клонности злоупотреблять ею, чем народ русский" ("Россия и Европа", СПБ., 1895, стр. 533 и сл.).
47) "Записка", стр. 32.
48) К. Аксаков, т. I, стр. 284, 147.
49) Цит. соч., стр. 46.
50) "Общая земская дума в России", Berlin, 1887, стр. 40.
51) Т. I, стр. 18. Курсив мой (Н. У.).
52) Т. V, стр. 156. Именно в силу такой веры в совесть человеческую, земский собор древней Руси не связывал формальными узами верховную волю царя, -- "Земский собор есть мнение Земли, есть душа Земли, душа, которая в подпору себе ничего не имеет, кроме себя самой, кроме свободного слова, в котором она выражается" (К. Аксаков, т. I, стр. 290).
53) Т. V, стр. 505, статья о Ф. И. Тютчеве в "Русском Архиве", стр. 195, 6. Ср. К. Аксаков, т. I, стр. 285 и сл.
54) Сочинения, изд. Маркса, т. Х, стр. 51.
55) Т. I, стр. 23.
56) Т. I, стр. 18, курсив мой (Н. У.).
57) К. Аксаков, т. I, стр. 150; И. Аксаков, т. V, стр. 23.
58) Сочинения Юрия Самарина, т. ХII, стр. 156.
59) Т. VIII, стр. 133.
60) В настоящее время нет, конечно, нужды доказывать, как далеки от действительности были славянофилы, восторгаясь эпохою первых Романовых. Известно, что была эпоха хронических народных мятежей, причем "в этих мятежах, -- отмечает В. О. Ключевский, -- резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось церемониалом и церковным поучением: ни тени не то что благоговения, а и простой вежливости и не только к правительству, но и к самому носителю верховной власти". Сравнение новой династии со старой отнюдь не свидетельствует в пользу новой: при старой династии, -- пишет тот же историк, -- Москва не переживала таких бурных проявлений народного озлобления против правящих классов, не видывала такой быстрой смены пренебрежения к народу заискиванием перед толпой, не слыхала таких непригожих речей про царя, какие пошли после мятежа: "царь глуп, глядит все изо рта у бояр Морозова и Милославского, они всем владеют, и сам государь все это знает да молчит, черт у него ум отнял" (В. О. Ключевский, "Курс русской истории", ч. III, Москва, 1908, стр. 309, 170). "Один костер протопопа Аввакума вполне достаточен, чтобы осветить всю вопиющую фальшь славянофильской доктрины", -- решительно утверждает в своей полемике с учением славянофилов Вл. С. Соловьев (Собр. соч., изд. I, т. V, стр. 189.).
61) Т. I, стр. 16.
62) Ср. С. А. Венгеров, Сочинения, т. III, стр. 59--60.
63) "Записка", стр. 35, 36; И. Аксаков, т. V, стр. 50.
64) Цит. соч., стр. 12, 13.
65) "Русский Архив", 1890, No 1, стр. 154; ср. С. А. Венгеров, цит. соч., стр. 72--74.
66) Ср. И. Аксаков, т. V, стр. 104. Хомяков называл деятельность Петра "страшной, но благодетельной грозою". Однако, и он резко осуждал ее односторонность, ее враждебность "жизненной цельности".
67) И. Аксаков, т. V, стр. 146.
68) Т. I (нового издания), стр. 392.
69) "Записка", стр. 40.
70) "Записка", стр. 39.
71) "Дневник Веры Сергеевны Аксаковой", СПБ., 1913, стр. 15. Необходимо вообще отметить, что дневник этот, относящийся к эпохе крымской кампании и первых месяцев царствования Александра II, свободный от цензуры, чрезвычайно ярко отражает собою всю ту степень оппозиции, которую встречала у славянофилов политика тогдашнего правительства. Ср. особ. стр. 8, 15, 115.
72) Цит. соч., стр. 54, 57.
73) К. Аксаков, т. I, стр. 54; И. Аксаков, т. V, стр. 18, 19, 78; т. VI, стр. 542; т. VII, стр. 631.
74) Исходя из этих элементов славянофильской мысли, П. И. Новгородцев утверждает, что "политическое значение славянофильства состоит... в защите прав народа, как живого и самобытного целого, против произвольных действий абсолютизма, защите живой души народа против посягательств на нее сверху" (См. журнал "Вопросы Жизни", 1905, No6, стр. 355.).
75) Сочинения, т. I, стр. 109.
76) И. Аксаков, т. V, стр. 45; К. Аксаков, "Записка", стр. 48.
77) Связь славянофильства с романтизмом подчеркивает и Пыпин в "Характеристике литературных мнений", СПБ., 1909, стр. 254 и сл. Широкий религиозный и историософский колорит славянофильской публицистики хорошо отмечен у Нестора Котляревского, "Канун освобождения", Петроград, 1916, стр. 168 и сл.
78) Т. I, стр. 30. Ср. мою статью "Национальная проблема у первых славянофилов", "Русская Мысль", 1916, кн. 10.
79) "Братья Карамазовы", глава "Буди, буди". Слова отца Паисия.
80) Oswald Spengler, "Der Untergang des Abendlandes", Erster Band, Mьnchen, 1923, ср. особенно ss. 53 ff., 219 ff.
81) Ср. его "Гибель античной цивилизации", пер. Казнакова, Киев--Лейпциг, 1923, стр. 108 и сл.
82) "Вехи", сборник статей о русской интеллигенции, Москва, 1909, предисловие к 1 изданию.
83) Интересное освещение проблемы власти с точки зрения, в общем, близкой к принципам славянофильства, имеется у К. П. Победоносцева в статье "Власть и начальство", "Московский Сборник", 1896, стр. 247 и сл.
84) В одной из последних своих статей "Существо русского православного сознания" покойный П. И. Новгородцев пытался реставрировать эту сторону славянофильского учения, связывая характерное, по его мнению, для русского народа "отсутствие настоящего внимания к мирским делам и практическим задачам" с исконным качеством русского благочестия и богопочитания -- созерцательностью. См. "Православие и культура", сборник статей, Берлин, 1923, стр. 14--16.
85) Hegel, "Grundlinien der Philosophie des Rechts", Zweite Auflage, Leipzig, 1921,  256, ср. также Zusatz zu,  263 (ss. 194--195, 351--352).
86) Ср., напр., Вл. С. Соловьев, сочинения, изд. I, т. V, стр. 185 и сл.
87) "Du dйveloppement des idйes rйvolutionnaires en Russie", -- см. А. И. Герцен, Полное собрание сочинений и писем, т. VI, Петроград, 1917, стр. 212.
88) Герцен правильно отмечает это слабое место учения славянофилов, -- "исповедуя исторический принцип, они, однако, постоянно забывали, что все, что произошло после Петра I, -- тоже история, и никакая живая сила, не говоря уже о призраках, не в состоянии ни стереть совершившихся фактов, ни устранить их последствий" (там же, стр. 274).
89) Станкевич, "Т. Н. Грановский", стр. 147. Цитирую по В. А. Мякотину, "Из истории русского общества", СПБ., 1906, стр. 327.
90) "Русский Вестник", 1863, No 5; ср. С. Неведенский, "Катков и его время", СПБ., 1888, стр. 209--210.
91) Эта мысль прекрасно выражена Сперанским в его "Введении к уложению государственных законов" 1809 года, -- "Петр Великий во внешних формах правления ничего решительного не установил в пользу политической свободы, но он отверз ей двери тем самым, что открыл вход наукам и торговле. Без точного намерения дать своему государству политическое бытие, но по одному, так-сказать, инстинкту просвещения он все к тому приготовил". См. "План государственного преобразования" графа М. М. Сперанского, Москва, 1905, стр. 21. Ср. также В. О. Ключевский, "Курс русской истории", часть IV, Москва, 1910, стр. 278.
92) Ср. критику этой стороны славянофильской доктрины с монархической точки зрения у Льва Тихомирова, "Монархическая государственность", издание техн. центра зарубежных организаций нац.-мысл. молодежи, Мюнхен, 1923, т. II, стр. 135. "Почему, -- спрашивает автор, -- местное управление не есть дело "властолюбия", а общее, государственное -- дело "властолюбия"?
93) Лев Тихомиров, там же, стр. 135, 136. Ср. также Н. А. Захаров, "Система русской государственной власти", Новочеркасск, 1912, стр. 67 и сл., особенно 298, 299.
94) "...А лисья премудрость до сих пор возится со своей безнадежной проблемою: "дан мир мошенников; требуется привести их совокупную деятельность к честности". Насколько это действительно трудная задача, вы можете убедиться в судебных учреждениях и некоторых иных местах!" (Карлейль, "Герои и героическое в истории", перевод В. И. Яковенко, СПБ., 1898, стр. 318--З19).