оригинале нет ни слова о "преступной совести" Гермионы; сказано только: "Кажется, несчастная покажет, насколько она страдает, совершив преступление". Как видно из дальнейшего, Гермиону мучит вовсе не совесть, а страх перед Неоптолемом. Ст. 825-839. В этих строфах перевод не передает ритмической симметрии оригинала. Ст. 865. Симплегады. - См. примеч. к ст. 794. Ст. 874. ...отец бы потерпел... - По афинскому гражданскому праву муж мог вернуть провинившуюся жену ее отцу, - правда, вместе с полученным за нею приданым. Ст. 889. Моих полей не видно...- В оригинале ход мысли противоположный: хоть владения Ореста далеки от царства Гермионы, она все же остается его (двоюродной) сестрой. Ст. 908. Для пленницы...- Неудачный перевод, в котором опущено самое главное: "Для пленницы, жены Гектора" (убитого Ахиллом). Ст. 975. ...в дом, изгнаннику закрытый...- Орест хочет сказать, что и собственный дом недоступен ему после убийства матери. Ст. 977-981. ...я палач...- Уже здесь с поступка Ореста отомстившего Клитемнестре за убийство Агамемнона, совлекается всякий ореол святости или справедливого воздаяния (см. вступ. статью, с. 21) Ср. ст. 1027 - 1036. Ст. 985-986 обычно относят к речи Ореста. Ст. 1009-1026. По старинному преданию, Аполлон вместе с "царем морей" Посейдоном в течение года находились в услужении у троянского царя Лаомедонта, для которого они возвели мощные крепостные стены Трои. Однако Лаомедонт не заплатил им обещанной платы, чем в "Илиаде" и объясняется нена- висть Посейдона к троянцам (XXI, 441 - 460). Ст. 1019. Симоент - река на Троянской равнине. Ст. 1021. ...Беспобедных венцов? - По оригиналу: "Неувенчанных убийств". Ст. 1073. Нету тебя...- Из трех стихов оригинала сделаны два и пропущено, что Неоптолем погиб от рук дельфийцев и микенского чужеземца, т. е. подговорившего их Ореста. Ст. 1156 сл. пропущены Анненским. В переводе Зелинского: Близ алтаря лежащего, они Его извергли из ограды храма. Ст. 1161-1165. Еще одно выражение религиозного скепсиса Еврипида, предвещающее антидельфийскую направленность "Электры" и "Иона". Ст. 1228-1230. Слова хора ясно показывают, что Фетида появляется над орхестрой, то есть выступает в частой у Еврипида роли "бога с машины". Ст. 1239-1240. На алтарь дельфийский ты возложишь это тело... - Так как традиция единодушно указывала могилу Неоптолема в Дельфах, Еврипид не мог и не хотел ее нарушить. Траурная же процессия с телом убитого, принесенным из Дельф в Фессалию, понадобилась ему для плача Пелея и трогательного финала с участием Фетиды. Ст. 1245. Гелен - сын Приама, оставивший Трою до ее падения и воцарившийся в Эпире, в стране молоссов. Поэтому в историческое время эпирские цари (и в том числе знаменитый Пирр) возводили свой род к Ахиллу. Ст. 1259. ...не оросив сандалий...- Перед Пелеем расступятся морские волны; ср. "Илиада", XVIII, 65 сл. Ст. 1260-1262. ...на Белом берегу его чертог...- Несохранившаяся эпическая поэма "Эфиопида" повествовала, что Ахилл после смерти был перенесен Фетидой на остров Белый в Черном море (теперешний о. Фидониси) - вариант сказания о блаженной стране, где после земной смерти ведут безмятежную жизнь великие герои (ср. "Труды и Дни" Гесиода, ст. 168-173). Ст. 1265. Мыс Сепиада (ныне Агиос-Георгиос) - крайняя юго-восточная оконечность горы Пелион; здесь, по преданию, Пелей впервые овладел Фетидой (ср. ст. 278), и вся прибрежная полоса считалась в древности священным местопребыванием морской богини. Ст. 1270 в переводе пропущен: И по умершем прекрати печаль. (Зелинский) Ст. 1284-1288. Заключение, одинаковое в "Алькестиде", "Елене" и "Вакханках" и восстановленное здесь по аналогии с ними из редактуры Зелинского. В переводе Анненского (в рукописи РГАЛИ отсутствует): Много масок судьба бережет... Боги многое нам, И когда потеряем надежду, дают, А надежное рушат... Но путей божества не узнает никто. Это - драме да будет конец. В.Н. Ярхо