но для социализма. Пусть это немного, но уже сопоставимо с западными стандартами среднего класса, учитывая, что мы гораздо меньше тратим на жилье, коммунальные услуги и т. д. Но научившиеся выживать в новых условиях десятки миллионов не интересны магнатам масс-медиа. У этих людей нет идеологии, нет права голоса... ...Ни Ельцин, ни Черномырдин так и не смогли объяснить людям, что революция колоссальных социальных возможностей уже произошла. Что эти возможности людям предоставлены и часть достижений реформ ими уже освоена. Она стала неотделима от нашего быта -- без очередей и дефицита... Прошлое имеет тенденцию быстро забываться, но и возвращается оно так же стремительно, если в обществе не осознана ценность настоящего". Известия 29 июня 1999 г. Из большой статьи Д. Дондурей "Невоодушевленная страна" "Единственный по-настоящему плачевный итог последних лет: противники обновления России сумели убедить народ, что реформы, в сущности, провалились. Что все надежды, все тяготы были напрасны. Мы так устали от неприятных событий, что в отравленной ежедневным компроматом атмосфере у нас атрофировалась чувствительность к смыслу. Любой сюжет политической или обыденной жизни лишь умножает ощущение невосполнимой утраты... Последний раз чувство, описываемое словами "национальное воодушевление", мы испытали в августе 1991 года. Не получив поддержки, оно иссякло. А "просто" жить в перманентном экономическом и идейном кризисе -- не получается... Теперь, когда большие цели (по старому -- идеалы) обесценились, трагедийное восприятие повседневной жизни оказалось такой же ложью, как и прежняя, исключительно позитивная интерпретация реальности. Ведь отменить значение идеалов как материальной силы невозможно. Реформы осуществляются в головах миллионов Сегодня надо иметь мужество признать: творческая интеллигенция России -- те, кто профессионально занимаются производством и распределением значимых для общества смыслов, -- в очередной раз проиграли холодную (идейную) войну коммунистам. С 1956 по 1991 год она противостояла социалистической идее, вышибала в обществе рабское сознание, платила за это жизнью, сломанной судьбой, в лучшем случае -- эмиграцией. Казалось, что любые тяготы, тем более нынешние, не идут ни в какое сравнение с завоеванием свободы. А драма заключается в том, что никто не озаботился осознать и объяснить обществу какой будет плата за невероятные, но доказанные всемирной историей перспективы, которые сулит отказ от социализма и всех его масок и разновидностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Без пропаганды Один из архетипов нашего интеллигентского сознания -- едва ли не врожденная ненависть к пропаганде, которая, естественно, ассоциируется только со всякой гнусью. С прислуживанием власти в первую очередь. Не зазорно посадить население огромной страны на иглу страха, лишь бы тебя не заподозрили в прожектерских и инфантильных для прогрессивного интеллектуала (притом западника) позитивных устремлениях... Либералы до сих пор тешат себя тем, что честная позиция не предполагает каких бы то ни было обещаний соотечественникам. Но, во-первых, почему обещание непременно связаны с дешевым популизмом и обманом -- продажей воздуха? А, во-вторых, не обещать -- значит лишить людей представления о собственном будущем, отказать в инициировании настоящего. В-третьих, не обещать -- значит оставить без поддержки тех, у кого нет душевных и интеллектуальных сил трезво оценить ситуацию. И действовать! А ведь без чувства надежды, без личных мифов люди впадают в состояние невроза и неадекватно воспринимают даже то, что с ними объективно происходит. В начале 1977 года, когда рейтинг Немцова был сравним с популярностью Зюганова, вице-премьер вместо того, чтобы забавлять страну пересаживанием нескольких чиновников на самокаты, имел все шансы собрать социально активную и телевизионно-заметную партию "Молодая Россия". Мог работать со студенчеством. С нестарыми предпринимателями. Молодые люди вот уже десять лет задыхаются от отсутствия настоящих и -- что важно -- реальных целей... Кто мешал нашему знаменитому нижегородцу вместе с Билом Гейтсом, когда тот был в Москве, обратиться к своему скучающему электорату с нелицеприятным разговором о будущем России в наступившей интернетовской цивилизации? Почему не объяснил ему, что у философии "пофигизма" и содержательной помойки нет перспектив? Эффективная пропаганда -- это, во-первых, технология и, во-вторых, повседневная работа. Если каждый день в течение шести лет твердить "правительство Гайдара и Чубайса", то никакие ссылки на то, что один был премьером всего 11 месяцев, а второй годами боролся с антилиберальным большинством кабинета, вообще не имеют смысла. Если люди готовы видеть социальных террористов, врагов народа -- они их увидят..." В заключение несколько слов от автора Уважаемые читатели, в самом начале этой книги я упомянул о том, что во время встречи нового 1985-го года мои интеллигентные друзья были твердо убеждены, что "ничего к лучшему у нас измениться не может". А ведь это было еще время полной несвободы, которая нас тогда особенно тяготила. Быть может, если мы попытаемся спокойно, по-крупному, осмыслить наше настоящее, нам удастся найти в нем основания для надежды на улучшения в относительно недалеком будущем. В случае успеха такой попытки, давайте, подобно древнему Сократу, постараемся убедить в этом возможно большее число людей, с которыми нас сталкивает жизнь. Наверное, это самое лучшее, что мы можем сейчас сделать.