ские и ленинградские художники, бывшие члены АХР, стоявшие на позициях реалистического искусства. Впоследствии в Союз вошли и члены других объединений. Всего насчитывалось около ста членов Союза, в их числе Н. И. Дормидонтов, Д. Н. Кардовский, М. Б. Греков, А. А. Пластов и др. Союз разделялся на московскую и ленинградскую группы. Включал четыре секции: живописи, скульптуры, архитектуры и графики. По инициативе М. Б. Грекова и Н. Г. Котова при ССХ было создано "Бюро панорамных работ". Кроме того, Союз организовал объединение художников для обслуживания Красной Армии и отражения ее истории. Весной 1931 г. в Москве прошла выставка ССХ, на которой свои работы представили более пятидесяти художников. Союз советских художников прекратил существование в 1932 г. в связи с выходом Постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". @SIG=Ю.Д. Союз художников, Союз художников СССР (СХ) -- массовая творческая организация советских художников. Многочисленные художественные объединения, группировки и общества, существовавшие в СССР в 1920-е -- начале 1930-х гг. были ликвидированы в 1932 г. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций". Всем художникам было рекомендовано объединиться в единый творческий союз. 25 июня 1932 г. был организован Московский областной союз советских художников (МОССХ). Вскоре возник такой союз и в Ленинграде. Впоследствии подобные изменения произошли и в союзных республиках. СХ, объединявший живописцев, графиков, скульпторов, искусствоведов, имел и свой печатный орган -- им долгое время был журнал "Искусство" (издается с 1933 г.). В июне 1939 г. вышло Постановление СНК СССР "Об образовании Союза художников СССР". Однако первый Устав СХ СССР был принят только в 1957 г. Эта организация объединяла республиканские Союзы художников. Союзы художников Москвы и Ленинграда также обладали правами республиканских союзов. Общее руководство союзами и их взаимосвязь осуществляло выборное Правление СХ СССР. Творческие союзы, согласно уставам, являлись общественными организациями, однако они были тесно связаны с государством, финансировались из госбюджета, через них осуществлялась закупка произведений искусства и обеспечение художников заказами. После распада СССР (1991) Союз художников СССР прекратил свое существование, но и впоследствии местные СХ остались главной формой объединения художников. @SIG=Ю.Д. "Стиль" (голл. De Stijl) -- объединение главным образом голландских архитекторов и художников авангардистского направления. Возникло в 1917 г. в Лейдене. Декларировало теорию неопластицизма -- отказ от предметного изображения в пользу конструирования "чистой" художественной формы. Кроме организатора и теоретика объединения П. Мондриана в него входили Т. ван Дусбюрг, Я. Й. П. Ауд, Г. Ритвельд, Эль Лисицкий и др. Члены объединения создали в живописи так называемую геометрическую разновидность абстрактного искусства, а в архитектуре -- постройки, в основе которых лежат жесткие и лапидарные геометрические формы. В 1917-28 гг. объединение выпускало одноименный журнал, посвященный современному искусству. Просуществовало до 1931 г. @SIG=Е.П. "Супремус" (лат. supremus -- наивысший) -- общество художников, возникшее в 1916 г. в Москве. Идея создания общества и одноименного журнала принадлежит К. С. Малевичу. Она возникла в результате "Последней футуристической выставки картин 0, 10" (декабрь 1915 -- январь 1916), ознаменовавшей переход к разновидности беспредметного искусства -- супрематизму. Предполагалось, что ядро общества составят: Н. М. Давыдова, И. В. Клюн, М. И. Меньков, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова, А. П. Архипенко. В издании журнала должны были участвовать М. В. Матюшин и Алягров (Р. О. Якобсон). Планы деятельности общества обсуждались вплоть до весны 1917 г., однако так и не были реализованы. Осенью 1917 г. группа Малевича вошла в общество "Бубновый валет", заняла в нем ведущее положение и участвовала в последней выставке. @SIG=Е.П. Товарищество независимых -- выставочное объединение молодых художников Петербурга, основанное в 1910 г. В 1911-14 гг. проходили ежегодные зимние выставки объединения. В 1916 г. состоялась "Первая летняя выставка картин", к участию в которой Товарищество пригласило членов других объединений (НОЖ, СРХ, "Мир искусства"). Последняя выставка Товарищества состоялась в Москве в январе 1917 г. Членами и экспонентами объединения были: Я. А. Чахров, М. П. Бобышев, Б. Д. Григорьев, В. Н. Кучумов, И. А. Пуни, Н. И. Фешин, Ю. И. Репин и др. Весной 1917 г. Товарищество прекратило свою деятельность. @SIG=Ю.Д. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) -- объединение, созданное в 1870 г. художниками Петербурга и Москвы. В числе ее членов-учредителей -- Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, А. К. Саврасов и др. Основной задачей Товарищества стало устройство передвижных выставок в провинциальных городах России. ТПХВ имело отделения в Москве и Петербурге. Непосредственно организацией выставок занималось правление Товарищества. Первая выставка состоялась в 1871 г. в петербургской АХ, затем она была показана в Москве, Киеве и Харькове. В состав выставки входили такие известные полотна, как "Петр I допрашивает царевича Алексея" Н. Н. Ге, "Охотники на привале" В. Г. Перова, "Грачи прилетели" А. К. Саврасова. Выставка имела не только большой общественный резонанс, но и серьезный коммерческий успех. В дальнейшем географические рамки передвижных выставок расширились: Астрахань, Варшава, Вильно, Воронеж, Казань, Киев, Одесса, Рига, Ярославль и другие города. Выставки в провинции регулярно показывались до 1909 г. С 1884 г. выставки ТПХВ сопровождались иллюстрированными каталогами. В разные годы в ТПХВ входили такие видные художники, как А. К. Беггров, А. П. Боголюбов, А. М. и В. М. Васнецовы, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Н. Н. Дубровский, С. Ю. Жуковский, Н. А. Касаткин, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, В. Е., К. Е. и Н. Е. Маковские, Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, Я. Д. Минченков, А. А. Мурашенко, Н. В. Неверов, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, И. Е. Репин, А. К. Саврасов, К. А. Савицкий, В. И. Суриков, Л. В. Туржанский, Н. И. Фешин, И. И. Шишкин, В. И. Якоби, Н. А. Ярошенко и др. В 1870-80-е гг. роль ТПХВ в русской художественной культуре была необычайно велика. В Товариществе собрались лучшие художественные силы, оно сумело выработать новую эстетическую программу, противопоставив себя АХ, соперничество с которой продолжалось до начала 1890-х гг., когда после академической реформы многие передвижники были приглашены возглавить мастерские в АХ. На первых выставках Товарищества лидировали жанровые картины, в которых поднимался широкий круг проблем, волновавших русское общество. С деятельностью ТПХВ В. В. Стасов связывал становление подлинно национальной школы живописи. Именно за счет экспонатов передвижных выставок пополнялась коллекция галереи П. М. Третьякова. В 1890-е гг. ситуация изменилась, начала расшатываться некогда цельная эстетическая платформа ТПХВ. Ужесточение уставных требований в 1890 г. привело к оттоку из ТПХВ ряда художников и во многом обусловило кризис Товарищества. Многие экспоненты пердвижных выставок вошли впоследствии в другие художественные объединения -- "36 художников", "Союз русских художников". В 1900-е гг. Товарищество окончательно утратило былое влияние, хотя выставки продолжались до 1920-х гг. Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в Москве в апреле 1923 г. @SIG=Ю.Д. "36 художников" -- выставочное объединение, образованное в 1901 г. в Москве по инициативе А. М. Васнецова, С. А. Виноградова, В. В. Переплетчикова, Н. В. Досекина. Состоялось две выставки объединения -- зимой 1901-02 гг. и 1902-03 гг. Участие в выставках было свободным, без отборочного жюри. В число экспонентов входили М. Х. Аладжалов, А. Е. Архипов, А. М. и В. М. Васнецовы, С. А. Виноградов, М. А. Врубель, А. Я. Головин, А. С. Голубкина, К. А. Коровин, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, А. П. Рябушкин, В. А. Серов, К. Ф. Юон, М. В. Якунчикова и др. Выставки, на которых большое место занимал пейзаж, были хорошо встречены публикой. В 1903 г. группа "36 художников" совместно с петербургским объединением "Мир искусства" организовала "Союз русских художников", тем самым завершив самостоятельную деятельность. @SIG=Ю.Д. "Тринадцать" -- группа художников, получившая свое название по числу участников выставки, состоявшейся в 1929 г. в Москве. На ней свои работы показали О. Гильдебрандт, Д. Б. Даран, Л. Я. Зевин, Надежда и Нина Кашины, Н. Кузьмин, Т. А. Лебедева (Маврина), В. Милашевский, М. Надбайло, С. Н. Расторгуев, Б. Ф. Рыбченков, В. М. Юстицкий, Ю. Юркун. Членами организационного комитета первой выставки были Милашевский, Кузмин и Даран -- впоследствии известные мастера станковой графики и книшной иллюстрации. Всего прошли две выставки группы -- в 1929 и 1931 гг. Выставка, запланированная на 1930 г. не состоялась, хотя ее каталог вышел в свет, как и каталоги двух других выставок. В общей сложности в них названы имена двадцати одного художника. Из наиболее известных мастеров, в дополнение к вышеперечисленным, фигурируют фамилии Д. Д. Бурлюка, А. Д. Древина, А. Софроновой, Н. А. Удальцовой. В группу в основном входили художники-графики. И хотя сам факт организации художников в группу не сопровождался появлением каких-либо манифестов или деклараций, что было характерно для художественной жизни 1900-20-х гг., тем не менее образовавшие ее художники ставили и решали вполне определенные задачи. Они выступали за живое, свободное рисование с натуры, не скованное установками академической системы. Стремились передать динамику жизни, ее ритмы, отсюда вошедшее в художественную лексику определение: рисовать "в темпе натуры". Для художников группы "Тринадцать" характерно эмоциональное, романтическое восприятие действительности. Стилистика рисунка отличается преобладанием живой, гибкой линии, передачей пространственной и воздушной среды. Сами художники определили главные особенности своего творчества как "здоровое и радостное восприятие жизни, чуждое готических изломов и душевной неуравновешенности". Хотя большинство членов группы составляли графики, после первой выставки появилась тенденция к проникновению сюда и живописцев (А. Древин, Н. Удальцова и др.). Это свидетельствует не только о расширении платформы, но и о серьезной работе членов группы "Тринадцать" в области цвета. Группа существовала до 1932 г. @SIG=Е.П. "Утвердители нового искусства" (УНОВИС) -- объединение художников, первоначально возникшее в Витебске в 1919 г., когда для руководства живописной мастерской туда приехал К. С. Малевич. Его ученики (Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, Л. А. Юдин и др.) объединились в группу под названием "Последователи нового искусства" (ПОСНОВИС, с февраля 1920 г. -- УНОВИС). Ее члены организовали несколько выставок. С 1920 г. филиал объединения появился в Смоленске, группы УНОВИСа образовались в Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре и Саратове. В своем творчестве члены УНОВИСа опирались на принципы супрематизма -- направления авангардистского искусства, получившего обоснование в теоретических работах Малевича. В конце 1922 г. Малевич с группой учеников переехал в Петроград, где под его руководством был организован Государственный институт художественной культуры (Гинхук). С этого времени деятельность УНОВИСа получила прочное основание. В Институте занятия вели многие талантливые художники. Так, лабораторией цвета заведовала В. М. Ермолаева, лабораторией формы -- Л. А. Юдин. В качестве аспирантов и практикантов выступали молодые тогда художники А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник и др. Сотрудники Гинхука изучали законы, лежащие в основе смены художественных стилей, под руководством Малевича практически применяли его теорию в учебном процессе. Весной 1923 г. члены УНОВИСа были широко представлены на "Выставке картин петроградских художников всех направлений". В основу показа их работ был положен системный принцип. Зрители, пришедшие на выставку, увидели три самостоятельные блока -- "система кубизма", "система футуризма" и "система супрематизма", позволявшие составить довольно четкое представление о новейших направлениях в современном искусстве. Деятельность УНОВИСа, развивавшаяся на основе работы Гинхука, прекратилась одновременно с закрытием института в 1928 г. @SIG=Е.П. "Фаланга" (нем. "Phalanx") -- объединение независимых художников, организованное в 1901 г. В. В. Кандинским в Мюнхене в противовес немецкому "Сецессиону". За время существования объединение организовало двенадцать выставок, которые критика тех лет называла "сверхсовременными". На них были представлены декоративное искусство и живопись. Участвовали в основном немецкие художники. Объединение имело свою художественную школу. В 1904 г. оно прекратило существование. @SIG=Ю.Д. "Цех живописцев" -- общество художников, основанное в 1926 г. в Москве по инициативе А. В. Шевченко и его учеников. Созданию "Цеха живописцев" предшествовала выставка "Цветодинамос и тектонический примитивизм", участники которой, объединившись, провозгласили своей задачей разносторонние живописные искания. Общество не имело единого творческого лица, его художники (Р. Н. Барто, Б. А. Голополосов, В. В. Почиталов, В. В. Каптеров и др.) нередко обращались к современной тематике, используя приемы различных течений европейского искусства XIX--XX вв. "Цех живописцев" организовал три выставки (1926, 1928, 1930). В 1930 г. прекратил свое существование. @SIG=О.Н. "Четыре искусства" -- объединение московских и ленинградских художников и архитекторов разных поколений, созданное в 1924 г. по инициативе прежних участников выставок обществ "Голубая роза" и "Мир искусства". приоритетами художественного творчества объявлялись высокий профессионализм и эмоциональная содержательность произведений. Своей задачей члены объединения считали изучение специфики и синтетического взаимодействия основных видов искусства (живописи, графики, скульптуры), а также архитектуры, принципов градостроительства. Отсюда название "4 искусства". Его членами-учредителями выступили: Е. М. Бебутова, Л. А. Бруни, И. С. Ефимов, К. Н. Истомин, А. Е. Карев, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, В. В. Лебедев, Л. М. Лисицкий, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, Н. А. Тырса, П. С. Уткин, В. А. Фаворский и др. В конце 1920-х гг. "4 искусства" объединяло около семидесяти живописцев, графиков и скульпторов. Заметная роль в его деятельности принадлежала архитекторам И. В. Жолтовскому, В. А. Щуко, А. В. Щусеву и др. Объединение организовало выставки в Москве (1925, 1926, 1929) и в Ленинграде (1928). На них экспонировали свои работы и художники из Воронежа, Саратова, Тифлиса, других городов. Однако деятельность объединения не получила понимания официальных кругов. Приверженность традициям мирового искусства и культуры, стремление его членов к высокому профессионализму, упорная работа над совершенствованием художественной формы своих произведений как инструмента выразительности было названо "контрабандой" и "художественной контрреволюцией" (журнал "Искусства в массы"). Общество "4 искусства" было обвинено в "узко-формалистических, по существу, буржуазных тенденциях". Ощутив на себе тяжелый идеологический прессинг, объединение в 1931 г. было вынуждено прекратить свою деятельность. @SIG=Е.П. Список имеющихся иллюстраций. 1. С. В. Малютин. Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина. (М., изд. А. И. Мамонтова) 1898. 2. А. Т. Матвеев. Спящие мальчики. 1907. Гипс. 3. Ф. Ф. Щедрин. Диана. 1798. Мрамор. 4. Ф. И. Шубин. Екатерина II -- законодательница. 1789. 5. Не нужна. 6. Д. С. Стелецкий. Знатная боярыня (Марфа-посадница, Борецкая). 1910. Дерево раскошенное. 7. С. Ю. Судейкин. В парке. 1907. Масло. 8. А. И. Теребнев. А. С. Пушкин. 1837. Чугун. 9. Сюжет на выводе неясен. 10. И. П. Трубецкой. Мать с ребенком. 1898. Бронза. 11. Ф. П. Толстой. Народное ополчение. 1812-1816. Воск. 12. В. А. Ватагин. Ор?л. 1913. Дерево. 13. Сюжет на выводе неясен. 14. Г. С. Верейский. Портрет матери. 1930. Черная акварель. 15. Сюжет неясен. 16. А. Н. Волков. Караван. 1920-е гг. Масло. 18. П. В. Вильямс. Портрет К. С. Станиславского. 1933. Масло. 19. Н. И. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой. 1914. Масло. 20. Н. А. Андреев. Портрет А. М. Горького. 1921. Уголь, сангина. 21. Н. А. Андреев. В. И. Ленин пишущий. 1920. Бронза. 22. Ю. П. Анненков. Портрет фотографа-художника М. А. Шершина. 1918. Масло. 23. Ю. П. Анненков. Портрет М. А. Кузмина. 1919. Акварель, цветной и графитный карандаш. 24. А. П. Архипенко. Перед зеркалом. 1915. Масло, карандаш. 25. И. П. Аргунов. Портрет неизвестного скульптора (архитектора?) 1760-е (?). Масло. (Автопортрет). 26. А. П. Антропов. Портрет атамана Ф. И. Краснощ?кова. 1761. Масло. 27. В. К. Бялыницкий-Бируля. Вешние воды. 1930. Масло. 28. К. Ф. Богаевский. Старый Крым. 1902. Масло. 29. В. Л. Боровиковский. Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского. 1799. Масло. 30. А. П. Боголюбов. Вид с Лебяжьей канавки на Михайловский замок в Петербурге. Масло. 31. В. Э. Борисов-Мусатов. Весна. 1901. Масло. 32. А. П. Архипенко. Гондольер. 1914. Бронза. 33. И. Э. Браз. Портрет графини Е. М. Толстой. 1900. МАсло. 34. И. И. Бродский. Портрет жены художника М. М. Бродской на террасе. 1908. Масло. 35. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Масло. 36. Л. А. Бруни. Судак. У речки. 1937. Акварель, белила. 37. В. В. Кандинский. Синий гребень. 1917. Масло. 38. Ф. А. Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824. Масло. 39.В. В. Кандинский. Амазонка в горах. Масло на лаке, стекло. 40. А. Е. Кар?в. Нева. 1934. Масло. 41. А. В. Шевченко. Гладильщица. 1920. Масло. 42. А. Н. Бенуа. Парад при Павле I. 1907. Гуашь, белила. 43. К. Ф. Богаевский. Корабли. 1912. Масло. 44. А. П. Брюллов. Автопортрет. 1830. Акварель, тушь перо. 45. А. Л. Каплан. Родители. 1971. Темпера, гуашь. 46. М. З. Шагал. Прогулка. 1917. Масло. 47. Б. Д. Королев. Человек. 1920. Гипс, железо. 48. Б. Д. Королев. Сидящая женщина. 1919. Гипс, окраска по плоскостям. 49-50. М. В. Добужинский. Иллюстрации к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи". 1922. 51. Ф. Г. Гордеев. Прометей. 1769. Свинец. Отлив XIX в. 52. Б. Д. Григорьев. В экипаже. 1913. Графитный карандаш. 53. Не нужна. 54. Неясен сюжет. 55. Е. Е. Лансере. Петербург начала XVIII в. Здание Двенадцати коллегий. 1902. Темпера. 56. Е. Е. Лансере. Петербург. У старого Никольского рынка. 1901. Акварель, гуашь, тушь, белила. 57. А. Я. Головин. Портрет режисера В. Э. Мейерхольда. 1917. Темпера. 58. В. М. Максимов. Вс? в прошлом. 1889. Масло. 59. Н. И. Альтман. Портрет молодого еврея. (Автопортрет). 1916. Гипс, медь, дерево. 60. М. М. Антокольский. Ермак. 1891. Бронза. 61. М. М. Антокольский. Нестор Летописец. 1890. Мрамор. 62. А. Н. Бенуа. Иллюстрация к "Медному всаднику" А. С. Пушкина. 1904. 63. П. К. Клодт. Укрощение коня. Бронза. 64. Д. Н. Кардовский. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Каштанка". 1903. 65. М. И. Козловский. Бдение Александра Македонского. 1780-е гг. Мрамор. 66. П. К. Клодт. Кобыла с жеребенком. Отлив по модели 1854-1855 гг. Бронза. 67. Е. С. Круглова. Розы. 19__ Масло. 68. В. И. Демут-Малиновский. Портрет А. В. Суворова. Отлив сер. XIX в. с оригинала 1814 г. Бронза. 69. Н. П. Крымов. Утро. 1911. Масло. 70. В. И. Демут-Малиновский. Русский Сцевола. Отлив 1961 г. с гипсового оригинала 1813 г. Бронза. 71. А. С. Голубкина. Сидячий человек. 1912. Гипс. 72. А. С. Голубкина. Портрет Е. П. Носовой-Рябушинской. 1912. Мрамор. 73. А. М. Васнецов. Северный край. 1898-1899. Масло. 74. Ю. А. Васнецов. Дама с мышкой. 1932-1934. Масло. 75. Ю. А. Васнецов. Чудо-юдо рыба-кит. 1939. Цветная автолитография. 76. В. А. Ватагин. Верблюды. 1924. Карандаш, тушь. 77. В. В. Верещагин. У дверей мечети. 1873. Масло. 78. З. Е. Серебрякова. Автопортрет. 1922. Масло. 79. Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к роману А. Н. Толстого "Петр I". 1940. Уголь, черная акварель. 80. Г. В. Сорока. Рыбаки. Втор. пол. 1840-х гг. Масло. 81. В. А. Синайский. Осоавиахимовец. 1932. Отлив 1960. Бронза. 82. Н. А. Тырса. Портрет А. А. Ахматовой. 1928. Ламповая копоть. 83. Л. И. Соломаткин. Петрушка. 1878. Масло. 84. Не нужна. Повтор. 85. В. Е. Ташлин. Матрос. 1911. Холст, темпера. 86. Г. А. Шульц. Фрагмент надгробия Б. Д. Королева. 1966. (По эскизу Б. Д. Королева; 1908 г.) Мрамор, гранит. 87. К. Ф. Юон. Молодые. Смех. 1930. Масло. 88. Г. И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796(7?). Масло. 89. М. К. Соколов. Портрет Андрея Белого. 1920-е гг. Тушь. 90. Н. А. Тырса. Обнаженная натура (Сидящая модель). 1937. Масло. 91. Ф. А. Васильев. Болото в лесу. Осень. 1872(3?). Масло. 92. П. С. Уткин. Натюрморт с белым кувшином. 1923. Масло. 93. В. В. Рождественский. Рыбак-колхозник. Беломорье. Село Лопшеньго. 1938. Масло. 94. Ф. С. Рокотов. Портрет графини Е. В. Санти. 1785. Масло. 95. А. М. Родченко. Беспредметная композиция. 1918. Масло. 96. Натюрморт ? 97. Андрей Рублев. Спас. Фрагмент иконы "Звенигородского чина". Начало XV в. Темпера. 98. Андрей Рублев. Троица Ветхозаветная. Начало XV в. Темпера. 99. Феофан Грек. Столпник. 1378. Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 100. О. В. Розонова. Городской пейзаж. Около 1910 г. Масло. 101. П. И. Рудаков. Портрет девушки. 1939. 102. А. И. Русаов. Женщина за столом. 1929. Масло. 103. А. П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895. Масло. 104. А. Н. Самохвалов. Метростроевка со сверлом. 1937. Масло. 105. А. К. Саврасов. Радуга. 1875. Масло. 106. А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке. 1932. Масло. 107. Сюжет неизвестен. 108. А. А. Пластов. Витя-подпасок. 1951. Масло. 109. А. А. Пластов. Полдень. 1961. Масло. 110. Л. С. Попова. Портрет философа. 1915. Масло. 111. И. А. Пуни. Улица. 1919(?). Акварель, тушь, цветной карандаш. 112. М. С. Родионов. Холстомер увидел табун. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого "Холстомер". 1934. Цветная литография. 113. К. Н. Редько. Нина. 1929. Масло. 114. Н. К. Рерих. Славяне на Днепре. 105. Темпера. 115. А. А. Рылов. Автопортрет. 1930. Угольный карандаш, акварель. 116. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-73. Масло. 117. К. С. Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934. Масло. 118. С. Д. Меркуров. Мысль. 1923. Гранит. Установлена на могиле автора в 1956 г. 119. А. Т. Матвеев. Автопортрет. 1939-1941. Бронза. 120. А. И. Морозов. Базарная площадь в Кинешме. 1930-е гг. Масло. 121. В. И. Мухина. Женский торс. 1927. Дерево. 122. Г. С. Верейский. (?) 123. В. В. Пакулин. Матросы (В кабачке). 1929 (?). Масло. 124. И. И. Нивинский. ЗАГЭС. 1927. Цветной офорт. 125. А. П. Рябушкин. Московская девушка XVII века. 1903. Масло. 126. Сюжет неизвестен. 127. Д. И. Митрохин. ЦПКиО. Цветы на берегу пруда. 1937. Гравюра резцом. 128. И. И. Нивинский. Цветы. Боржоми. 1927. Тушь, гуашь. 129. Л. М. Лисицкий. Иллюстрация к еврейской сказке "Козочка". 1919. Цветная литография. 130. Сюжет неизвестен. 131. Ф. А. Малявин. Две девки. Б. г. Масло. 132. К. С. Малевич. Крестьянка. 1928-1932. Масло. 133. М. Г. Манизер. Автонадгробие. 1971. Бронза, гранит. 134. И. И. Машков. Портрет мальчика в расписной рубашке. 1909. Масло. 135. И. И. Машков. Натюрморт с веером. 1922. Масло. 136. Феофан Грек. 137. Б. Д. Григорьев. Девочка с бидоном. 1917. Масло. 138. К. Н. Истомин. В мастерской. 1929. Масло. 139. В. В. Лебедев. Бумажные цветы и раковина. 1930. Масло. 140. В. В. Лебедев. Гладильщица. 1925. Гуашь, уголь, карандаш, аппликация. 141. А. А. Лабас. Дирижабль и детдом. 1930. Масло. 142. А. В. Лентулов. Портрет режиссера А. Я. Таирова. 1919-1920. Масло. 143. С. Д. Лебедева. Робеспьер. 1920. Рельеф. Гипс тонир. 144. М. Ф. Ларионов. Обнаж?нная. 1911. Масло. 145. А. М. Герасимов. Полдень. Теплый дождь. 1939. Масло. 146. С. В. Герасимов. Клятва сибирских партизан. 1933. Масло. 147. С. В. Герасимов. Хлеб наш насущный. 1921. Масло. 148. А. Д. Гончаров. Фронтиспис к поэме А. Блока "Двенадцать". 1924. Ксилография. 149. Н. С. Гончарова. Беление холста. 1908. Масло. 150. Н. С. Гончарова. Конь бледный. Из альбома "Мистические образы войны". 1914. Литография. 151. А. В. Фонвизин. Портрет девочки в полосатом платье ("Мышка"). 1951. Акварель. 152. А. В. Фонвизин. В цирке. 1931. Акварель. 153. Н. Н. Ге. Тайная вечеря. 1863. Масло. 154. Д. А. Дубинский. Иллюстрация к повести А. Гайдара "Чук и Гек". 1950. Тушь. 155. Сюжет неизвестен. 156. И. С. Ефимов. Страус. 1935. Кованая медь, дерево. 157. И. С. Ефимов. Бизон. 1913. Дерево. 158. В. Фаворский. Обложка журнала "Ма´ковец" 1923, №3. Ксилография. 159. Р. Ф. Фальк. Автопортрет в желтом. 1924. Масло. 160. А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942. Масло. 161. А. А. Дейнека. Раздолье. 1944. Масло. 162. А. Д. Древин. Ужин. 1915. Масло. 163. А. Д. Древин. Спуск на парашюте. 1932. Масло. 164. Н. Н. Купреянов. Дамский парикмахер. 1920-1922. Ксилография. 165. П. В. Кузнецов. Стрижка баранов. Темпера, пастель. 166. В. И. Курдов. Медный самовар. 1926-1927. Масло. 167. Н. В. Кузьмин. Иллюстрация к рассказу Н. С. Лескова "Левша". 1957. Бумага, акварель, тушь. 168. В. И. Курдов. Битва красных с белыми. Иллюстрация к книжке-картинке А. Введенского "Конная Буденного". 1931. Акварель, тушь. 169. П. В. Кузнецов. Портрет А. Т. Матвеева. 1928. Масло. 170. А. И. Кравченко. Днепрострой. 1931. Ксилография. (см. ил. 124). 171. А. В. Куприн. Большой натюрморт с искусственными цветами, красным подносом и деревянной тарелкой. 1949. Масло. 172. Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Дама с собачкой". 1945-1946. Черная акварель. 173. А. В. Куприн. Обнаженная натурщица с красной ленточкой в волосах и с синим подносом. 1910-е гг. Масло. 174. А. В. Куприн. Кактус и фрукты. 1918. Масло. 175. Н. Н. Купреянов. Натюрморт. 1920. Ксилография. 176. П. П. Кончаловский. Новгородцы. 1925. Масло. 177. А. И. Кравченко. Страдивари в своей мастерской. 1926. Ксилография. 178. Б. Д. Королев. Человек. 1920. Гипс, железо. 179. Иван Клюн. Супрематический рисунок. Акварель, графический карандаш. 180. А. В. Шевченко. Автопортрет с конем. 1915-16. Масло. 181. С. В. Чехонин. Обложка журнала "Октябрь". 1921. 182. С. В. Чехонин. Поднос "РСФСР". 1921. Фарфор, роспись, золочение. 183. В. И. Шухаев. Хлебы. Нормандия. 1923. Масло. 184. Д. П. Штеренберг. Натюрморт с лампой и селедкой. 1920. Масло.