---------------------------------------------------------------
     From: Ходов Александр (khodov@ngts.kuzbass.net)
---------------------------------------------------------------



     Пройдено на автомобиле- 2501 км,
     Новокузнецк - Ташанта-850км,
     Монгольская граница - г. Улэгэй-98.2 км,
     г. Улэгэй - оз. Толбо-Нур -34 км,
     г. Улэгэй - р. Сагсай-Гол -46 км,
     р. Сагсай-Гол - оз. Хотон-Нур-159 км,
     оз. Хотон-Нур - исток реки Кобдо-32 км,
     исток р. Кобдо - г. Улэгэй-135 км,
     9 перевалов высотой 2100-2500 м (в одну сторону).

     В 1997 году, успешно порыбачив на реке Эгийн-Гол, мы захотели вернуться
в Монголию еще раз.Но нынче,решили прокатиться по Монголии на "НИВЕ".
     Набралось нас 13  человек. Вышло семь машин, по два человека на "Ниву".
Выкинув задние сидения,  получили великолепную двухместную  машину с большим
багажником.Маршрутпланировался  примерно таким: г. Новокузнецк -  г. Бийск -
по Чуйскому тракту (  М-52 ) до  пограничного поселка Ташанта  - монгольская
граница  - г. Улэгэй  -  оз.  Ачит-Нур -  участок реки  Кобдо в  районе  оз.
Ачит-Нур - возвращение в Новокузнецк по обратному маршруту.
     Въезд в  Монголию - визовый.  Цена визы  на  30  дней  $55. Визы
получили в Свердловском представительстве ГОК Эрдэнэт (по блату).
     Чуйский тракт, по нашим меркам, великолепная трасса.  Катить по нейодно
удовольствие. 850  км прошли  за  11  часов с перекурамии пр. мероприятиями.
АЗСпрактически по всей трассе.
     В  Ташанте  (4936,212'N;  8927,822E)  расположена  Российская  граница.
Начало работы с 9.00  местного  времени (+3). При  выезде и въезде взимается
17.800  руб. за медицинское освидетельствование.  Таможенники и пограничники
денег  (почему-то)  ни за  что не берут.Перед нами  стояло четыре машины  из
Казахстана.  Въезд   в  Монголию  жителей   Казахстана   -   безвизовый,  по
загран-паспартам. По негласному соглашению пограничников Россия пропускает и
принимает  россиян без очереди,  а  Монголия  естественно  наоборот. С нашей
стороны вся  процедура  заняла 3 часа. Две машины (выборочно)  прошли полный
досмотр.  На монгольской стороне  управились  за  20  минут.  Досмотр  машин
практически не проводился. Никакая плата не взималась.
     Отмонгольскойграницыдог. Улэгэя-98.2км,ходу 2  часа.г.  Улэгэй -  15000
жителей (4858,262'N; 8958,333'E).Население Северо-западной Монголии на 99  %
состоит из казахов. Язык - казахский. В почете наш политик Тулеев Амангельды
Гумирович, которыйпроездом в Китай читал лекцию в г. Улэгэе. Мусульмане. Это
следует учитывать. Две автозаправочных станции. А-92  только на одной. Кроме
нас за две недели пребывания в данном районе А-92 никто не заливал.  1л А-92
- 340 тугриков. $ 1 =860тугриков. На местном полунищем базаре можно обменять
доллары,  рубли, китайскую валюту на тугрики.  Про официальные пункты обмена
ничего не знаю.
     По  предварительной  переписке  с  директором Барнаульской  фирмы  "Тур
импекс"  (тел.  3852-412637)  господином  Зяблицким  Сергеем  Ивановичем  (в
последствии мы Сергею Ивановичу  выразили большую  благодарность),  получили
адрес его монгольского компаньона Хыдырпатши, который должен был помочь  нам
в постановке на учет в местной милиции, получении разрешения на рыбную ловлю
и  вообще дать советы по проведению путешествия.Но реальность  превзошла все
наши ожидания. До  1993 года  въезд в Монголию был безвизовым и  фирма  "Тур
импекс"   имела  на  территории   Монголии  три  турбазы.  Туризм  господина
Зяблицкого процветал, но с  введением визового режима все  зачахло. И с 1993
года   мы   были   первыми   Российскими   туристами.   Хыдырпатша   любезно
согласилсяпомочь, и на своем УАЗике сопровождал  нас. В г. Улэгэе постановка
на учет в милиции не обязательна на срок до одного месяца. Однако, требуется
постановка на учет в милицияхсомонов.
     По совету Хыдырпатши,  вместо посещения оз.  Ачит-Нур мы отправились на
оз. Толбо-Нур (фото 2; 4835,635'N; 9000,306'E; высота - 2079 м).Озеро  кишит
рыбой. В основном это монгольский осман, султанка и хариус. Ежедневный гогот
гусей , крики журавлей и прочей пернатой  мелочи за  два дня нам надоел и мы
рванули на следующее место.
     По планам мы хотели проехать на озера, из которых вытекает река Кобдо с
промежуточной стоянкой на правом притоке  Кобдо  - ручье Сагсай-Гол. Стоянку
разбили в  месте выходаСагсай-Гола  из  гор  в долину (фото  3;  4849,139'N;
8931,572'E).  Рыбалка,  на  Сагсае  удовлетворительная.   Хариуса   половили
неплохо. Брал в основном на плавающую муху и на мелкую вращающуюся блесну.
     Через  день,  забрав в  Улэгэе Хыдырпатшу,двинулись  на оз.  Хотон-Нур.
Дорога  до  сомона Ценгэл  - нормальная, без камней. Проехать можно на любой
машине. В Ценгэле, несмотря  на все разрешения, полученные от пограничников,
стоящих  в г. Улэгэе, необходима регистрация в  местной милиции. На заправке
только  солярка и АИ-76.  Характер  дороги после  Ценгэламеняется.  Начинают
попадаться  крупные  камни,  от которых  приходится  уворачиваться  даже  на
УАЗике. Дорога  проложена  вдоль  реки Кобдо. Вода  в реке чистая. С  берега
видны  стайки  хариуса.  Порогов  в реке  нет.  Вдоль  дороги  много древних
могил-курганов.  На  левом  берегу видны  остатки  небольшого  вольфрамового
карьера-рудника,   который    разрабатывали   в   застойные   времена   наши
соотечественники. Мост  через  реку Кобдо (4841,829'N;  8847,659'E) является
границей "зоны  особого  контроля".  Это,  что-то  типа национального парка,
расположенного  в  пограничной  зоне.  Въезд,  рыбалка,  фотографирование  -
платные. Плата за въезд берется как  с машины, так и с каждого посетителя. С
машины - 3000 тугриков, с человека - 1000 тугриков, 1 фото - 1000  тугриков,
60 кг рыбы - 3000 тугриков.  После моста через  Кобдо дорога уходит вверх по
ручью  Могойтын-Гол  и  после  перевала  спускается в  верхней  части  озера
Хурган-Нур.
     К вечеру добрались  до  места стоянки на оз. Хотон-Нур.  Чистое ходовое
время движения от р. Сагсай-Гол до места стоянки - 5.58 час.
     Расположились  недалеко от  места  впадения в озеро ручья Ут-Хайтун-Гол
(фото 4;  4837,808'N; 8821,578'E; высота  - 2083 м).  Глубину озера  в  этом
месте  по  эхолоту определили в  52 м.  Примерно на глубине  30 м стоят рыбы
максимального размера. На ночь поставили на глубину 25 м нечто вроде жерлицы
и  утром с нее сняли хариуса 2.5 кг - 64 см длиной. Местные говорят, что это
не предел. По их же рассказам в озере водится, как они  говорят: "Белорыбица
- королевская  рыба". Размером  до  полутора  метров. Не  хищная,  с жировым
плавником.  Ловят  острогой в  перешейке между  озерами  в начале  июня.  На
спиннинг хариус берет и на  муху,  и на блесну. Средний вес - 1 кг. Ни каких
ползучих  гадов  за  все  время  нашего  путешествия  встречено  небыло.  Ни
скорпионов (говорят - есть, но очень мало), ни змей, ни гнуса. Лед с озера в
этом году сошел 15 июня.
     Долина озер  заселена пастухами достаточно  густо.  Пасутся стада  коз,
баранов, лошадей,  яков (сарлыков), верблюдов. Приобрести в юртах можно, как
молочные  продукты (  молоко, айран,  кумыс, масло, творог и  пр.) ,  так  и
какого-нибудь    барана.   На    третий    день    нас   приехал   проверить
пограничник-прапорщик   с   местной    заставы.   Через   полчаса    общения
онпригласилксебе в юрту в гости, предложил резать барана и т.д.
     Следующий  наш переезд  был на озеро  Хурган-Нур,  на исток реки  Кобдо
(4833,735'N; 8842,316'E; высота - 2072  м). Наш проводник  предложил  нам на
выбор: либо  более красивое  место стоянки  на озере,  но не  очень  хорошая
рыбалка,  или  не  очень  хорошее место  стоянки, но  великолепная  рыбалка.
Естественно мы  выбрали рыбалку. То,  что  творилось с  рыбой на истоке реки
Кобдо  мне  трудно описать.Я много  рыбачил  и в Якутии, и  в Эвенкии, и  во
многих  других районах,но рыбалку на истоке  Кобдо сравнить не  с  чем.  Это
хариус ..... !!!!! За час каждый выловил от 10 до 15 кг рыбы.
     По возвращению в г. Улэгэй, Хыдырпатша сделал нам в местной ветеринарке
справку  на вывоз  рыбы. Без  разрешения  на  рыбную  ловлю и  ветеринарного
свидетельства на границе, как монгольской, так и  нашей могут быть проблемы.
Но  на монгольской  границе  никаких  вопросов  к  рыбе не возникло,  а наши
таможенники  несколько  прошляпили.  Таможенник   подумал,  что   ветеринар,
выписывающий нам счет за санобработку  автомобилей (освящение одного  колеса
автомобиля из  ладошки  дезинфицирующим раствором)  оформляет  документы  на
провоз рыбы. Что сэкономило нам около 300-400руб.



     Район не  освоен российскими туристами.  Местные жители гостеприимны  и
доброжелательны.
     Путешествовать  по Северо-западной Монголии  без проводника  не  стоит.
Много  проблем  с различными разрешениями.  Основная преграда  -  отсутствие
знания казахского языка.
     Барнаульская  фирма  "Тур  импекс"   может  решить  проблемы  с  визой,
проводником      и      полной      организацией      тура      (рыболовный,
конный,катаниянаверблюдах,  сплав по  Кобдо,  охотассоколомит.д.).Телефон  в
Барнауле (3852)412637 - Зяблицкий Сергей Иванович.
     Из автотранспорта  предпочтение следует отдать УАЗу.  На автомастерские
рассчитывать не стоит. Их нет.
     В качестве  подарков  местному населению следует запастись:  конфетами,
крючками,  леской. В  ходу,  также, резиновые  сапоги и  прочие дефицитные в
медвежьих углах вещи.

     khodov@nkuz-gts.kemerovo.su

Популярность: 8, Last-modified: Thu, 27 May 1999 04:38:53 GMT