказаться и самой смертью -- переходом в новое состояние, окончанием одного образа существования. Нам кажется, что все эти стадии имеют отношение и к жизни. Мы всегда прекращаем один образ существования, чтобы перейти к другому: младенчество, детство, юношество, взросление, влюбленность, появление детей. Все это изменения, маленькие смерти, за которыми следуют новые небольшие рождения. Поэтому вы знаете уже достаточно много о смерти просто из опыта своей жизни. Все эти рассуждения приводят к мысли о том, что можно было бы проживать каждый день своей жизни так, как будто это последний ваш день, который не повторится уже никогда. Результаты могут оказаться волшебными. Говоря словами тибетской пословицы: "Лучше прожить один день тигром, чем тысячу дней овцой". ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ "Вы умираете точно так же как жили. Если вы были параноиком в жизни, то, скорее всего, вы будете параноиком и во время смерти". Д-р Джеймс Симино  * ГЛАВА 13 КОНГРУЭНТНОСТЬ ЛЕЧИТ И в заключение небольшая глава, в которой мы свяжем некоторые идеи между собой. Потребительская революция заставляет нас думать, что мы являемся покупателями здоровья, но это не так, мы -- его создатели, мы создаем его тем, как мы действуем, как думаем и живем. Наши организмы принимают внутрь себя и переваривают не только пищу и воздух, но также время и опыт. И как мы используем всё это, так и выстраивается наше здоровье. Современная медицина предлагает объективный, диссоциированный взгляд на здоровье. НЛП утверждает, что нам необходимо также взглянуть на него изнутри. Здоровье и болезнь -- субъективные переживания. У каждого человека свои переживания и свой внутренний мир. УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ Способность выздоравливать -- это признак живого организма. Что вы думаете о тех случаях возвращения с того света, тех, казалось бы, чудесных и удивительных выздоровлениях, сообщения о которых можно встретить везде и всегда? Что эти случаи могут сказать о процессе выздоровления? НЛП занимается моделированием выдающихся результатов. Оно обращается к незаурядным случаям, находящимся на пределе человеческих возможностей, чтобы постичь те, которыми все мы обладаем, но, быть может, не используем. Как можно вернуться к жизни, находясь на грани смерти? Сразу же обнаруживается интересный факт: такие случаи редко исследовались. Статистика часто собирает факты, оставляя в стороне "ответвления" -- экстремальные точки на статистической кривой, те случаи, которые настолько отличаются от всех остальных, что их принимают за исключения. Но за этими исключениями скрываются именно те люди, у которых есть некоторые весьма интересные ответы. Иногда такие замечательные выздоровления объясняют тем, что первоначальный диагноз был поставлен неверно, потому что если уж больной выздоровел, значит он не мог так сильно болеть, как предполагали раньше. Это перевернутая логика, которая предполагает то, что должна доказать. Кроме того, необычно для врачей рисковать своей репутацией, сообщая о случаях чудесного выздоровления по причине психологического воздействия или применения методов нетрадиционной медицины. Они опасаются того, что другие пациенты будут совсем отказываться от настоящей медицинской помощи или откладывать ее, чтобы проверить действенность таких методов, и поэтому они вынуждены действовать так, как будто выздоровление произошло исключительно благодаря медицинскому лечению. Это вполне разумная и конгруэнтная реакция врачей, которые уверены в своих методах лечения. Однако мы думаем, что суть не в методах лечения, а в замечательной реакции выздоровления пациента, а она может быть вызвана и другой системой терапии. На самом деле чудесные выздоровления случаются во всех системах лечения, как, впрочем, и вне всяких систем. Они происходят и в местах поклонении, и благодаря специальным диетам и голоданию, целителям и молитве, благодаря силе воображения и даже тогда, когда вы ничего не делаете. Некоторые используют комбинацию этих методов. Методы исцеления оказывались настолько же разными, как и те люди, которые ими воспользовались. Нет никаких личностных особенностей, связанных с замечательным исцелением, как не существует и какого-то особенного выздоровления, предрасположенного к определенному типу личности. Способность к выздоровлению была обнаружена у всех типов личности, и похоже на то, что человек находит правильный для себя путь, а не "правильный тип личности". Существует несколько документально подтвержденных случаев чудесного выздоровления, хотя таких исследований немного и случаи довольно редки. Наиболее далеко идущие исследования проведены с заинтересованными людьми, склонными сообщать о своих переживаниях своими словами, а не использовать общепринятые категории. В этих случаях ключевым моментом оказывается конгруэнтность: пациенты находили пути, подходящие им. Какими бы методами они не пользовались, эти методы подходили для них. Часто болезнь заставляла их либо глубоко верить в себя, либо умереть. И это не значит, что смерть не может быть способом верить себе, но для тех людей в тот период их жизни это было не так. Болезнь была для них последним вызовом. Кроме того, эти люди совмещали в себе своего рода примирение с духом борьбы. Они смирились со своей болезнью, но не смирились. с тем, что она обязательно должна привести их к смерти. Конгруэнтность помогала даже в экстремальных ситуациях. И чем больше угроза здоровью, тем сильнее испытывалась потребность в конгруэнтности. К тому же те люди, которым удалось выздороветь от угрожающей жизни болезни, относили себя к более широкому контексту, у них было чувство причастности к сообществу людей, духовная близость. ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ Конгруэнтность -- это лишь один аспект страстного стремления людей к целостности, что бы мы ни подразумевали под этим понятием. Тело, разум и дух неразделимы, и это находит свое отражение в нашем биологическом развитии, потому что и мозг, и сердце возникли из одного и того же эмбриона. Поэтому телесное выздоровление связано с ментальной и духовной жизнью. Если мы думаем о духовности, как о связи с другими людьми и с той частью мира, которая находится выше нашей сущности, тогда современная медицина подтверждает учение древних: вы будете лучше заботиться о своем здоровье, поддерживая крепкие отношения с другими людьми. Духовные традиции имеют свое воплощение в просвещенном эгоизме и обладают нейрофизиологическими преимуществами. Иммунолог Джеффри Левин исследовал 250 случаев, в которых религиозность и духовность были связаны со здоровьем, и обнаружил, что религиозность производит защитный эффект независимо от возраста, пола, национальности и принадлежности к социальному слою. Этот эффект не зависел и от вида религии. Гарвардский психолог Дейвид Мак-Клелланд провел серию известных экспериментов, в которых группе студентов демонстрировали короткий фильм о Матери Терезе, проявляющей заботу о больных и умирающих на улицах Калькутты. У этих студентов наблюдалось усиление реакции иммунной системы, которую определяли по уровню слюнного антигена иммуноглобулина. Этот эффект проявлялся вне зависимости от того, что думали студенты о Матери Терезе. Некоторые думали, что она самозванка и ее усилия бесполезны, но их иммунная система все равно реагировала позитивно. Любовь и забота оказывают воздействие на глубинном уровне независимо от нашей сознательной реакции. (Когда студентам показали фильм о варваре Аттиле, содержание антител резко упало!) Мак-Клелланд, кроме того, обнаружил, что способность любить и заботиться о других приводит к уменьшению содержания гормонов, связанных со стрессом, и к повышению уровня помощников подавителя Т-клеток -- очень важное соотношение в эффективно действующей иммунной системе. Мы не знаем, каким образом любовь делает это, но существует явное подтверждение, что она это делает. ВОПРОСЫ О ЗДОРОВЬЕ Заболев, вы можете сделать очень много разных вещей для того, чтобы исцелить себя. Первый шаг заключается в том, чтобы подстроиться к себе и установить свое настоящее состояние. Вот несколько вопросов, которые вы можете себе задать: Что я чувствую? Что я чувствую по поводу того состояния, в котором нахожусь? Что со мной было до того, как я заболел? Что эта болезнь значит? Каким я хотел бы видеть значение этой болезни? Какие ресурсы есть у меня, чтобы чувствовать себя хорошо? Что плохого в том, чтобы так себя чувствовать? Какие могут быть выгоды в том, чтобы болеть в это время? Какой урок я мог бы извлечь из этой болезни? ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЛП изучает структуру субъективного опыта. Используя инструменты НЛП, вы можете понять и построить модель своего состояния здоровья. Ваше состояние, эмоции и мысли непосредственно влияют на ваше физическое здоровье. Тот мир, который вы создаете у себя в голове, является "реальностью" для организма. Вы можете изменить свой опыт, изменив порядок внутреннего использования органов чувств и построив желаемый внутренний мир, пользуясь репрезентативными системами и субмодальностями. Это предоставляет вам почти неограниченный выбор и возможность управлять своим здоровьем. Становится невозможным стать жертвой. Вероятно, вы не сможете изменить сами события, но сможете изменить свою реакцию на эти события и тем самым снизить уровень стресса. Все инструменты НЛП усиливают самовосприятие и конгруэнтность. Подстройтесь к своему собственному опыту. Используйте свои органы чувств, чтобы получать больше удовольствия и повысить остроту мышления. Выберите сами время для расслабления или медитации, зная о том, что они приносят пользу вашему здоровью. Осознайте свое основное состояние, как отправную точку для построения другого состояния, которое вам больше приходится по душе. Воспользуйтесь умением устанавливать раппорт, чтобы строить и поддерживать крепкие поддерживающие отношения. Примените временную линию и технику постановки цели, чтобы создать побуждающее вас будущее. Взгляните на все логические уровни и оцените, какой вклад они вносят в ваше здоровье. Что поддерживает ваше здоровье, а что вы хотели бы изменить? Порой легче изменить поведение, изменив убеждения и ценности. Не прерывайте подстройку к самому себе. При этом вы можете установить более тесный контакт со своим организмом и, кроме того, у вас появится возможность поддерживать связь с другими людьми. Абсолютное здоровье и полная конгруэнтность невозможны. Цель путешествия -- не пункт назначения, а то, что оно дает. Здоровье -- не жесткое абсолютное состояние, а сочетание света и тени. Болезнь не является доказательством того, что вы потерпели неудачу, это скорее путь к более здоровому состоянию, к более устойчивому равновесию. Она может быть переходным состоянием и оказаться необходимой, если ваше прежнее состояние было слишком жестким. Могут существовать два пути выздоровления. Один вернет вас в то состояние, в котором вы находились до болезни. И хотя часто этот путь кажется желательным, помните, что почти все элементы, которые способствовали возникновению этой болезни, снова вернутся на свои места. В случае более серьезного заболевания может понадобиться генеративный путь выздоровления -- путь, который выведет нас из положения той личности, которой мы были и которая имела склонность к этому заболеванию. И пока не произойдет такое выздоровление, вы будете болеть снова и снова той же самой болезнью. Болезнь может быть дорогой, ведущей к улучшению здоровья. 10 ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ ЗДОРОВЬЯ 1. Обостренное осознание и оценка самого себя. 2. Желание ежедневно отводить время для расслабления и медитации. 3. Устойчивая способность поддерживать тесные взаимоотношения. 4. Стремление адаптироваться к изменяющимся условиям. 5. Постоянное стремление к физической активности. 6. Острые и хронические приступы смеха. 7. Навязчивое желание получать удовольствие и радость. 8. Повторяющиеся приступы надежды и оптимизма. 9. Хроническое желание заботиться о своем организме. 10. Систематическое отторжение беспокойства. Обострите переживания и ощущения выхода за пределы ограничивающей вас сущности и проведите диагностирование признаков. Предостережение! Шесть и более таких симптомов -- значит у вас превосходное здоровье. Греческий философ Сократ известен изречением: "Познай самого себя". Говорят, что один из его учеников спросил: познал ли он самого себя? Сократ ответил: "Нет, но я кое-что понял об этом незнании". СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ НЛП Аудиальный -- имеющий отношение к органам слуха. Ведение -- изменение собственного поведения на том уровне раппорта, который позволит другому человеку последовать за вами. Вкусовой -- имеющий отношение к органам вкуса. Выше идентичности -- тот уровень опыта, на котором наиболее ярко проявляется ваша сущность и ваша связь с другими людьми, уровень духовности; один из неврологических уровней. Гибкость -- обладание широким набором способов мышления и поведения для достижения некоторого результата. Один из четырех столпов НЛП. Диалог внутренний -- разговор с самим собой. Идентичность -- ваш "я-образ" или "я-концепция", каким вы воспринимаете самого себя; один из неврологических уровней. Искажение -- изменение информации о событии. Калибровка -- точное узнавание по невербальным сигналам состояния, в котором находится другой человек. Карта реальности -- присущее каждому человеку уникальное представление о мире, построенное из его индивидуальных переживаний и восприятия. Кинестетический -- внешние, тактильные и внутренние ощущения и чувства, как вспоминаемые впечатления, эмоции и чувство равновесия. Ключи доступа -- способы настройки нашего организма (с помощью дыхания, позы, жестов и движения глаз) на определенный способ мышления. Конгруэнтность -- согласованность убеждений, ценностей, навыков и действий. Состояние раппорта с самим собой. Линия временная -- линия, соединяющая наше прошлое с нашим будущим; способ хранения картинок, звуков и ощущений, относящихся к нашему прошлому, настоящему и будущему. Метамодель -- набор лингвистических приемов и вопросов, которые устанавливают связь между языком и внутренним опытом. Метафора -- непрямое общение с помощью историй и речевых оборотов, подразумевающих сравнение. В НЛП под метафорами понимают сравнения, истории, иносказания и аллегории. Моделирование -- процесс выделения последовательности мыслей и поведения, который может помочь справиться с определенной задачей. Лежит в основе НЛП. Намерение позитивное -- позитивная цель, лежащая в основе любого действия или убеждения. Неконгруэнтность -- быть не в раппорте с самим собой, внутренний конфликт, выраженный в поведении. Она может быть последовательной: одно действие следует за другим действием, которому противоречит, или одновременно, например, соглашение на словах, но с сомнением в голосе. Номинализация -- лингвистический термин, обозначающий процесс превращения глагола в абстрактное существительное, и само существительное, образованное таким способом. Например: глагол "любить" превратился в "любовь" (процесс превратился в "вещь"). Обобщение (генерализация) -- процесс, при котором одно, конкретное событие становится представителем целого класса событий. Обонятельный -- имеющий отношение к обонянию. Окружение -- где, когда и с кем мы находимся; один из неврологических уровней. Операторы модальные -- лингвистический термин, обозначающий слова, которые подразумевают существование определенных правил поведения, такие, как "должен", "обязан", "могу" и "не могу". Описание множественное -- мудрое представление одного и того же события с различных точек зрения. Существует три позиции восприятия: первая позиция -- это ваша реальность; вторая позиция -- это реальность другого человека; третья позиция -- это отстраненная точка зрения. Обладание всеми тремя точками зрения называется тройным описанием. Описание тройное -- рассматривание события с первой, второй и третьей позиций. Поведение -- любая деятельность, которой мы заняты, включая и мыслительный процесс; один из неврологических уровней. Подсознание -- все, что в настоящий момент вы не осознаете. Подстройка -- присвоение элементов поведения, навыков, убеждений или ценностей другого человека с целью укрепления раппорта с ним. Подстройка соматическая -- обращение внимания на ощущения своего собственного тела. Позиция вторая -- восприятие с точки зрения другого человека. Позиция первая -- восприятие мира только со своей собственной точки зрения. Полное погружение в свою собственную внутреннюю реальность. Одна из трех позиций восприятия. Позиция третья -- переход на точку зрения отстраненного наблюдателя. Предпосылки -- идеи или убеждения, которые подразумеваются, т. е. к ним относятся как к само собой разумеющимся и действуют, опираясь на это предположение. Прерывание состояния -- использование движения или отвлечение внимания для изменения эмоционального состояния. Присоединение (подстройка) -- установление и поддержание раппорта с другим человеком на протяжении определенного промежутка времени путем перехода на его карту реальности. Подстройка к самому себе заключается в том, чтобы обратить внимание на свой собственный внутренний опыт, не пытаясь изменить его немедленно. Программирование нейролингвистическое -- изучение высшего проявления мастерства и структуры субъективного опыта. Раппорт -- отношения доверия и отзывчивости с самим собой или с другими людьми. Один из четырех столпов НЛП. Результат -- конкретная желаемая цель, основанная на чувственном восприятии. Вы знаете, что вы увидите, услышите и почувствуете, когда достигнете этой цели. Один из четырех столпов НЛП. Ресурсы -- все, что может помочь достичь результата, например, физиология, состояния, мысли, убеждения, стратегии, переживания, люди, события, имущество, место, истории и т. п. Рефрейминг (переформирование) -- взгляд на событие с другой точки зрения или присвоение событию другого смысла. Сигналы доступа глазные -- движения глаз в определенных направлениях, которые указывают на визуальный, аудиальный или кинестетический способ мышления. Система репрезентативная -- различные каналы восприятия, с помощью которых мы репрезентируем (представляем повторно) внутреннюю информацию, используя свои органы чувств: визуальная, аудиальная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая системы. Система репрезентативная предпочитаемая -- репрезентативная система, которую человек чаще всего использует для сознательного обдумывания и организации своего внутреннего опыта. Сквозь время --. расположение временной линии, при котором прошлое находится позади вас, а будущее -- впереди, при этом "настоящее" проходит сквозь ваше тело. Сознание -- все, что осознается в данный момент времени. Состояние -- совокупность наших мыслей, ощущений, эмоций. Состояние ассоциированное -- находиться внутри события, глядя на все вокруг своими собственными глазами, будучи полностью вовлеченным в переживание. Состояние диссоциированное -- находиться вне события, глядя на него и слушая его со стороны. Состояние основное -- то состояние разума, которое является обычным и привычным. Состояние эмоциональное -- см. Состояние. Способность -- успешная стратегия выполнения какой-либо задачи. Навык или привычка. Кроме того, способ мышления. Один из неврологических уровней. Стратегия -- повторяющаяся последовательность мыслей и поведения, которая устойчиво приводит к определенному результату. Субмодальности -- тонкие различия, которые мы обнаруживаем внутри каждой репрезентативной системы, качественные характеристики внутренних представлений, мельчайшие кирпичики, из которых строятся наши мысли. Убеждения -- обобщения, которые мы делаем в отношении самих себя, других людей и окружающего нас мира, а также правил поведения в нем; один из неврологических уровней. Упущение -- потеря части информации о событии. Уровни логические -- см. Уровни неврологические. Уровни неврологические -- различные логические уровни опыта: окружение, поведение, способности, убеждения, идентичность и выше идентичности. Ценности -- те вещи, подобные здоровью, которые оказываются важными для вас. Чувствительность сенсорная -- процесс обучения, в результате которого мы учимся обнаруживать более тонкие различия в той сенсорной информации, которую мы получаем из внешнего мира. Один из четырех столпов НЛП. Язык телодвижений -- способ передачи сообщений с помощью тела, без слов или звуков, например, с помощью позы, жестов, выражения лица, внешнего вида и ключей доступа. Якорение -- процесс построения ассоциативной связи между двумя разными событиями. Якорь -- любой стимул, который вызывает реакцию. Якоря изменяют наше состояние. Они могут возникать сами собой, а могут быть установлены и намеренно.