шего позволения. - Да, конечно. Пройдите сюда. Я проследовала за ним, почистив свои ботинки и сняв их перед входом. Он провел меня через заднюю часть дома в милую комнатку, выходящую в храмовый садик. - Я пойду и прикажу приготовить для Вас еду и жаровню с углем, чтобы Вы могли согреться, - сказал он и удалился. Предоставленная сама себе, я восхищенно смотрела на золотых карпов, плавающих в пруду, расположенном в нескольких футах от дома. Дождевые капли падали на его поверхность, на маленький каменный мост над прудом, на каменную пагоду, на дорожки, выложенные камнем. Я хотела бы пройти по этому мосту - как непохож он на металлические, холодные и темные, - и затеряться здесь на век или два. Вместо этого я уселась и важно отпивала чай, который принесли мгновеньем позже, и согревала ноги, и сушила носки над жаровней, которую принесли после чая. Позднее, когда я почти съела поданную еду и наслаждалась разговором с молодым священнослужителем, который попросил разрешения составить мне компанию, пока настоятель занят, я увидела моего первого эпигона. Он напоминал очень маленького слона, гуляющего по одной из извилистых дорожек сада и нюхающего воздух по сторонам своим змеевидным хоботом. Меня он пока не заметил. Я указала на него священнику, который не смотрел в эту сторону. - О господи! - воскликнул он, перебирая свои четки. Когда он посмотрел в ту сторону, я повернула мой посох в нужную позицию. Как только он подошел поближе, я поспешила доесть мою еду. Я боялась, что моя чашка может пострадать во время схватки. Священник взглянул назад, когда он услышал движение посоха. - Нет нужды делать это, - сказал он. - Как я уже объяснял, эти демоны не нападают. Я покачала головой и проглотила еду. - Этот будет нападать, как только почувствует мое присутствие. Видите ли, я именно та, кого они ищут. - О господи! - повторил он. Я подождала, пока он перестанет двигаться в моем направлении и направится к мостику. - Он более плотный, чем обычно, - сообщила я. - Три дня, да? - Да. Я подошла к выходу и сделала шаг наружу. Он внезапно взлетел на мост и ринулся ко мне. Я встретила его острием, но ему удалось избежать его. Я повернула посох дважды и ударила его, когда он развернулся. Мои удары попали в цель, и я попала в грудь и в щеку. Эпигон исчез, как горящий водородный шар, а я осталась, потирая свое лицо и глядя вокруг. Другой эпигон проскользнул в нашу комнату из внутренних покоев монастыря. Сделав внезапный выпад, я поразила его с первого удара. - Я думаю, мне пора двигаться, - сказала я. - Спасибо за Ваше гостеприимство. Передавайте мои извинения настоятелю, за то что я не смогла встретиться с ним. Я согрелась и насытилась и узнала все, что хотела, о ваших демонах. Можете не беспокоиться о терминале. Вероятно, они скоро перестанут посещать вас и больше не вернутся. - Вы уверены? - Я это знаю. - Я не знал, что терминал - источник демонов. Продавец ничего не сказал нам. - Ваш теперь будет в порядке. Он проводил меня до ворот. - Спасибо Вам за изгнание дьяволов. - Спасибо за еду. Я шла несколько часов, пока нашла место для лагеря в пещере, воспользовавшись своим пончо для укрытия от дождя. И сегодня я пришла сюда, чтобы наблюдать за волной смерти. Хотя, не только. Такой большой на море нет. Моя еще где-то там. 19. ВИД ГОРЫ ФУДЗИ ОТ ШИХИРИГАБАМА Фудзи за соснами, в тени, за ней поднимаются облака... Все идет к вечеру. Погода сегодня хорошая, мое здоровье тоже. Я встретила двух монахов и шла вместе с ними некоторое время. Я была уверена, что где-то их видела, поэтому я поздоровалась с ними и спросила, возможно ли это. Они ответили, что они совершают свое собственное паломничество к дальнему монастырю и допускают, что я тоже выгляжу знакомой. Мы вместе перекусили на обочине. Наш разговор ограничивался общими местами, хотя они спросили, что я слышала о привидениях в Канагава. Как быстро распространяются слухи подобного рода. Я сказала, что знаю, и мы вместе поговорили об этих странностях. Через какое-то время я забеспокоилась. Каждый поворот моего пути оказывался также и их путем. Когда меня приглашают на короткое время, у меня нет желания к долговременному времяпрепровождению, а их путь оказывался уж слишком совпадающим с моим. В конце-концов, когда мы подошли к развилке, я спросила, по какой дороге они пойдут. Они колебались, затем сказали, что пойдут направо. Я выбрала левый путь. Через некоторое время они присоединились ко мне, сказав, что изменили свое решение. Когда мы подошли к городу, я остановила машину и предложила водителю порядочную сумму, чтобы он отвез меня в деревню. Он согласился и мы уехали, оставив их на дороге. Я остановила машину, прежде чем мы доехали до следующего города, заплатила ему и наблюдала, как он отъехал. Тогда я свернула на тропинку, идущую в нужном направлении. Через некоторое время я сошла с тропинки и пошла прямо по лесу, пока не наткнулась на другую дорогу. Я остановилась поблизости от дороги, на которую вышла в конце-концов, а на следующее утро позаботилась о том, чтобы уничтожить все следы моего пребывания здесь. Монахи не появлялись. Может быть, они вполне безопасны, но я должна доверять моей тщательно культивируемой паранойе. Которая привела меня к тому, что я заметила этого человека вдалеке - европейца, я думаю, судя по его одежде... Он время от времени останавливался, делая фотоснимки. Конечно, я вскоре уйду от него, если он следил за мной - или даже если нет. Ужасно, что приходится слишком долго быть в таком положении. Скоро я начну подозревать школьников. Я смотрела на Фудзи, когда тени удлинялись. Когда появились первые звезды, я все еще смотрела. Так я ускользну прочь. Я увидела, что небо темнеет. Фотограф собрал свои инструменты и ушел. Я оставалась начеку, но когда я увидела первую звезду, я соединилась с тенями и угасла, как день. 20. ВИД ГОРЫ ФУДЗИ С ПЕРЕВАЛА ИНУМЕ Сквозь туман и над ним. Дождь прошел чуть раньше. Вот Фудзи, тучи на ее челе. Этот вид производит достойное впечатление. Я сижу на поросшей мохом скале и стараюсь запомнить все изменения вида Фудзи, когда быстрый дождь занавешивает ее, прекращается, начинается снова. Дует сильный ветер. Снизу ползет туман. Царит оцепенелое молчание, нарушаемое лишь монотонным заклинанием ветра. Я устраиваюсь поудобнее, ем, пью, смотрю, и снова продумываю мои последние планы. Все идет к концу. Скоро цикл замкнется. Раньше я думала о том, чтобы выбросить здесь свои медикаменты в знак того, что обратной дороги нет. Сейчас я думаю об этом как о глупом романтическом жесте. Мне нужна вся моя сила, вся поддержка, которую я могу получить, чтобы у меня были шансы на успех. Вместо того, чтобы выбросить лекарства, я принимаю таблетку. Надо мной дуют ветры. Они накатываются волнами, но охватывают целиком. Несколько путешественников проходят ниже. Я отклоняюсь назад, скрываясь из их поля зрения. Они проходят как привидения, их слова относит ветром, они даже не долетают до меня. У меня возникает желание запеть, но я себя останавливаю. Я сижу довольно долго, уйдя в свои мысли. Так хорошо путешествовать в прошлом, прожить жизнь еще раз... Подо мной. Другая таинственно знакомая фигура появляется в поле зрения, таща снаряжение. Я не могу разглядеть ее отсюда, да и не надо. Так как он останавливается и начинает разворачивать свое снаряжение, я знаю, что это фотограф из Шихиригахамы, пытающийся запечатлеть еще один вид Фудзи. Я наблюдаю за ним некоторое время и он даже не глядит в мою сторону. Скоро я уйду, не узнав его. Я могу допустить, что это совпадение. На время, конечно. Если я увижу его снова, мне, должно быть, придется убить его. Я слишком близка к цели, чтобы допустить даже возможность существования пересечения. Я решаю двинуться сейчас, так как лучше путешествовать перед ним, а не после него. Фудзи-на-высоте, это было хорошее место для отдыха. Мы скоро увидимся снова. Пойдем, Хокусай, пора идти. 21. ВИД ГОРЫ ФУДЗИ ОТ ГОР ТОТОМИ Ушли старые лесорубы, разрезающие стволы на доски, придающие им форму. Только Фудзи, заснеженная и покрытая тучами, осталась. Мужчины на картине работают по-старому, как бондарь Овари. Кроме тех картин, на которых изображены рыбаки, живущие в гармонии с природой, это одна из тех двух картин в моей книге, на которых изображены люди, активно меняющие мир. Их работа слишком обычна для меня, чтобы видеть в ней изображение Девственности и Движения. Они, должно быть, делали ту же работу за тысячу лет до Хокусая. Все же это сцена человеческого преобразования мира, и это ведет меня вглубь веков от нашего времени, времени изощренных орудий и крупномасштабных изменений. Я вижу в этом изображении то, что будет сделано потом, металлическую кожу и пульсирующую информацию нашего мира. И Кит тут же, богоподобный, оседлавший электронные волны. Беспокойство. С точки зрения античной жизнерадостности, существующее положение не более чем мгновение в человеческой истории и независимо от того, выиграю ли я или буду побеждена, останется грубая материя, которая победит, несмотря на любые препятствия. Я действительно хочу верить в это, но я должна оставить подробности политикам и проповедникам. Мой путь лежит отдельно и определяется моим видением того, что должно быть сделано. Я больше не видела фотографа, хотя вчера заметила монахов, остановившихся на отдых на дальнем холме. Я рассмотрела их в мою подзорную трубу и обнаружила, что это те же самые монахи, с которыми я уже сталкивалась. Они не заметили меня, и я постараюсь сделать так, чтобы наши пути больше не пересекались. Фудзи, я вобрала в себя двадцать один твой вид. Чуть пожить, чуть умереть. Скажи богам, если ты об этом думаешь, что мир почти умер. Я иду пешком и рано останавливаюсь на ночлег в поле рядом с монастырем. Я не хочу входить туда из-за последнего случая. Укладываюсь в укромном месте рядом, среди скал и проростков сосны. Сон приходит быстро. Я пробуждаюсь внезапно и дрожу в темноте и безмолвии. Я не могу вспомнить, что меня разбудило, какой-то звук или сон. Но я так испугана, что готова бежать. Я стараюсь успокоиться и жду. Что-то движется, как лотос в пруду, позади меня, затем надо мной, одетое в звезды, светящееся своим молочным, потусторонним светом. Это утонченное изображение бодисатвы, чем-то похожей на Каннон, в одеждах из лунного света. - Мэри. Его голос нежен и заботлив. - Да? - Ты вернулась, чтобы путешествовать по Японии? Ты пришла ко мне, не так ли? Иллюзия разрушилась. Это Кит. Он тщательно подготовил этого эпигона. Наверно, в монастыре есть терминал. Попытается ли он применить силу? - Да, я на пути, чтобы увидеть тебя, - нашлась я. - Ты можешь соединиться со мной сейчас, если хочешь. Он протянул чудесно изваянную руку, как будто для благословения. - Мне осталось совсем немного сделать, прежде чем мы соединимся. - Что может быть более важным? Я видел медицинские записи. Я знаю о твоем состоянии. Это будет трагедия, если ты умрешь на дороге, так близко от своего освобождения. Приди сейчас. - Ты ждал так долго и время для тебя так мало значит. - Я забочусь о тебе. - Я уверяю тебя, я должна сделать необходимые приготовления. Между прочим, кое-что беспокоит меня. - Расскажи мне. - В прошлом году была революция в Саудовской Аравии. Это казалось хорошим для них, но испугало японских импортеров нефти. Внезапно новое правительство стало выглядеть в газетах очень плохим, а новая контрреволюционная группа оказалась более сильной и лучше подготовленной, чем была на самом деле. Главные силы выступили на стороне контрреволюционеров. Сейчас они у власти, но оказались гораздо хуже, чем первое правительство, которое было свергнуто. Кажется возможным, но непостижимым, что все компьютеры мира были каким-то образом введены в заблуждение. А сейчас проходит конференция в Осаке, на которой должно быть выработано новое соглашение по нефти с последним правительством. Кажется Япония будет иметь хорошую долю в этом. Ты однажды сказал, что ты вне этих мирских забот, или я ошибаюсь? Ты японец, ты любишь свою страну. Ты мог бы участвовать в этом? - Что, если да? Это так мало значит в свете вечных ценностей. Если подобные сантименты и остались во мне, нет ничего недостойного в том, что я предпочитаю свою страну и свой народ. - Но если ты сделал это сейчас, что помешает тебе однажды вмешаться снова, когда обычай или чувства подскажут тебе, что ты мог бы? - Что из того? - ответил он. - Я только протянул палец и слегка стер пыль иллюзий. - Я вижу. - Я сомневаюсь, что это так, но ты сможешь увидеть, когда соединишься со мной. Почему бы не сделать это сейчас? - Скоро, - сказала я. - Дай мне закончить мои дела. - Я дам тебе несколько дней, но потом ты должна быть со мной навсегда. Я склонила голову. - Я скоро снова увижу тебя. - Спокойной ночи, любовь моя. - Спокойной ночи. После этого он удалился. Его ноги не касались земли и он прошел через стену монастыря. Я приняла мое лекарство и бренди. Двойную дозу каждого... 22. ВИД ГОРЫ ФУДЗИ ОТ ГОРЫ СУМИДА В ЭДО Так я пришла к месту перевоза. Картина показывает паромщика, везущего множество людей в город. Вечер. Фудзи лежит темная и грустная на далеком расстоянии. Здесь я действительно думаю о Хароне, но мысли не доставляют беспокойства, как раньше. Я пройду по мосту сама. Так как Кит оказал мне благосклонность, я свободно иду по широким улицам, воспринимаю запахи, слышу шум и наблюдаю людей, идущих по своим делам. Я думаю, что Хокусай мог бы делать в наше время? Он по природе молчун. Я немного выпила, я улыбаюсь без причины, я даже ем вкусную еду. Я устала от переживания своей жизни. Я не ищу утешения в философии или литературе. Я просто гуляю по городу, моя тень скользит по лицам и витринам, барам и театрам, храмам и конторам. Любой, кто приближается, сегодня желанен. Я ем "сухи", играю в азартные игры, я танцую. Для меня сегодня нет вчера, нет и завтра. Когда мужчина кладет руку на мое плечо, я притягиваю его к себе и смеюсь. Он хорош для часового упражнения и смеха в маленькой комнатенке, которую он находит для нас. Я сделала так, что он несколько раз закричал, прежде чем я покинула его, хотя он умолял меня остаться. Слишком много нужно сделать и увидеть, милый. Здравствуй и прощай. Я иду... По паркам, аллеям, садам, площадям. Пересекаю... Маленькие и большие мосты, улицы, тропинки. Лодка, собака. Крик, ребенок. Плач, женщина. Я прохожу среди вас. Я ощущаю вас с бесстрастной страстью. Я вбираю в себя всех, так как на эту ночь я могу вобрать весь мир. Я иду под легким дождем и по холоду, который наступает после него. Моя одежда промокает, затем высыхает. Я захожу в храм. Я плачу таксисту, чтобы он провез меня по городу. Я ужинаю. Захожу в другой бар. Прохожу по пустынным игровым площадкам, где я смотрю на звезды. И я останавливаюсь перед фонтаном, посылающем воду в светлеющее небо до тех пор, пока звезды исчезают и только их последние лучи падают на меня. Потом завтрак и долгий сон, снова завтрак и еще более длинный сон... А ты, мой отец, в грустной вышине? Я скоро покину тебя, Хокусай. 23. ВИД ГОРЫ ФУДЗИ ОТ ЭДО Снова гуляю, ненастным вечером. Сколько времени прошло с тех пор, как я разговаривала с Китом? Думаю, слишком много. Эпигон может появиться на моем пути в любой момент. Я сузила мои поиски до трех храмов - ни один из них не изображен на картине, если быть точным, только верхушка какого-то из них под невозможным углом, Фудзи за ней, дымящаяся, тучи, туман. Я проходила мимо них много раз, как кружащая птица. Я не хочу больше делать этого, так как я чувствую, что правильный выбор скоро будет сделан. Некоторое время тому назад я поняла, что за мной кто-то идет, действительно идет, по всем моим кругам. Кажется, мои худшие опасения не беспочвенны: Кит использует людей так же, как и эпигонов. Как нашел их и что он пообещал им, я не берусь угадывать. Кто еще мог бы следить за мной в этом месте, наблюдать, как я держу обещание и применить силу в случае необходимости? Я замедляю свои шаги. Но кто бы ни был за мной, он делает то же самое. Еще нет. Отлично. Расстилается туман. Эхо моих шагов тонет в нем. И шаги моего преследователя тоже. К несчастью. Я направляюсь к другому храму. Я снова замедляю шаги, все мои чувства обострены. Ничего. Никого. Все в порядке. Время не проблема. Я двигаюсь. Через долгое время я приближаюсь к третьему храму. Это должен быть он, но мне нужно, чтобы мой преследователь выдал себя каких-нибудь звуком. После этого, конечно, я должна буду разделаться с этой персоной, прежде чем двигаться дальше. Я надеюсь, что это будет не слишком трудно, так как все может измениться из-за этого небольшого столкновения. Я снова замедляю шаги и никто не появляется, только влага тумана на моем лице и руки обхватили посох. Я останавливаюсь. Ищу в кармане пачку сигарет, которую я купила во время моего недавнего праздника. Я сомневаюсь, чтобы они могли укоротить мою жизнь. Когда я подношу сигарету к губам, я слышу слова: - Вам нужен огонь, мадам? Я киваю и поворачиваюсь. Один из тех двух монахов щелкает зажигалкой и подносит мне огонек. Я в первый раз замечаю грубые мозоли по краю его ладоней. Он их держал от глаз подальше, пока мы путешествовали вместе. Другой монах появился за ним, слева. - Спасибо. Я выдыхаю и посылаю дым на соединение с туманом. - Вы прошли большой путь, - говорит мужчина. - Да. - И Ваше паломничество пришло к концу. - Да? Здесь? Он улыбается и кивает. Поворачивает голову в сторону храма. - Это наш храм, где мы поклоняемся новому бодисатве. Он ожидает Вас внутри. - Он может подождать, пока я докурю. - Конечно. Как бы ненароком, я изучаю мужчину. Он, вероятно, очень хорош в карате. Но я сильна в "бо". Если бы он был один, я была бы уверена в себе. Но их двое, и второй, наверное, так же силен, как и первый. Кокузо, где твой меч? Я внезапно испугалась. Я отвернулась, отбросила сигарету. Сделала первый выпад. Конечно, он был готов к этому. Неважно. Я ударила первой. Но другой стал подходить сзади и я должна двигаться в оборонительной позиции. Я услышала хруст, когда попала по плечу. Кое-что, в конце-концов... Я медленно продвигалась к стене храма. Если я подойду слишком близко, она будет мешать мне наносить удары. Я снова попыталась нанести решающий удар... Внезапно человек справа от меня согнулся, темная фигура появилась за его спиной. Нет времени на размышление. Я сосредоточила внимание на первом монахе, нанеся удар, затем еще один. Тот, кто пришел мне на помощь, был не столь удачлив. Второй монах оглушил его и начал наносить удары, ломающие кости. Мой союзник кое-что знал о борьбе без оружия, так как он стал в оборонительную позицию и блокировал многие из них, иногда даже нанося свои удары. Но он явно проигрывал. Наконец я нанесла ногой другому удар в плечо. Я три раза пыталась ударить моего противника, пока он был на земле, но все три раза он уворачивался. Я услышала короткий вскрик справа, но не могла отвести взгляд от своего противника. Он поднялся, и на этот раз я поймала его внезапным обманным движением и нанесла смертельный удар по голове. Затем развернулась, и во-время, так как мой союзник лежал на земле, а второй монах был рядом со мной. Или я была удачливой, либо он был сильно ранен, но я быстро разделалась с ним, проведя серию быстрых ударов. Я поспешила к третьему мужчине и опустилась на колени, тяжело дыша. Я заметила его золотую серьгу во время схватки со вторым монахом. - Борис. Я взяла его руку. - Почему ты здесь? - Я сказал тебе, у меня есть несколько свободных дней, чтобы помочь тебе, - сказал он, кровь стекала из уголка его рта. - Нашел тебя. Фотографировал... И смотри... Я тебе понадобился. - Прости меня. Ты лучше, чем я думала. Он сжал мою руку. - Я говорил тебе, что ты мне нравишься, Марьюшка. Слишком плохо... у нас не было - больше времени... Я наклонилась и поцеловала его, ощутив кровь на губах. Его рука разжалась. Я никогда не была знатоком людей. И так я поднялась. Я оставила его там, на мокром асфальте. Я ничего не могу сделать для него. Я иду в храм. У входа темно, но внутри достаточно света от свечей. Я никого не вижу. Не думаю, что кто-то должен быть здесь. Здесь были только эти два монаха, которые должны были притащить меня к терминалу. Я иду по направлению к свету. Это должно быть где-нибудь сзади. Я слышу, как дождь шуршит по соломенной крыше. Здесь несколько маленьких комнаток за светом. Наконец, я нахожу то, что искала. Это во второй комнате. И я даже не переступая порога, по ионизации чувствую, что Кит где-то здесь. Я прислоняю мой посох к стене и подхожу ближе. Кладу руки на тихо жужжащий терминал. - Кит, - говорю я, - я пришла. Передо мной нет эпигонов, но я чувствую его присутствие, и кажется, что он говорит мне, как в ту ночь, очень давно, когда я сидела в кресле с надетым шлемом: - Я знал, что ты будешь здесь сегодня. - И я тоже, - отвечаю я. - Все твои дела сделаны? - Большинство из них. - Сегодня ты готова соединиться со мной? - Да. Снова я чувствую это движение, почти сексуальное, когда он перетекает в меня. В этот момент он мог бы выиграть. "Татема" - это то, что вы показываете другим. "Хонне" - это ваше действительное намерение. Как Мусачи предупреждал в Книге Вод, я стараюсь не обнаружить моего "хонне" в этот момент. Я просто протягиваю руку и роняю мой посох так, что его металлический конец, подключенный к батареям, падает на терминал. - Мэри! Что ты сделала? - спрашивает он, когда жужжание прекращается. - Я отрезала твой путь к отступлению, Кит. - Почему? - Это единственный выход для нас. Я даю тебе этот "джигай", мой муж. - Нет! Я чувствую, как он захватывает контроль над моими руками. Но слишком поздно. Они уже движутся. Я чувствую, как лезвие входит в мое горло, в правильном месте. - Дура! - кричит он. - Ты не знаешь, что ты сделала! Я не смогу вернуться! - Я знаю. Когда я тяжело опускаюсь на терминал, мне кажется, что я слышу ревущий звук за моей спиной. Это Большая Волна, наконец пришедшая для меня. Я единственно сожалею, что я не сделала этого на последней станции, если, конечно, это то, что Хокусай пытается показать мне, за маленьким окном, за туманом и дождем и ночью. 24. ВИД ГОРЫ ФУДЗИ В ЛЕТНЮЮ БУРЮ