и Волховского фронтов было вынуждено ввести в бой силы вторых эшелонов. За три дня боев войска 67-й армии потеснили врага всего на 2 - 2,5 километра, приблизившись к западной окраине Рабочего поселка No5. Войска ее правого фланга так и не смогли преодолеть оборону противника в районе 1-го и 2-го Городков. Со стороны Волхова наступление шло более успешно. Обходя стороной опорные пункты противника, 2-я Ударная армия метр за метром пробивалась к Ленинграду. К вечеру 14 января всего два километра разделяли два фронта. 2 тысячи метров по трупам шли почти четыре дня. Немцы непрерывно контратаковали, бросали в бой свежие силы. Героизм воинов Волховского и Ленинградского фронтов был массовым. Обратимся к воспоминаниям К.А. Мерецкова: "Синявино, Липки, поселок No8. Стоит ли так часто упоминать все эти названия? Стоит! Здесь шли дни напряженнейших боев, преодолевались сотни и десятки метров заветного пути в Ленинград, здесь советские воины совершали подвиги. Один бросился на ствол фашистского пулемета; другой взорвал гранатой себя вместе с десятком вражеских солдат; третий, еще не излечившись от ран, вернулся из медсанбата в строй; четвертый дополз под огнем до занятого врагами поселка, засел в крайнем доме и отбил несколько атак фашистского подразделения, пока не подоспело наше подкрепление". 18 января в 9 часов 30 минут на восточной окраине Рабочего поселка No1 произошла встреча частей 2-й Ударной и 67-й армий. Спустя два часа подобная же встреча произошла в районе Рабочего поселка No5. В 16 часов в руки советских войск перешел Шлиссельбург. К концу дня от врага была полностью очищена вся территория южнее Ладожского озера шириной... 8-10 километров. Немцы избежали окружения, вывернулись и очень больно "укусили" наседавшие на них полки Красной Армии. Блокада была прорвана, но бои продолжались. Директива Ставки требовала разгрома немцев под Ленинградом. Только после этого войска следовало отвести на зимние квартиры. В воспоминаниях участников событий января 1943 года разговор о боях в южном Приладожье обычно заканчивается самим фактом прорыва блокады Ленинграда: пробили узкий коридор, добились успеха - это и есть победа. На этой оптимистической ноте и заканчивается описание сражения. На самом деле оно продолжалось с предельным ожесточением и 19 января, и 23 января, и 26 января... 27 января 2-я Ударная армия ценой огромных жертв овладела Рабочим поселком No6, вышла на железнодорожную ветку, идущую от 1-го Городка на юго-восток. Дальше ей продвинуться не дали. Она не выполнила поставленную задачу. За десять дней боев армия потеряла 43 тысячи человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. 67-я армия потеряла за неделю боев 32 тысячи человек. Она тоже не вышла на обозначенные в директиве Ставки рубежи. К 26 января силы советских армий были исчерпаны. Разгром врага опять не получился. Немецкие соединения, которые противостояли 67-й армии, потеряли в боях 16 тысяч человек убитыми и ранеными. Почти в три раза были меньше потери противника и в полосе наступления 2-й Ударной армии. 1 февраля 1943 года Ставка уточняет план операции "Искра" и требует от командования Ленинградского и Волховского фронтов нанесения новых ударов по противнику. Опять указывается на необходимость выхода в тыл Синявинской группировки противника, прорвав фронт в районе Макарьевской пустыни - в том самом месте, где весной 1942 года 54-я армия проводила Любанскую операцию, пытаясь пробиться навстречу 2-й Ударной армии. 10 февраля пошли в наступление 55-я армия Ленинградского фронта и 54-я армия Волховского фронта. Войска Ленинградского фронта сумели с трудом преодолеть только первую линию обороны противника в глубину на 5 километров и встали. 54-я армия, как под Погостьем, уложив на снег несколько полков, остановилась, продвинувшись вперед на 3-4 километра севернее Смердыни. В целом потери наших войск в январско-февральских боях превысили 200 тысяч человек убитыми и ранеными. В волховских госпиталях стоял сплошной стон. А эшелоны с передовой все подходили и подходили. Но эти стоны заглушали радостные крики - блокада прорвана. Народ ликовал. Чтобы не быть голословным в оценке операции "Искра", приведу документ, который трезво оценивал все случившееся в южном Приладожье. 27 февраля Ставка ВГК направила директиву командующим Ленинградским и Волховским фронтами, а также представителям Ставки К.Е. Ворошилову и Г.К. Жукову, в которой говорилось: "Проведенные операции Ленинградского и Волховского фронтов не дали ожидаемых результатов. Основным недочетом наступательных операций Ленинградского и Волховского фронтов явилось то, что 67-я и 2-я Ударная армии действовали порознь и каждая на своем участке обязывалась прорывать сильно укрепленную полосу противника, что привело к распылению сил и средств, к бесцельным большим жертвам в живой силе и технике. С этими недочетами необходимо покончить. Ставка Верховного Главнокомандования приказывает: 1. Наступление 55-й и 67-й армий Ленинградскою фронта, 2-й Ударной и 54-й армий Волховского фронта прекратить. 2. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов закрепиться на занимаемых рубежах, вести активную разведку с целью выявления слабых мест противника..." В середине марта Ленинградский и Волховский фронты предприняли попытку перейти в наступление, но она тоже оказалась безрезультатной. Линия обороны противника была прорвана в полосе 8-й армии, но немцы подтянули резервы и сумели отбить атаки. Началась распутица, которая опять загнала советские войска в болото. Что касается немцев, то с помощью гражданского населения оккупированных территорий они за две зимы и лето сумели построить в своем тылу хорошие дороги, которые позволяли им быстро перебрасывать резервы на наиболее опасные участки фронта. Слаженно, грамотно работали штабы 18-й армии и дивизий вермахта. Они умело распределяли силы, своевременно проводили перегруппировку войск, планировали и руководили контрударами, которые наносили большой урон советским войскам. Очень хорошо действовала немецкая разведка, в том числе и агентурная. За десять недель тяжелейших боев начала 1943 года 18-я немецкая армия потеряла 95 тысяч человек, но сохранила за собой стратегически важные Синявинские высоты, которые господствовали над болотистой местностью. И все-таки при всех неудачах, больших потерях, нерешении в полном объеме поставленных стратегических задач, операция "Искра" оказала положительное влияние на все последующие боевые операции в Приладожье. Войска воспряли духом - немцев можно побеждать. После операции "Искра" стратегическая инициатива полностью перешла к советским войскам. С весны 1943 года немецкие войска только оборонялись, нанося незначительные контрудары, которые не меняли положения на фронте. Прорыв блокады Ленинграда в Волхове был встречен с восторгом. 18 января около полуночи диктор торжественным голосом передал по радио сообщение Совинформбюро: "На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших Ленинград. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Неву, наши войска в течение семи дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли: город Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты Марьино, Московская Дубровка, Липки, рабочие поселки No 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, станцию Синявино и станцию Подгорная. Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым ПРОРВАЛИ БЛОКАДУ ЛЕНИНГРАДА!" В паровозном депо прошел многолюдный митинг, на котором железнодорожники обязались сделать все возможное, чтобы больше доставлять Ленинграду грузов. Машинист М. Богданов, выступая на нем, сказал: "Когда я прослушал сообщение Совинформбюро "В последний час", то прослезился от радостного волнения. Прежде всего мы должны приветствовать славных бойцов, а также маршалов, руководивших операциями. На успехи нашей армии мы ответим самоотверженным трудом. Кроме того, я вношу на эскадрилью самолетов 1000 рублей". Машинист И. Яшков призвал на митинге к самоотверженной работе и внес предложение организовать соревнование среди паровозных бригад за честь вести первый поезд в Ленинград. Тут же на митинге он внес 1000 рублей в фонд обороны. В городе прошло 62 многолюдных митинга, посвященных прорыву блокады Ленинграда. Воодушевленные успехами Рабоче-Крестьянской Красной Армии 3117 рабочих, инженерно-технических работников и служащих Волхова дополнительно внесли в фонд обороны 419531 рубль, на которые можно было построить шесть самолетов-истребителей. На железнодорожном узле вышел бюллетень газеты "Голос ударника" в количестве 250 экземпляров с текстом Совинформбюро "В последний час". Митинг был проведен и среди эвакуированных ленинградцев, которые на станции Волховстрой-1 ожидали отправления в глубокий тыл. В коллективах предприятий и организаций Волхова начался сбор подарков для Красной Армии. Государственный Комитет Обороны принял решение в кратчайшие сроки построить железнодорожную линию Поляны - Шлиссельбург и мосты через Неву и реку Назия. На все отводилось 20 дней. Эта задача была возложена на Управление военно-восстановительных работ (УВВР-2), железнодорожные войска фронта и спецформирования НКПС. Начальником строительства был назначен Иван Григорьевич Зубков - начальник УВВР-2. Еще рвались снаряды и мины, еще не были убраны убитые с поля боя, а военные железнодорожники уже взялись за устройство насыпи, начали прокладку рельсов. Работали круглые сутки. 33-километровый участок Поляны - Шлиссельбург с промежуточными станциями Липки и Междуречье был построен за 18 дней. Деревянный мост через Неву был сооружен за 13 дней. Вся эта трасса была передана для эксплуатации волховстроевским железнодорожникам. В феврале и марте еще шли ожесточенные бои, но "дорога Победы", как ее назвали ленинградцы и волховчане, уже начала действовать. Поезд в Ленинград В кинохронике военных лет можно увидеть прибытие в Ленинград первого прямого поезда с Большой земли после прорыва блокады. На паровозе большой портрет И.В. Сталина, еловые гирлянды. Все руководство Ленинграда, тысячи людей пришли на Финляндский вокзал, чтобы выразить свои чувства радости трудовой победой над врагом. Позднее, когда активно разоблачался культ личности товарища Сталина, идеологические надсмотрщики приказали заретушировать на паровозе портрет вождя. Почти тридцать лет в февральские и майские праздничные дни волховстроевский паровоз ЭУ-708-64 на подправленных кадрах кинохроники прибывал на Финляндский вокзал без портрета Сталина. Только в начале 90-х ретушь смыли, восстановив историческую справедливость. На документальных фотографиях, многократно воспроизведенных в исторических трудах, мемуарах, произошло то же самое. На одних есть портрет Сталина, а на других его нет. А паровоз был один, и поезд с Большой земли так торжественно прибывал на Финляндский вокзал только 7 февраля в 12 часов 10 минут - не раньше и не позже. Так было всегда в России - нередко ее историю ретушировали в угоду политическим симпатиям и антипатиям. Но поезд все-таки прибыл в Ленинград - с портретом или без него. Это было для ленинградцев вторым выдающимся событием начала 1943 года после прорыва блокады. ...2 февраля по вновь построенной линии Поляны - Шлиссельбург прошел пробный поезд. Кто его вел из волховстроевских железнодорожников, неизвестно. Но не было сомнения, что с состоянием новой ветки, ее особенностями должны были познакомиться и те, кому предстояло вести и первый поезд. Ответственное задание получила бригада старшего машиниста Ивана Пироженко. В одной смене на паровозе ЭУ-708-64 работали три Ивана - сам Пироженко, помощник машиниста Иван Харин и кочегар Иван Антонов. Но этот же паровоз обслуживали машинист М.К. Кузнецов, помощник машиниста В.С. Дятлев и кочегар Ф.В. Клыков. Вшестером они и составляли бригаду, старшим машинистом которой был Иван Пироженко. Поэтому подбор людей для первого рейса в Ленинград не был случайным. Когда говорили о передовой бригаде Пироженко, то имели в виду не только его и тех людей, с которыми он ездил в поездки, а всех паровозников, которые обслуживали ЭУ-708-64, в том числе Кузнецова, Дятлева и Клыкова. Перед рейсом бригаду Пироженко вызвали к руководству депо. "Вы поведете секретный поезд в Ленинград. Это имеет очень важное значение", - сказали передовикам-железнодорожникам. Сначала решили, что в Ленинград поезд поведут Иван Пироженко, Иван Харин и Иван Антонов, а в обратный путь их сменщики Кузнецов, Дятлев и Клыков. В последний момент по непонятным причинам И. Харина заменили на В. Дятлева. Одни говорили, что Харин вроде бы приболел, другие - что Дятлев был более опытным помощником и руководство решило подстраховаться. Когда собирались в дорогу, о славе не думали, были все шансы погибнуть на участке дороги, который простреливался вражеской артиллерией. Маршрут был такой: "дорогой Победы" через "коридор смерти". И не было гарантий, что голова останется целой. Это уже после войны, спустя двадцать лет, начались разговоры про славу, про заслуги, кто больше сделал для Победы. Паровоз ЭУ-708-64 готовил к секретному рейсу слесарь Иван Васильевич Мурашов. В маршрутном листе главный кондуктор Ф.И. Кудряшов химическим карандашом написал время отправления из Волховстроя - 17 часов 43 минуты. Кроме резервной бригады поезд сопровождали машинист-инструктор М.И. Быстров, поездной вагонный мастер Ф.Д. Богданов, ревизор Владимир Васильев, медсестра Т.С. Рязанова и фельдшер Л.С. Сенина. Рейс во всех отношениях был ответственным. Регулярное железнодорожное сообщение с Большой землей давало ленинградцам нравственные силы, вселяло уверенность, что в скором времени блокада героического города будет снята полностью. Поэтому первый поезд в Ленинград было поручено сопровождать ответственным руководителям заместителю начальника Кировской дороги, уполномоченному НКПС В.М. Виролайнену, секретарю парткома паровозного депо С.Г. Титову, начальнику политотдела К.В. Пташкину, начальнику паровозного отделения А.М. Алексееву, начальнику ВЭО-3 А.П. Пичугину. Перед отправлением паровоз украсили хвойными ветками и прикрепили плакат "Пламенный привет героическим трудящимся города Ленина!" Поезд отправился в трудный путь. За паровозом прицепили цистерну с водой, за ней классный вагон с резервной бригадой и сопровождающими, а затем вагоны с продовольствием - 800 тонн ценного груза. Отправились по маршруту Волховстрой - Жихарево - Поляны - Междуречье - Левобережье - Кушелевка - Ленинград. Как отметил в маршрутном листе главный кондуктор Ф.И. Кудряшов, на станции Войбокало поезд простоял четыре часа из-за сильного артобстрела. Вот как описывал дальнейший путь кочегар знаменитой паровозной бригады И.А. Антонов: "На разъезде Междуречье к нам на паровоз пришел военный. Он проверил светомаскировку и дал указание - левую сторону полностью завесить брезентом. Выход на тендер из будки тоже замаскировали, чтобы при забрасывании дров в топку из нее не было видно огня. Вместо фар установили керосиновые буферные фонари со светомаскировочными жалюзи. От станции Междуречье до Левобережья следовали под артиллерийским обстрелом. Состав шел под прицельным огнем противника, в некоторых местах от вражеских позиций нас отделяло 3-4 километра. Огонь был перекрестный - с одной стороны била наша артиллерия, с другой - вражеская. Снаряды летели над нами в ту и другую сторону. То и дело слышались оглушительные взрывы. К счастью, ни один снаряд не попал ни в паровоз, ни в поезд. Впоследствии этот страшный участок мы называли "коридором смерти". Этот участок мы миновали без всяких документов на право занятия перегона - без жезлов и путевых телеграмм. На станции Левобережье была вынужденная остановка - стояли больше двух часов. И вот, наконец, едем по низководному мосту - свайно-ледовой эстакаде. Переезд по мосту, который раскачивался из стороны в сторону, "дышал", как говорили тогда, был едва ли не самым жутким моментом в нашей поездке. Потом этот мост заменили автодорожным. В Шлиссельбург приехали в шестом часу утра. После продолжительной остановки двинулись дальше. Миновали Мельничный Ручей. Перед Ржевкой случилось ЧП - отказал левый инжектор. Замерзла вода в инжекторной трубе водоприемного рукава. Положение было спасено благодаря находчивости машиниста Пироженко. Мы вытащили из топки небольшие горящие чурки и стали отогревать фланцы и гайки водоприемного рукава. На это потратили минут 10. И вот станция Кушелевка. Здесь нам сказали, что встреча намечена на 7 февраля. Состав остался в Кушелевке, а бригада ночевала в депо Финляндского вокзала". Помощник машиниста В.С. Дятлев тоже оставил воспоминания об этом событии. Он уточняет некоторые детали: "На разъезде Междуречье к нам на паровоз пришел В.М. Виролайнен - заместитель начальника Кировской дороги. Он проверил светомаскировку на паровозе и дал указание: левую сторону в будке машиниста полностью завесить брезентом. Выход на тендер из будки тоже замаскировали... На расстоянии примерно в триста метров один от другого были замаскированы военные дозорные, которые вели наблюдение за состоянием пути и в случае опасности они немедленно бы нам просигналили. От немецких позиций нас отделяли четыре-пять километров. На станции Левобережье нам пришлось долго стоять: обнаружилась ли неисправность пути или мост через Неву был не готов - точно не знаю. Но могу сказать, что переезд по мосту через Неву, который раскачивался из стороны в сторону, был едва ли не самым страшным моментом. Впоследствии этот мост заменили другим..." Когда перед Ржевкой произошло ЧП, заместитель начальника Кировской железной дороги В.М. Виролайнен упал в обморок. Его оттащили от паровоза и привели в чувство. Сказалось нервное напряжение двух последних суток. Именно Виролайнен персонально отвечал за успех операции. На последнем перегоне он залез в будку паровоза и стоял за спиной Ивана Пироженко. Когда поезд стал прибывать к перрону Финляндского вокзала, Виролайнен оттолкнул машиниста и сам взялся за реверс. Ленинградцы приветствовали его как человека, который привел первый поезд в осажденный город. Павел Лукницкий в книге "Сквозь всю блокаду" так описывает эту встречу: "Митинг открывает П.С. Попков. Глянув на пробитую снарядами крышу над дебаркадером, на поезд, на сгрудившихся вокруг трибуны людей, он предоставляет слово секретарю партбюро Волховстрой машинисту Серафиму Георгиевичу Титову. Титов рассказывает о тех, кто победил в соревновании за право вести первый поезд: о машинисте Пироженко, главном кондукторе Кудряшов, вагонном мастере Богданове, славит Красную Армию, прорвавшую блокаду Ленинграда. Затем начальник строительства новой железнодорожной линии и моста через Неву И.Г. Зубков рассказывает, как строители под огнем противника проложили тридцать три километра линии за четырнадцать дней... Слышу голос с трибуны: - Сегодня открывается постоянное и регулярное сообщение Ленинграда со страной! На часах - ровно полдень. Митинг заканчивается рапортом начальника дороги: - Поезд номер семьсот девятнадцать рейсом Ленинград - Волховстрой, пятьдесят осей, восемьсот тонн, ведомый машинистом Федоровым, к отправлению в Челябинск готов!" Железнодорожникам был устроен торжественный прием. Отдохнув в Ленинграде два дня, бригада Ивана Пироженко отправилась в Волховстрой порожним рейсом. До Шлиссельбурга вели состав М.К. Кузнецов, И.В. Харин и Ф.В. Клыков. А со Шлиссельбурга, то есть по самому опасному участку, поезд по указанию машиниста-инструктора М.И. Быстрова вел И.П. Пироженко вместе со своей сменой - помощником И.В. Зариным и кочегаром А.И. Антоновым. Так и ехали до самого Волховстроя. Дорога начала действовать. Но подвоз грузов по ней был крайне затруднительным из-за близости фронта. В феврале - марте в Ленинград проследовало всего 126 поездов, в обратном направлении - 138. В этот период большая часть грузов перебрасывалась по льду Ладожского озера по военно-автомобильной дороге, которую и в Ленинграде, и в Волхове называли Дорогой жизни. Только в мае интенсивность движения поездов начинает возрастать. С февраля 1943 года по февраль 1944 от Волховстроя до Ленинграда и обратно было проведено 4700 поездов. В среднем ежесуточно волховстроевские железнодорожники доставляли в Ленинград 15-20 тысяч тонн грузов. В 1943 году немецкий военный журнал "Адлер" писал: "Ландшафт дороги, по которой сумасшедшие красные машинисты водят поезда в осажденный город, скорее напоминает лунный, чем земной". Все подходы к мосту через Неву и вдоль железнодорожной линии были изрыты воронками от снарядов и авиабомб. Ветка обстреливалась непрерывно, но поезда шли. Шли, несмотря ни на что. В книге "Железнодорожники в Великой Отечественной войне", изданной в Москве в 1985 году, рассказывается, в каких условиях работали в те годы волховстроевские железнодорожники, в том числе и путейцы, которых возглавлял Александр Ильич Рыков: "В последние дни апреля фашисты остервенело бомбили станцию Волховстрой и подходы к ней... В мае массовые налеты продолжались. При каждом налете выводились из строя пути. Но восстановители работали неустанно и перерывов в движении поездов длительностью более двух часов практически не допускали. В Наркомате путей сообщения следили за положением дел в этом важнейшем для Ленинграда узле. Своевременно оказывалась помощь в быстрейшем восстановлении разрушенных объектов. Восстанавливали пути обычно сами железнодорожники под руководством начальника дистанции пути А. И Рыкова. Только при очень больших разрушениях привлекались воинские части". Путейцы, в основном женщины, таскали за веревки рельсы, в короткие сроки меняли разрушенные стрелочные переводы, обеспечивали движение поездов. Осенью 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства в трудных условиях Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда 127 железнодорожникам страны. Среди них был и начальник Волховстроевской дистанции пути А.И. Рыков. В торжественной обстановке награда ему была вручена в Вологде в управлении Северной железной дороги. Немецкое командование решило стереть с лица земли Волховстроевский железнодорожный узел. Именно на 1943 год приходятся самые ожесточенные бомбардировки. Диверсионные группы противника проникали в тыл и взрывали железнодорожное полотно, чтобы приостановить продвижение поездов в сторону Ленинграда. Фашистские истребители гонялись за каждым паровозом. В отдельные дни выводилось из строя до девяти паровозов. На трудовом посту погибли машинисты Ф.Ф. Крюков, А.П. Копнов, И.Н. Клубов, А.В. Нефедьев, помощники машинистов Л.Н. Воробьев, Е.В. Кудашкин, А.М. Кокин, приемщик паровозов А.Д. Блинов, заведующий тепловой промывкой В.И. Цветков, кочегар паровоза А.В. Зимогоров. В апреле 1943 года паровозная бригада А.И. Исакова, следуя с санитарной летучкой от передовой, была атакована фашистскими истребителями. Машинист был убит, помощник машиниста Н.И. Богданов - ранен. Вместе с кочегаром Н.А. Хатовым Николай Иванович сумел увести летучку из Войбокало на станцию Кобона. Машинист А.В. Чернышев, будучи раненным, с большим трудом выполнил маневровую работу на станции Войбокало и привел поезд на станцию Волховстрой. На станции Волховстрой при исполнении служебного долга погибло свыше сорока человек. Только 15 мая 1942 года этот коллектив за одну рабочую смену потерял убитыми 15 человек. Во время работы погибли составители поездов М.И. Спиров, Н.И. Филин, Т.К. Валов, старший помощник начальника станции И.Г. Лебедев, башмачник А.В. Большаков, стрелочник А.Ф. Соткина. В 1943 году этот список пополнился. Заслуги волховстроевских железнодорожников были высоко оценены правительством и народным комиссаром путей сообщения. Свыше 600 работников паровозного отделения в 1943 году были награждены медалями "За оборону Ленинграда". Вчитываясь в документы прошлых лет, чувствуешь дыхание грозного военного времени и настоящий трудовой порыв людей. Мерой всему была самоотверженная работа во имя Победы. А то, что враг будет разгромлен, в этом волховчане уже не сомневались. Они все делали, чтобы приблизить светлый и радостный день окончания войны, хотя до этого дня было еще почти два года. За скупыми строчками отчетов, сводок, телеграмм и резолюций виден незаметный героизм человека труда, который в годы войны был надежной опорой сражающейся армии. Не каждому посчастливилось провести первый поезд в Ленинград с Большой земли, не каждый мог купить на свои сбережения самолет или танк, но вместе железнодорожники Волховстроя совершили подвиг. 3 марта 1943 года Волховский горком ВКП (б) направил Сталину телеграмму-рапорт: "Дорогой Иосиф Виссарионович! Воодушевленные боевыми успехами нашей доблестной Красной Армии на фронтах Отечественной воины трудящиеся города Волхова к ранее собранным 614 тысячам рублей на танковую колонну "Ленинградский колхозник" собрали дополнительно и перечислили в Госбанк 1.205.000 рублей, в том числе на эскадрилью самолетов 327 тысяч рублей. Всего собрано 1.819.000 рублей. Сбор средств продолжается. Желаем Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, здоровья и сил на благо нашей Родины. Секретарь Волховского горкома партии Матвеев". Ответная телеграмма от И.В. Сталина была получена горкомом 1 мая 1943 года: "Передайте трудящимся города Волхова, собравшим 1.819 тысяч рублей на строительство вооружения для Красной Армии, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин". Обмен телеграммами волховчан с вождем происходил и в дальнейшем. В марте 1944 года в адрес коллектива паровозного депо Волховстрой пришла правительственная телеграмма за подписью И.В. Сталина: "Начальнику депо т. Запатрину, секретарю партийной организации т. Васильеву, председателю месткома т. Беленькову. Прошу передать паровозникам депо, собравшим 84.000 рублей на строительство танковой колонны "Железнодорожник Северной", мой братский привет и благодарность Красной Армии". Всего за три военных года коллектив депо дал государству добровольных взносов на сумму 2 миллиона 420 тысяч рублей. Фронту была оказана помощь в ремонте техники и строительстве бронепаровозов, танков, зенитных орудий, бронемашин. По решению коллегии НКПС и ЦК профсоюза железнодорожников была утверждена "Книга производственных подарков Матери-Родине". Из депо в нее были внесены фамилии лучших производственников с описанием их подвига. Вот один из примеров трудового героизма. При чистке топки паровоза упала колосниковая плита. До отправления поезда оставалось 15 минут. Чтобы не срывать график доставки военных грузов, машинист паровоза В.Г. Швецов, рискуя жизнью, влез в горящую топку и поставил плиту на место. Поезд отправился вовремя. Котельщик Н.М. Белоусов, будучи больным, отказался идти домой, пока не закончил ремонт котлов двух паровозов, выведенных из строя вражеской авиацией. Это он на паровозе ЭУ-707-15 в непотушенной топке вместе с котельщиком Фариным произвел ремонт и вовремя выдал паровоз под поезд. Эти люди были занесены в "Книгу производственных подарков Матери-Родине". 15 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на всех железных дорогах было введено военное положение. На период войны рабочие и служащие железнодорожного транспорта объявлялись мобилизованными. Делалось это с целью повышения дисциплины, порядка и организованности. Железные дороги страны не справлялись с возросшим объемом перевозок, особенно для фронта. Это сказывалось на боеспособности Красной Армии, своевременных поставках боевой техники к передовой линии. Постоянные жалобы военных вывели Сталина из себя. Он сделал серьезное внушение Кагановичу, потребовал повысить исполнительскую дисциплину, усилить железнодорожные предприятия кадрами, вернуть специалистов-железнодорожников с фронта на свои рабочие места. В короткий срок были приняты самые решительные меры. Это позволило повысить организованность и поднять производительность на железнодорожном транспорте. Уже 23 апреля волховстроевские железнодорожники выступили с ценной инициативой: отработать определенное количество часов в свободное от основной работы время на восстановлении железнодорожного узла. В этот же день 282 человека вышли восстанавливать разрушенное во время авианалетов путевое хозяйство, системы водоснабжения, линии связи, а также на расчистку территорий от мусора, засыпку воронок от авиабомб. К концу войны из победных рапортов трудовых успехов исчезло имя Ивана Павловича Пироженко. Судьба волховстроевского героя сложилась трагически. Он был отправлен в командировку на север, где был обвинен в совершении преступления. Отбыв наказание, он вернулся в родной Волхов, где жил тихо, но пытался бороться, когда появились многочисленные публикации о первом поезде в Ленинград с Большой земли. У него было особенно много претензий к книге В.М. Виролайнена "Октябрьская фронтовая", в которой бывший заместитель начальника Кировской железной дороги, по мнению бывшего заслуженного волховстроевского машиниста, написал много неправды. При более благоприятном стечении обстоятельств Иван Пироженко мог стать Героем Социалистического Труда. Об этом откровенно говорили многие старые железнодорожники. Но жизнь внесла свои коррективы. Мгинская "мельница" Участник битвы за Ленинград в волховских болотах спустя 50 лет после Победы с горечью вспоминал: "Мы, ветераны, помним вал из трупов в человеческий рост, который приходилось преодолевать, бросаясь в атаку. Мы помним болото перед деревней Гайтолово, забитое трупами, по которым, как по гати, бежали атакующие. Мы помним рощу Круглую, знаменитую когда-то на Волховском фронте, - около нее в августе 1942 года полегли дивизии 2-й Ударной армии. Да и зимой 1943 года при прорыве блокады она стоила нескольких полков. Мы помним дом отдыха в селе Вороново, за который отдали жизни десятки тысяч..." Так в южном Приладожье генералы Красной Армии учились воевать. В 1943 году победно завершилась кровопролитная Сталинградская битва. Успехи на юге, юго-западе, Центральном фронте вселяли уверенность, что, наконец, наступил перелом в войне. Москва салютовала победам и освобожденным городам. У И.В. Сталина было хорошее настроение. Красные стрелы на картах Верховного Главнокомандующего взламывали линии обороны противника. Немцам довелось познать всю "прелесть котлов", ураганы артиллерийских обстрелов и силу массированного бомбометания. Советские войска готовились к решающему сражению на Курской дуге. Только под Ленинградом все оставалось по-прежнему. Попытки провести совместные операции Волховского и Северо-Западного фронтов с выходом в тыл немецкой группы армий "Север" ни к чему не привели. Разведка донесла, что в районе Мги идет методичное накапливание сил противника с явной целью нанести удар по нашим позициям, прорваться к Ладожскому озеру и восстановить блокаду Ленинграда. К этому времени Волховский фронт за счет новых маршевых рот только восполнил потери, понесенные в зимних и весенних боях. Никакого перевеса сил над противником у него не было. Орудия многих батарей требовали ремонта, замены стволов. Не в лучшем состоянии была и материальная часть танковых частей. Ставка отказала командующему Волховским фронтом К.А. Мерецкову в укреплении его войск свежими дивизиями, но пообещала замену всей износившейся материальной части артиллерийско-минометных частей и достаточное снабжение всего фронта боеприпасами. - Свежие дивизии нужны там, где мы громим врага. Нельзя давать ему передышки, - сказал Сталин стоявшему по стойке смирно генералу армии Мерецкову. - А во всем остальном поможем... Буквально через несколько дней после этого разговора на позиции частей Волховского фронта через станцию Волховстрой стали эшелонами прибывать новые артиллерийские дивизионы, сотни вагонов с боеприпасами. К.А. Мерецков со своим штабом разработал план "длительного артиллерийско-авиационного наступления в условиях собственной и вражеской стабильной обороны". В шутку его назвали мельницей, в жерновах которой должна была перемалываться живая сила противника. Суть разработанной операции, по воспоминаниям командующего Волховским фронтом, сводилась к следующему: "Из прифронтовой зоны гитлеровцы угнали почти все мирное население, а оставшееся бежало в лес. Разведка сообщила об этом, и мы могли вести огонь по противнику, не боясь, что заденем своих. Проводится в каком-то месте сильная огневая подготовка. Гитлеровское командование немедленно бросает сюда подкрепления для отражения русской атаки. Мы переносим огонь с первой линии на вторую - и немецкие солдаты тотчас вылезают из блиндажей, бегут к орудиям и пулеметам, чтобы встретить нас. Но никто не наступает, а огненный вал через четверть часа возвращается назад. Затем огневая подготовка в этом месте стихает, чтобы сразу же возникнуть в другом". Два месяца немцы метались с одного места фронта к другому, ожидая удара советских войск. Они перебрасывали резервы на наиболее опасные и ожидаемые участки прорыва, но там тоже никто не наступал. А механизированные колонны врага становились на марше добычей авиации, дальнобойной артиллерии. Такой тактикой фронт измотал противника, уничтожил сотни его танков, орудий, самолетов, тысячи солдат, не понеся сам существенных потерь. Особенно досталось немцам подо Мгой. В штабе 18-й армии начался разброд, командиры полков стали жаловаться на "бездонную мгинскую бочку". Однако они не оставляли мысль о наступлении с целью восстановить блокаду Ленинграда. Правда, немецкое командование начало отвод войск на недоступные для советского артиллерийского огня позиции, оставляя на переднем крае только заслоны. Самые боеспособные, самые проверенные в боях готовились к броску на Мгинском направлении. Тогда и решено было провести локальную операцию Ленинградского и Волховского фронтов силами двух армий - 67-й и 8-й. Направление для главного удара в обоих случаях было одно - Мга. 22 июля после сильной артиллерийской подготовки пехота пошла в атаку. Сразу же удалось захватить первые траншеи немцев. Дальше приходилось драться за каждый метр. Немцы непрерывно контратаковали. В начале августа удалось нащупать слабое место в обороне противника в районе Поречья. Но развить успех дальше не удалось, хотя из резерва была введена в бой 311-я стрелковая дивизия. Целый месяц длились кровопролитные бои. Артиллерия и авиация Волховского фронта методически уничтожали в жерновах "мельницы" вражеские резервы. За небольшой срок подо Мгой были перемолоты части, взятые из 11 разных фашистских дивизий с других участков, 10 местных дивизий, многие артиллерийские части и другие подразделения. Сами несли потери, но не дали врагу перебросить на центральное направление ни одной дивизии. Наступательная операция не достигла своей цели, но все планы врага по восстановлению блокады Ленинграда были сорваны. И опять с передовой на Волховстрой железнодорожники непрерывно выводили санитарные летучки, переполненные ранеными санитарные поезда. В 1943 году появилось немало новых захоронений на Новооктябрьском кладбище и в братской могиле под большой красной звездой недалеко от вокзала. 14 февраля героически погиб заместитель командующего 54-й армией полковник Леонид Маркович Вайнштейн. Со всеми воинскими почестями его похоронили на привокзальной площади. Боевые товарищи писали жене командира: "Леонид Маркович был не только начальником, командиром, но и лучшим другом и товарищем, у которого мы все учились воевать. Громадной волей и энтузиазмом он заражал всех окружающих. С тяжелым сердцем и болью в душе вспоминаем мы тот несчастный день - 14 февраля 1943 года, когда от пули проклятых нами на всю жизнь фрицев оборвалась жизнь замечательного командира, человека, большевика. Погиб он на передовой, лично руководя наступающими частями. Погиб как герой, и правительство, оценив его подвиг, посмертно наградило Леонида Марковича орденом Красного Знамени". Сохранились письма с фронта Л.М. Вайнштейна. Нельзя читать их без волнения. Вот что он писал своей жене: "Всю свою сознательную жизнь работал день и ночь, чтобы проклятой войны не было. Но война началась... Мы ее не хотели, нам ее навязали. Надо отстоять себя, свою честь, свою Родину, тебя и наших деток... И сейчас, когда я чувствую, что приношу пользу общему делу освобождения и разгрома врага, я удовлетворен. Сейчас это мой долг. Дорогая моя! Не будем наивными, ведь бесспорно - лучше не быть на войне и не знать, что такое война. А быть рядом с тобой и детьми - разве это плохо? Нет, это очень хорошо. Нужно ликвидировать врага, тогда и счастье будет возможно. Вот так, дорогие, рисуется мне отношение к войне..." На Новооктябрьском кладбище боевые друзья похоронили отважного танкиста Героя Советского Союза полковника Поля Армана. Он начинал воевать с фашистами еще в Испании, а сложил свою буйную голову под Волховом. Среди фамилий погибших в 1943 году можно встретить и зенитчицу Долгополову. Она была дальномерщицей 214-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. Во время одного из вражеских налетов на Волхов она была тяжело ранена, но продолжала передавать данные на батарею. После боя комсомолку похоронили с воинскими почестями. Бывший командир орудийного расчета Б. Байер вспоминал об этих тяжелых днях: "Нашим дивизионом командовал майор Ипатов, комиссаром был Ковтун. За успешные боевые действия при обороне неба Волхова мы получили благодарность Верховного Главнокомандования. Хочу отметить героизм и отвагу девушек, которые воевали наравне с мужчинами. Санинструктором на нашей батарее была комсомолка Петухова. Она оказывала помощь раненым зенитчикам. Во время одного из налетов девушка сама была ранена и направлена в госпиталь. После выздоровления ее хотели отправить в тыл, но Петухова вернулась на батарею и прошла боевой путь до конца войны. В один из дней фашисты применили "звездный налет", стремясь вывести из строя все зенитные орудия, которые стояли на подступах к Волхову. Во время этого боя орудийный расчет, которым я командовал, был засыпан. Мы не могли вести огонь. Быстро прочистили ствол орудия, извлекли из земли снаряды и снова начали бить по вражеским самолетам. Расчет в этом бою сбил фашистский бомбардировщик. А всего за войну наш расчет подбил двенадцать самолетов противника. Я был секретарем комсомольской организации 3-й батареи дивизиона. В боях под Волховом награжден медалью "За отвагу". Часто вспоминаю своих боевых товарищей - командира батареи Шутова, командира огневого взвода Плакунова, связиста Богрянцева, политрука Терпунова и других. Не все дожили до Победы. Но каждый из нас с честью может сказать, что мы сделали все, чтобы приблизить светлый праздник Победы над врагом". Небо Волхова также защищал 37-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион. Его штаб находился на Кировском проспекте, где сейчас находится автошкола оборонного общества. В середине шестидесятых годов вокруг Волхова еще можно было обнаружить хорошо сохранившиеся артиллерийские позиции зенитных батарей: за Домом культуры железнодорожников, в лесу за вагонным депо, у Гостинополья, у Мурманских Ворот. Более десятка зенитных батарей только ближних окрестностей Волхова боролись с вражеской авиацией. Бывший заместитель командира батареи 3.И. Сахаров вспоминал, когда мы с ним встретились в 1987 году: "Для отражения воздушных налетов наше командование сосредоточило вокруг Волхова несколько зенитных полков. Около сотни зенитных орудий заняли огневые позиции на разных расстояниях от цели, куда стремились попасть фашистские летчики. Наша батарея стояла ближе всех - 500 метров от моста на левом берегу реки недалеко от железнодорожного вокзала. Первый массированный налет немцы совершили 2 июня 1943 года в 5 часов утра. По тревоге с КП полка мы заняли боевые места. Стало известно, что немецкие самолеты группами, эшелонированные по высоте, со всех направлений летели на нас. Через некоторое время мы уже слышали стрельбу дальних батарей. Нарастал гул орудий соседних батарей - близких к нам. Вот пришел и наш черед. Батарея открыла огонь. На нас тоже посыпались бомбы. Пикирующие бомбардировщики с черными крестами группами стали сбрасывать бомбы на наши позиции, чтобы подавить зенитные батареи. Мы отбивались как могли, не забывая вести огонь по основной группе бомбардировщиков, которая бомбила железнодорожный мост и станцию. Сбросив бомбы, самолеты улетали, а затем возвращались назад. И все начиналось сначала. К концу дня на батарее практически все были раненными или контуженными. Тяжелых уносили с позиций. Их места у орудий занимали бойцы из взвода управления и хозчасти, дальномерщики. В боях за Волхов наша батарея сбила 13 самолетов противника". Многие боевые расчеты зенитных батарей были укомплектованы девушками, которые принимали в городе присягу, начинали здесь свой боевой путь. Много среди них было волховчанок. Всем им поставлен памятник - зенитное орудие, ствол которого устремлен вверх. Сохранились свидетельства, каким был Волхов в ту грозную пору, как жили в нем люди: "За окном разрушенный дом - жертва недавней бомбардировки. Волхов изрыт воронками, груды кирпича, остатки пожарищ и везде - осколки, осколки, осколки... В конторе транспортторгпита гражданские много рассказывают о воздушных тревогах - ночных и дневных, говорят, что ужасно действует на нервы вся эта суматоха". "Бомбят часто, особенно Волхов. Поврежденные мосты восстанавливают быстро..." А вот выдержка из дневника: "30 августа 1943 года. Сегодня особенно много писем принесла из Волхова. Письма получаем - радуемся, прочитаем и часто плачем... Кто-то убит, кто-то ранен. Еще вчера Аня Тузова получила письмо от Сергея Горского, который пишет о Ване Павлове, что после тяжелой операции он опять ушел в бой и после боя в подразделение не вернулся - или тяжело ранен, или погиб. Скорей бы кончилась война!" Уже тогда, к концу лета 1943 года, в людях появилась уверенность, что скоро враг будет изгнан с родной земли. Особенно, когда сражение на Курской дуге превратилось в широкомасштабную наступательную операцию Красной Армии. Оборона немцев под Ленинградом была настолько сильной, что в лоб ее было взять практически невозможно. Пока поступали подкрепления, пока полки и дивизии не испытывали недостаток в живой силе, не прекращались попытки проломиться, не считаясь с жертвами, напрямую, кратчайшей дорогой к победе. Но не раз оказывалось, что короткий путь на войне - это путь в вечность. В 1943 году впервые Ставка Верховного Главнокомандования четко заявила командующим Ленинградским и Волховским фронтами - хватит гробить людей, воюйте не числом, а умением, никаких резервов вам не будет. Волховский фронт мог рассчитывать только на те силы, которые ему давали Волхов, ближайшие тылы. За два года непрерывных кровопролитных боев людские ресурсы были практически исчерпаны. Только после этого командующий фронтом К.А. Мерецков стал думать, как одолеть врага имеющимися силами фронта. До этих пор Кирилл Афанасьевич Мерецков придерживался тактики, которую он, командующий советскими войсками, применял в финской войне зимой 1940 года при прорыве линии Маннергейма, - вперед, не считаясь с потерями. Жертв было много. До сих пор не подсчитаны истинные потери финской бойни. В конце 1943 года К.А. Мерецкову приходилось все взвешивать и просчитывать. Только тогда он понял, что сильнейшие немецкие укрепления на высотах Синявино и подо Мгой не залить кровью, в которой бы захлебнулся противник. 7 ноября 1943 года в приказе Верховного Главнокомандующего ставилась задача: "...смело и решительно взламывать вражескою оборону, день и ночь преследовать врага, не давая ему закрепиться на промежуточных рубежах, смелым и умелым маневром резать коммуникации врага, окружать и дробить его войска, уничтожать и захватывать живую силу и технику противника". В штабе фронта была разработана наступательная операция на левом фланге - в районе Новгорода. Ее целью был прорыв фронта южнее и севернее Новгорода, освобождение древнего русского города, удар на Лугу с выходом в тыл группы немецких армий "Север". Началась кровопролитная работа по подготовке успешного наступления. Никогда раньше так тщательно не готовились. С командным составом проводились игры и штабные учения, проработали маршруты движения войск, их материальное обеспечение. Учитывали все до мелочей, специально строили мосты, чтобы в нужном месте пропустить технику, создавали ложные позиции сосредоточения войск - одним словом, делали все, чтобы начать воевать умением. ...С лета 1943 года в передовые части Волховского фронта стали приезжать делегации представителей ленинградских предприятий, Волхова и Волховского района, Тихвина, партизаны, которые не раз ходили в тыл врага. Одни рассказывали, как они помогают фронту, как ждут победы и полного снятия блокады Ленинграда. Партизаны же рассказывали бойцам о зверствах фашистов на оккупированной территории. В июле группа тружеников Волхова и района встретилась с бойцами и командирами Волховского фронта. Делегаты побывали на огневых позициях артиллеристов, на стрельбищах, в блиндажах и землянках гвардейцев. Красноармейская газета поместила материал об этой встрече. В ней также было напечатано выступление члена делегации А.В. Фоминой: "Дорогие товарищи! Колхозники, рабочие транспорта и предприятий Волховского района поручили мне рассказать, как мы помогаем вам громить врага. Наш район прифронтовой, мы чувствуем требование войны больше других и работаем сами по-военному. В 1941 году часть наших земель была оккупирована гитлеровцами. Красная Армия изгнала врага и мы быстро восстановили все. В прошлом году мы дали Ленинграду 1 тысячу тонн овощей. А нынче дадим намного больше: урожай небывало богатый. Всем, чем можем, помогаем фронту. С огромным подъемом прошел у нас сбор средств в фонд обороны. На наши средства построен боевой самолет и мы передали его нашему земляку Герою Советского Союза Василию Голубеву. Вниманием и заботой окружены у нас семьи фронтовиков. На первомайские праздники колхозники преподнесли семьям бойцов и командиров подарки. На днях у нас открылся большой детский дом. Трудящиеся района просили передать вам: бейте ненавистного врага, а мы будем работать еще напряженнее". Делегаты побывали на стрельбище у бойцов в подразделении Ликостева. Делегатка Колюхина попросила: - Товарищ командир, разрешите мне три патрона. Раздалось три выстрела. Боец доложил: - Сделаны три пробоины в центре мишени. - Вот это ловко, - говорили бойцы и командиры. - Не удивляйтесь, - сказала им Колюхина. - Мы занимаемся военной подготовкой и всегда готовы заменить вас не только на фабриках и полях, но и на поле битвы с врагом... После войны Е.В. Колюхина всю жизнь прожила в деревне Новая, работала в совхозе "Чаплинский". Осенью многие труженики Волховского района, убрав урожай в поле, добровольно шли в лесозаготовительные бригады, чтобы помочь Ленинграду с топливом. Невозможно без волнения читать строки газетных заметок той поры. Лесорубу Александре Соколовой был 51 год. Старшие сын и дочь ушли в армию, у нее на руках осталось двое маленьких: "Работаю уже два года, считаюсь опытным лесорубом на лесоучастке. При норме 5 кубометров на пару давали 7. Теперь норму увеличили. Хотя и хуже стали условия для работы: глубокий снег, день короче, да и делянка дальше от дома, но в норму укладываемся. Часто уходим домой с перевыполнением нормы. Работать научились благодаря старанию. Инструмент свой - топор да пилу - содержим в готовности, отточенными и направленными. За два года я одна больше тысячи кубометров дров заготовила Ленинграду. Трудно, ох как трудно, говорю я часто сама себе, придя с работы. А детям моим на фронте разве легче одолевать врага? - будто подскажет мне кто. И поэтому еще злее делаешься в работе". Известно в Волховском районе было имя Анны Антоновой из сельхозартели "Красная стрела". На заготовке леса она постоянно выполняла задания на 150 процентов. В Прусыногорском сельсовете летом 1943 года активно взялись за восстановление разрушенного немцами. Было выстроено 5 домов для колхозников, открыта изба-читальня и школа, в которой осенью начали учиться 100 детей. Возродилась колхозная животноводческая ферма. На колхозных дворах уже насчитывалось 103 головы крупного рогатого скота, 75 овец, подрастало 13 жеребят. Фронт был еще рядом. Фашистские самолеты летали над Волховом, селами и деревнями, бомбили. К концу года Красная Армия на северо-западе уже чувствовала в себе силы, чтобы разгромить врага. Волховский и Ленинградский фронты затаились перед решительным ударом. Немецкая разведка проспала перегруппировку войск, не заметила переброску из-под Волхова 2-й Ударной армии, которая моряками КБФ была доставлена на Ораниенбаумский плацдарм в Приморскую группу войск. Приближался разгром врага под Ленинградом. Новый 1944 год бойцы и командиры Красной Армии встречали с желанием броситься на немцев, чтобы освободить от блокады колыбель революции. Фронт уходит на запад Три года волховчане ждали этого события. В январе 1944 года войска Ленинградского фронта нанесли неожиданный удар по противнику. 2-я Ударная армия под командованием И.И. Федюнинского пошла в наступление с Ораниенбаумского плацдарма, а 42-я армия под командованием И.И. Масленникова - из района Пулково. Засидевшиеся в надежных оборонительных сооружениях немцы не сразу поняли, что произошло. Они рассчитывали, что русские опять будут пытаться прорвать оборону в районе Мги и Синявино. Так было все эти годы. А тут из Ленинграда с раскатистым "ура-а-а" на них навалились совсем не голодные и не обессиленные в блокадном сидении дивизии, а свежие, хорошо подготовленные к наступлению войска. Им удалось взломать оборону противника, захватить все важные опорные пункты. 14 января пошел в наступление и Волховский фронт. Все эти события хорошо описаны в исторической и мемуарной литературе. 27 января вся страна услышала по радио долгожданную весть о полном снятии блокады. В 20 часов на берегах Невы в честь великой победы под Ленинградом впервые прогремело двадцать четыре залпа праздничного салюта из трехсот двадцати орудий. Ликовали ленинградцы, а вместе с ними ликовали и волховчане. На следующий день на предприятиях Волхова и района прошли митинги. В паровозном депо слово взял токарь Б.О. Пиотух: - Доблестные войска Красной Армии гонят врага от стен Ленинграда. Еще большим напряжением в труде ответим на боевые победы Ленинградского и Волховского фронтов. Я обязуюсь сделать свой станок одним из лучших в депо и давать ежедневно по полторы-две нормы. Котельщик Н.М. Белоусов сказал: - Эта блестящая победа Красной Армии вдохновляет на новые трудовые подвиги. Я даю слово поднять производительность труда до 250 процентов, высококачественно и досрочно ремонтировать котлы паровозов. На митинге члены колхоза "Победа" Мелексинского сельсовета говорили: - Настал час расплаты. Наступила пора возмездия врагу за лишения и муки ленинградцев. Вперед пошли солдаты Ленинграда. Пусть знают они, что с ними чувства и мысли всего советского народа... В ответ на боевые дела фронтовиков колхозники обязались усилить натиск в труде. В резолюции митинга они записали: "Успешнее заготовлять дрова для Ленинграда, дополнительно выделить 15 человек для лесозаготовки, усилить темпы вывозки удобрений на поля". Только за один день в честь победы под Ленинградом волховчане и жители района на митингах и собраниях оформили сбор средств на строительство танков и самолетов для Красной Армии в сумме 300 тысяч рублей. Наличными было внесено 75 тысяч рублей. Война продолжалась. До Победы оставалось еще шестнадцать месяцев. Отважно сражались наши земляки, многие из них были награждены орденами и медалями. Самые смелые стали Героями Советского Союза. Летчик 4-го гвардейского истребительного полка Василий Федорович Голубев стал Героем Советского Союза 23 октября 1942 года. За годы войны он сбил 39 вражеских самолетов. После войны генерал-лейтенант, кандидат военных наук В.Ф. Голубев продолжал службу в авиации Военно-Морского Флота, занимался воспитанием молодой смены. Молодость Василия Федоровича была связана с Сясьстроем. Здесь он вырос, учился, получил первые трудовые навыки и отсюда ушел в армию. Во время войны его семья жила в Старой Ладоге. 26 октября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза было присвоено Федору Васильевичу Акулишнину, уроженцу деревни Моршагино Волховского района, крестьянскому сыну. До войны Ф.В. Акулишнин учился в Волховстроевской железнодорожной школе No2, Ленинградском строительном техникуме, который он окончил с отличием. Молодой специалист работал на стройках страны старшим десятником, помощником прораба, начальником объекта. Затем начинается его армейская биография - учился в армейской школе младших командиров, потом закончил два курса Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева, служил в Красной Армии в должности полкового инженера, командира саперного батальона. Звание Героя Советского Союза Ф.В. Акулишнину было присвоено за форсирование Днепра. - За годы войны, - рассказывал Федор Васильевич, - мне пришлось обеспечивать форсирование более 20 рек, в том числе Северного Донца, Днепра, Южного Буга, Днестра, Прута. В мирное время мосты строят годами, а тогда, в военных условиях, поднимали за сутки-двое, надо было обеспечить продвижение войск вперед. Строили под непрерывными бомбежками врага, восстанавливали разрушенное... Полковник Ф.В. Акулишнин 35 лет отдал армии, затем работал старшим инженером Минтяжстроя СССР. 20 декабря 1943 года за успешное форсирование Днепра и проявленную отвагу на плацдарме звание Героя Советского Союза было присвоено командиру отделения 40-го отдельного мотопонтонно-мостового батальона сержанту Анатолию Александровичу Рощанинову. Он уроженец села Иссад. После учебы в местной школе пошел учиться в Лодейнопольскую школу ФЗО, где получил специальность мастера по ремонту станков. В 1937 году его призвали в армию: служил на Дальнем Востоке, в феврале 1941 года вернулся домой, но почти сразу призвали на переподготовку. Так и встретил в армии войну. 40-й отдельный батальон был придан 3-й бригаде морской пехоты, которая держала оборону на Свири. В нем служило много земляков из Волховского района. Штаб бригады находился в деревне Загубье. Анатолий Александрович был заместителем командира взвода. Участвовал в обороне Тихвина, форсировании Свири, участвовал в боях за освобождение Орла, Харькова. После Победы в числе немногих воинов своего соединения А.А. Рощанинов участвовал в Параде Победы в Москве. Потом он жил и работал в Москве, часто приезжал домой в Иссад. 5 ноября 1944 года звание Героя Советского Союза было присвоено летчику-штурману дальней авиации Борису Ильичу Шестернину. Он участвовал в одном из первых массированных налетов на Берлин. За годы Великой Отечественной войны Б.И. Шестернин совершил 283 боевых вылета. Он вырос в Путилове, в семье рабочего-плитолома, здесь же закончил школу в 1937 году. Потом была учеба в Оренбургском авиационном училище имени В. Чкалова. В армии начинал службу лейтенантом, а закончил подполковником. Потом жил и работал в Харькове. 24 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено танкисту Михаилу Михайловичу Космачеву, уроженцу села Колчаново Волховского района. К высокому званию старшего сержанта Космачева представили, когда он был еще жив. Шли тяжелые бои в Венгрии. В наградном листе командир 3-го танкового батальона гвардии майор Лобачев писал: "Гвардии ст. сержант Космачев показал мужество и отвагу в бою. Так, в боях за город Вырлад, будучи в засаде, со своим экипажем уничтожил 3 самоходные установки и танк "Т-4" противника. В бою за город Фокшаны его экипаж уничтожил самоходку, два тяжелых орудия, до 120 человек пехоты, захватил восемь исправных минометов, четыреста винтовок, десять ручных пулеметов. В бою за город Бызед экипаж его танка уничтожил три средние пушки, две самоходные установки и до трехсот солдат и офицеров противника. В городе Бызед наши три танка, в том числе и танк Космачева, захватили три эшелона с автомашинами и вездеходами. Его экипаж первым прорвался к мосту через реку Серет, там уничтожил батарею средних пушек, рассеял колонну танков и автомашин и до подхода основных сил прочно удерживал мост. В бою за селение Рыфов им уничтожен вражеский гарнизон, захвачены шесть исправных пушек, прожектор и три склада с боеприпасами. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза". 13 декабря началась крупная наступательная операция 2-го и 3-го Украинских фронтов с целью разгрома Будапештской группировки противника. В этот же день в упорном сражении около города Соколаш танк "Т-34" Михаила Космачева был подбит немецким снарядом - заклинило башню, но отважные танкисты экипажа продолжали бой. Второй снаряд попал в неизрасходованный боезапас. Грохнул взрыв огромной силы, которым снесло башню танка. В огненном вихре бесследно исчез героический экипаж вместе со своим командиром гвардии старшим сержантом Михаилом Космачевым. "Можете гордиться, - писал матери Космачева младший лейтенант В. Костромин. - Ваш сын был героем и погиб геройски за честь и славу советского народа и Советской Родины". Грамота героя находится в музее истории города Волхова. 31 мая 1945 года звание Героя Советского Союза было присвоено танкисту Петру Евстафьевичу Лаврову. Он родился в деревне Дяглево, которая стоит на реке Лынна, недалеко от Колчаново. Он учился в Хамонтовской школе, а затем в РУ No2 в Сясьстрое. В 1942 году Лаврова призвали в армию. Первое боевое крещение механик-водитель танка получил в Сталинграде. После первого боя он был награжден орденом Красной Звезды. Всю войну прошел Петр Лавров. В числе первых штурмовых групп его танк ворвался в Берлин. В бою за рейхстаг танк был подбит и механик-водитель П.Е. Лавров получил смертельное ранение, но он продолжал сражаться, вывел пылающий танк из-под огня и тем спас экипаж. Это случилось 30 апреля 1945 года. Ему еще не было 23 лет. 24 марта 1945 года Героем Советского Союза стал уроженец Новой Ладоги, танкист, старший лейтенант Константин Александрович Песков. Он служил в 257-м танковом полку. В этом полку на вооружении были легкие английские и американские танки "валентайны" и "шерманы". В боях при освобождении Польши разведгруппа, в составе которой был и танк К.А. Пескова, подошла к небольшой речке. Настил моста фашисты успели разрушить. Стояли только сваи. Измерив расстояние между гусеницами, Константин Песков решил, что его легкий танк пройдет по сваям. Он переплыл на противоположный берег реки на бревне и подавал команды механику-водителю, чтобы боевая машина шла правильно. Танк был переправлен на противоположный берег и с ходу вступил в бой, поддержав пехоту. Часто отважный танкист ходил в разведку на своем танке, в самых неожиданных ситуациях принимал решение атаковать врага. Так было и в том памятном бою. На своем легком танке К.А. Песков вел разведку на подступах к Одеру. Он наткнулся на сильно укрепленную полосу обороны противника, оборудованную долговременными огневыми точками с бетонными колпаками и артиллерией с системой траншей и ходов сообщения. Песков, обойдя по лесной дороге и форсировав речку, внезапно атаковал вражеских автоматчиков, один захватил населенный пункт Миттвальде. Удерживая его в течение дня, Песков со своим экипажем отбил пять атак противника. При этом он уничтожил своим танком шестнадцать орудий немцев, пять дзотов с гарнизонами, девятнадцать минометов. Атака К.А. Пескова парализовала противника, позволила подошедшим силам 383-й дивизии окружить и разбить врага. После войны Герой Советского Союза К.А. Песков остался служить в армии. Во время учений в 1947 году он трагически погиб от нелепой случайности. Молодой солдат непроизвольно выстрелил из ракетницы и попал в Пескова, который в этот момент открыл люк башни танка и выбирался наружу. Тело героя привезли в Новую Ладогу и похоронили с воинскими почестями на мемориальном кладбище. На его могиле установлен обелиск. Цел и невредим вернулся домой с войны в родную Свирицу Андрей Гаврилович Петриков. На его груди сняла Звезда Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР этой награды он был удостоен в 1944 году за форсирование реки Свирь. Мужественный воин в числе первых ворвался на занятый финнами берег, ликвидировал огневую точку противника и обеспечил переправу своему подразделению. После войны А.Г. Петриков работал в Свирицкой пристани начальником снабжения. Он не раз избирался депутатом Свирицкого поселкового Совета. Героями Советского Союза стали также Владимир Иванович Фаготов, Николай Иванович Антонов, Василий Васильевич Яковлев. Полным кавалером орденов Славы в боях за Родину стал Сергей Андреевич Баскаков. Всю войну прошел солдат-сапер, бывал во многих переделках, не раз рисковал жизнью. Орден Славы 3-й степени получил за смелость и отвагу под Тернополем. Орденом Славы 2-й степени С.А. Баскаков был награжден за поход в глубокий тыл врага в январе 1945 года. Орденом Славы 1-й степени солдата наградили за захват моста в Чехословакии, когда пришлось отбить семь атак немцев. За две недели до конца войны С.А. Баскаков был ранен. После госпиталя вернулся в родное Аврово, где в мирное время работал слесарем на картонном производстве. По писаному и неписаному закону полный кавалер орденов Славы приравнивался к Герою Советского Союза. Сергей Андреевич был героем документального фильма известного писателя и драматурга Константина Симонова "Шел солдат..." ...1 мая 1945 года в Ленинграде ярко вспыхнули электрические огни. Это Волховская ГЭС пустила на полную мощность все свои турбины и дала электроэнергию героическому городу не только для промышленных предприятий. Ее хватило даже для уличного освещения. Весна победного года принесла еще одну радостную весть. Многие работники ГЭС Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами и медалями "...за успешное выполнение заданий правительства по электроснабжению оборонной промышленности в трудных условиях военного времени". А генерал-лейтенант танковых войск Липодеев прислал в Волхов телеграмму: "Начальнику Волховстроевского отделения движения Кировской жел. дор. тов. Сергееву. Секретарю узлового комитета ВКП (б) тов. Васильеву. Прошу сообщить, что на средства, внесенные железнодорожниками, построены танки "Героический Ленинград" и переданы части гвардии полковника Парамонова. Прошу Вас сообщить об этом всем железнодорожникам, принявшим участие в сборе средств на строительство танков". 9 мая у клуба железнодорожников в Волхове состоялся многолюдный митинг. Победа! Не передать чувства людей, которые выстояли, преодолели все тяготы и победили. Они плакали от счастья, от того, что остались живы, плакали от горя, так как практически каждая волховская семья потеряла в этой войне отца, мужа, сына, дочь... Теперь надо было работать с новой силой, чтобы восстановить разрушенное, чтобы залечить раны. Начиналась новая, уже забытая всеми мирная жизнь. 26 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы. Его участниками были хорошо известные волховчанам кавалеры многих боевых наград Михаил Васильевич Смирнов и Константин Петрович Горячев. О каждом из них можно написать книгу. Они прошли тернистый путь к победе и славе. После войны эти замечательные люди многое делали в Волхове для военно-патриотического воспитания молодежи, чтобы в сердцах юношей и девушек жила память о страшной кровопролитной войне, в которой они выстояли вместе с народом. Город, который они не взяли В мае 1997 года в Волхов приехали ветераны бывшей 21-й дивизии германского вермахта. Солдаты именно этой дивизии осенью и зимой 1941 года пытались штурмом взять город. - Мы наступали по правому берегу и были в двух шагах от Волховстроя, - рассказывал мне председатель совета ветеранов дивизии, активист движения "Ветераны за примирение", бывший минер Франц Фогель. - Я два раза пробирался в тыл русских и взрывал железную дорогу на Мурманск... Франц Фогель показал места на карте - недалеко от станции Мурманские Ворота. Рядом был командный пункт 310-й дивизии полковника Замировского, за который шел ожесточенный бой. Бойцы волховского истребительного батальона, которые пришли на выручку красноармейцам, отбросили захватчиков. Они заставили и господина Фогеля резво бежать по глубокому снегу к своим окопам. Жаркий был бой, памятный. Казалось, еще один рывок и... немцы в городе. Но, как говорят в России, близок локоть, да не укусишь... Волхов стал для немцев крепким орешком, который не удалось раскусить. Как им хотелось погулять по городским улицам, посидеть у теплых печек, посмотреть на дворец на воде - Волховскую ГЭС, сесть в поезд и прямым ходом приехать в поверженный Ленинград. Мечты остались мечтами... Спустя 55 лет немецкие ветераны приехали в Волхов на комфортабельном автобусе. В музее истории города они столпились у стендов, посвященных войне, внимательно смотрели на карту боевых действий, показывали, где кто воевал, что-то оживленно обсуждали на своем языке. Передо мной стояли старики. Каждому - за семьдесят, почти все раненные в боях Второй мировой. Немецкие ветераны приехали посмотреть на город, который не взяли, на подступах к которому сложили головы многие их боевые товарищи. Для нас, русских, советских людей, они были и остались фашистами, которые пришли на нашу землю с мечом и огнем, которые разорили ее, топтали своими сапогами. Мы их не звали тогда, в сорок первом. Они пришли незваными. А незваный гость - что в горле кость. Трудными, кровопролитными были проводы захватчиков восвояси. Слава богу, что у нашего народа хватило сил совершить подвиг, не считаясь с потерями, сломать хребет фашизму и поднять знамя Победы над рейхстагом. Мы не можем, не должны забыть эту самую жестокую, самую кровопролитную войну, которая опалила каждую советскую семью, как не можем забыть родных и близких, которые отдали свои жизни за Отечество. Вряд ли люди, которые пережили войну, смогут когда-нибудь простить бывших гитлеровцев... Но, как известно, время - лучший лекарь. У молодежи нет предубеждений на этот счет. Крепнет дружба между русским и немецким народами, развиваются связи между городами-побратимами, идет оживленный обмен делегациями. Приезд в Волхов ветеранов 21-й дивизии тоже стал возможен благодаря дружеским связям между Россией и Германией. Труден процесс примирения. Но он уверенно продвигается вперед. Первые шаги к этому сделаны. Они в увековечении памяти солдат, которые погибли во Второй мировой войне. Я был в Германии и видел, с какой заботой ухаживают за могилами павших советских солдат активисты многочисленных немецких общественных организаций. На конференции в Гамбурге, в которой участвовали российские журналисты, меня спросили, есть ли вокруг Волхова, где была линия фронта, какие-нибудь памятные знаки на кладбищах немецких солдат. Тогда, в 1992 году, еще никаких памятных знаков не было. И я ответил, что могилы захватчиков стирает время. Так было всегда! Да, мы понимаем, говорили немцы, но уже прошло столько времени и надо уважать чувства людей, которые потеряли своих родных в России и хотят поклониться их могилам, и что не надо эти чувства замешивать на идеологии... Что мне было ответить немцам? Мы тогда еще говорили на разных языках. Прошло совсем немного времени - и под Волховом в Прусыной Горке на братской могиле немецких солдат появился большой железный крест. Это был первый шаг на волховской земле к примирению. Приезд ветеранов 21-й немецкой дивизии - шаг второй. Они посмотрели город, квартал 7-д, который после войны строили немецкие пленные, побывали на Валимском рубеже, где выпили шнапсу. Они хотели еще приехать в Волхов, который врезался в их память на всю оставшуюся жизнь. Пусть приезжают. Может быть, лучше поймут, почему им не удалось взять город и сломить нашу волю. Этой встречей я бы и хотел закончить книгу о войне. "Волхов в огне" - это попытка на документальной основе рассказать о том, что происходило в городе и вокруг него в годы войны. Меня могут упрекнуть, что в книге ничего не сказано о нелегкой военной судьбе Новой Ладоги, мимоходом упомянуты Сясьстрой, Паша, Колчаново. Эта задача и не ставилась, так как невозможно охватить все. Роль Новой Ладоги в войне хорошо показана в книгах и воспоминаниях, посвященных Краснознаменной Ладожской флотилии. Героическая эпопея военно-автомобильной Дороги жизни изложена во многих томах о стойкости и мужестве ленинградцев. Волхов оставался эпизодом в войне, как бы в стороне от главных событий, которые происходили на Ленинградском и Волховском фронтах. Но это не так. Всю войну Волхов был стратегически важным бастионом в обороне Ленинграда, его надеждой и опорой. Это я и хотел показать в книге. Как это удалось - судить читателям. Юрий СЯКОВ. СОДЕРЖАНИЕ Волховская застольная . . . . . . . 5 Я на подвиг тебя провожала . . . . . . . 7 Упущенные возможности . . . . . . . 13 Напряжение сил . . . . . . . . 20 Смятение . . . . . . . . . 24 Берег левый, берег правый . . . . . . . 32 Ударом на удар . . . . . . . . 41 С задания не вернулись . . . . . . . 49 Тяжелые будни . . . . . . . . 55 Унижение смертью . . . . . . . . 63 Как рождаются герои . . . . . . . . 68 Спаси и сохрани . . . . . . . . 73 Потухшая "Искра" . . . . . . . . 76 Поезд в Ленинград . . . . . . . . 81 Мгинская "мельница" . . . . . . . . 86 Фронт уходит на запад . . . . . . . . 91 Город, который они не взяли . . . . . . . 95 Напечатано по изданию: Юрий Александрович СЯКОВ ВОЛХОВ В ОГНЕ Редактор Г.П. Спиридонов Художник Т.А. Булах Художественный редактор Н.И. Касьянсковская Технический редактор А.А. Мотрук Корректоры Н.А. Маслина и Н.С. Тутова Сдано в набор 15.05.96 г. Подписано к печати 27.06.97 г. Формат 60x90 1/16. Печать высокая. Усл. печ. л.6. Тираж 1000 экз. Цена договорная. Заказ 1369 ГП "Волховская типография" Лицензия Плр No 040100 187400, г. Волхов, ул. Зеленая, 21. 96