Shell - командный язык,  могущий  выполнять  как  команды,
введенные с терминала, так и команды, хранящиеся в файле.
                          Этот текст подготовлен НПО "КЛОТО"


Основы Linux
Bash-scripting

                Оглавление

1. Основные понятия языка shell . . . . . . . . . . . . . .
1_1. Ввод-вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1_2. Синхронное и асинхронное выполнение команд . . . . . .
1_3. Конвейер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1_4. Метасимволы, генерация имен файлов . . . . . . . . . .

2_ Синтаксис языка shell  . . . . . . . . . . . . . . . . .
2_1. Комментарии  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2_2. Подстановка результатов выполнения команд  . . . . . .
2_3. Переменные и подстановка их значений . . . . . . . . .
2_4. Специальные переменные . . . . . . . . . . . . . . . .

3_ Управляющие конструкции  . . . . . . . . . . . . . . . .
3_1. Цикл ДЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3_2. Оператор выбора  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3_3. Условный оператор  . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3_4. Цикл ПОКА  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3_5. Функции  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3_6. Зарезервированные слова  . . . . . . . . . . . . . . .
3_7. Специальные команды  . . . . . . . . . . . . . . . . .

4_ Выполнение shell-программ  . . . . . . . . . . . . . . .
4_1. Запуск shellа  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4_2. Выполнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4_3. Окружение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4_4. Сигналы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4_5. Замечания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5_ Дополнительные сведения  . . . . . . . . . . . . . . . .
5_1. Команда test . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5_2. Команда expr . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5_3. Команда ena  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





     Три направления ввода-вывода являются выделенными -  стан-
дартный ввод, стандартный вывод  и  стандартный  протокол.  Как
правило, команды берут исходные данные из стандартного ввода  и
помещают результаты в стандартный вывод.
     Стандартные ввод, вывод и  протокол  можно  переназначить.
Обозначение

        < <имя файла>

служит для переназначения стандартного ввода (дескриптор файла
0),

        > <имя файла>

для стандартного вывода (дескриптор файла 1);

        << <строка>

ввод происходит со стандартного ввода, пока не встретится  ука-
занная <строка> или конец файла,

        >> <имя файла>

для стандартного вывода; если файл существует, то выводимая ин-
формация добавляется к конец этого файла,

        <& <цифра>

в качестве стандартного ввода объявляется файл, ассоциированный
с дескриптором <цифра>; аналогично для стандартного вывода

        >& <цифра>

        <&- и >&-

закрывают соответственно стандартный ввод и вывод.
     Если любой из этих конструкций предшествует  цифра,  то  с
указанным файлом будет ассоциирован дескриптор, равный  указан-
ной цифре, вместо 0 и 1 по умолчанию. Например,

        2 > <имя файла>

для стандартного протокола используется дескриптор 2, а

        2 >& 1

ассоциирует дескриптор 2 с файлом, ассоциированным с дескрипто-
ром 1.

            ...  2>protocol
переназначает  стандартный  протокол  (дескриптор  2) в файл по
имени protocol.

Чтобы переназначить стандартный протокол туда же, куда уже наз-
начен стандартный вывод, следует употребить конструкцию
            ?...  2>&1

     Важен порядок переназначения: shell  производит  переназна-
чение слева направо по указанному списку. Так,

        1 > xxx 2 >& 1

сначала ассоциирует дескриптор 1 с файлом xxx, а затем дескрип-
тор 2 с 1, т.е. тоже с xxx. А

        2 >& 1 1 > xxx

ассоциирует дескриптор 2 с терминалом, а 1 - с файлом xxx.

        Можно переназначить системный ввод на текущий файл:

isql - - <

1_2. Синхронное и асинхронное выполнение команд

Обычно shell ждет завершения выполнения команды. Однако имеется возможность запустить задачу в асинхронном режиме, т.е. без ожидания ее завершения. Для этого после команды (после всех ее аргументов и указаний о переназначении ввода-вывода) надо поставить знак &. При этом по умолчанию стандартный ввод коман- ды назначается на пустой файл /dev/null. Пример: создать файл primer можно по команде echo > primer Еще пример: запустить программу prog в асинхронном режиме, что- бы не надо было дожидаться его завершения, засечь время выпол- нения, результаты программы направить в файл prog.res, данные о времени выполнения - в файл prog.tim. time prog > prog.res 2> prog.tim & Конвейер - последовательность команд, разделенных знаком |. Если после конвейера стоит ; shell ждет его завершения. Если & - то не ждет. Роль ; может играть конец строки. Смысл конвейера в том, что стандартный вывод одной команды замыкается на стан- дартный ввод другой. Пример конвейера - подсчитать число объ- ектных файлов в текущем каталоге. ls *.o | wc -l Метасимволы - символы, имеющие специальное значение для интерпретатора : ? * ; & ( ) | ^ < > <пробел> <табуляция> <возврат_каретки> Однако каждый из этих символов может представлять самого себя, если перед ним стоит \. Все символы, заключенные между кавычка- ми ' и ', представляют самих себя. Между двойными кавычками (") выполняются подстановки команд (см п. 2.2) и параметров (см. п. 2.3), а символы \, `," и $ могут экранироваться предшествующим символом \. После всех подстановок в каждом слове команды ищутся сим- волы *,?, и [. Если находится хотя бы один из них, то это слово рассматривается как шаблон имен файлов и заменяется именами файлов, удовлетворяющих данному шаблону (в алфавитном порядке). Если ни одно имя файла не удовлетворяет шаблону, то он остается неизменным. Значения указанных символов: * любая строка, включая и пустую ? один любой символ [...] любой из указанных между ними символов. Пара символов, разделенных знаком -, означает любой символ, который находится между ними, включая и их самих. Если первым символом после "[" идет "!", то указанные символы не должны входить в имя файла Строки, начинающиеся с #, трактуются как комментарии. Выражения можно заключать в обратные кавычки (`). Такие выражения вычисляются в месте использования. Они могут быть, например, частью строк. Пример. Пусть параметром макрокоманды является имя файла с расширением .for. Требуется удалить однои- менный файл с расширением .err. name=`ena -n $1` rm -f ${name}.err Значение, полученное в результате выполнения команды ena -n $1 присваивается переменной name. Фигурные скобки использованы для выделения аргумента операции перехода от имени к значению. Без них .err приклеилась бы к имени. Все переменные в языке shell - текстовые. Их имена должны начинаться с буквы и состоять из латинских букв, цифр и знака подчеркивания (_). Чтобы воспользоватся значением переменной, надо перед ней поставить символ $. Использование значения пере- менной называется подстановкой. Различается два класса переменных: позиционные и с именем. Позиционные переменные - это аргументы командных файлов, их именами служат цифры: $0 - имя команды, $1 - первый аргумент и т.д. Значения позиционным переменным могут быть присвоены и ко- мандой set (см. Специальные команды). Пример. После вызова программы на shellе, хранящейся в файле ficofl: ficofl -d / \*.for значением $0 будет ficofl, $1 - -d, $2 - /, $3 - *.for, значе- ния остальных позиционных переменных будут пустыми строками. Заметим, что если бы символ * при вызове ficofl не был экрани- рован, в качестве аргументов передались бы имена всех фортран- ных файлов текущей директории. Еще две переменные хранят командную строку за исключением имени команды: $@ эквивалентно $1 $2 ..., а $* - "$1 $2 ...". Начальные значения переменным с именем могут быть установ- лены следующим образом: <имя>=<значение> [ <имя>=<значение> ] ... Не может быть одновременно функции (см. Управляющие конструк- ции) и переменной с одинаковыми именами. Для подстановки значений переменных возможны также следую- щие конструкции: ${<переменная>} если значение <переменной> определено, то оно подставляется. Скобки применяются лишь если за <переменной> следует символ, который без скобок приклеится к имени. ${<переменная>:-<слово>} если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется ее значение; иначе подставляется <слово>. ${<переменная>:=<слово>} если <переменная> не определена или является пустой строкой, ей присваивается значение <слово>; после этого подставляется ее значение. ${<переменная>:?<слово>} если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется ее значение; иначе на стандартный вывод выводится <слово> и выполнение shellа завершается. Если <слово> опущено, то выдается сообщение "parameter null or not set". ${<переменная>:+<слово>} если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется <слово>; иначе подставляется пустая строка. Пример: если переменная d не определена или является пус- той строкой, то выполняется команда pwd echo ${d:-`pwd`} Следующие переменные автоматически устанавливаются shellом: # количество позиционных параметров (десятичное) - флаги, указанные при запуске shellа или коман- дой set ? десятичное значение, возвращенное предыдущей синхронно выполненной командой $ номер текущего процесса ! номер последнего асинхронного процесса @ эквивалентно $1 $2 $3 ... * эквивалентно "$1 $2 $3 ..." Напомним: чтобы получить значения этих переменных, перед ними нужно поставить знак $. Пример: выдать номер текущего процесса: echo $$ Shellом используются следующие специальные переменные: HOME директория, в которую пользователь попадает при входе в систему или при выполнении команды cd без аргументов PATH список полных имен каталогов, в которых ищется файл при указании его неполного имени. PS1 основная строка приглашения (по умолчанию $) PS2 дополнительная строка приглашения (по умолчанию >); в интерактивном режиме перед вводом команды shellом выводится основная строка приглашения. Если нажата клавиша new_line, но для завершения команды требуется дальнейший ввод, то выводится дополнительная строка приглашения IFS последовательность символов, являющихся разде- лителями в командной строке (по умолчанию это <пробел>, <табуляция> и <возврат_каретки>) Простая команда - это последовательность слов, разделенная пробелами. Первое слово является именем команды, которая будет выполняться, а остальные будут переданы ей как аргументы. Имя команды передается ей как аргумент номер 0 (т.е. имя команды является значением $0). Значение, возвращаемое простой командой - это ее статус завершения, если она завершилась нормально, или (восьмеричное) 200+статус, если она завершилась аварийно. Список - это последовательность одного или нескольких кон- вейеров, разделенных символами ;, &, && или || и быть может за- канчивающаяся символом ; или &. Из четырех указанных операций ; и & имеют равные приоритеты, меньшие, чем у && и ||. Приоритеты последних также равны между собой. Символ ; означает, что кон- вейеры будут выполняться последовательно, а & - параллельно. Операция && (||) означает, что список, следующий за ней будет выполняться лишь в том случае, если код завершения предыдущего конвейера нулевой (ненулевой). Команда - это либо простая команда, либо одна из управляю- щих конструкций. Кодом завершения команды является код заверше- ния ее последней простой команды. for <переменная> [ in <набор> ] do <список> done Если часть in <набор> опущена, то это означает in "$@" ( то есть in $1 $2 ... $n). Пример. Вывести на экран все фортранные файлы текущей библиотеки: for f in *.for do cat $f done case $<переменная> in <шаблон> | <шаблон>... ) <список> ;; . . . esac Оператор выбора выполняет <список>, соответствующий первому <шаблону>, которому удовлетворяет <переменная>. Форма шаблона та же, что и используемая для генерации имен файлов. Часть | шаблон... может отсутствовать. Пример. Определить флаги и откомпилировать все указанные файлы. # инициализировать флаг flag= # повторять для каждого аргумента for a do case $a in # объединить флаги, разделив их пробелами -[ocSO]) flag=$flag' ' $a ;; -*) echo 'unknown flag $a' ;; # компилировать каждый исходный файл и сбросить флаги *.c) cc $flag $a; flag= ;; *.s) as $flag $a; flag= ;; *.f) f77 $flag $a; flag= ;; # неверный аргумент *) echo 'unexpected argument $a' ;; esac done if <список1> then <список2> [ elif <список3> then <список4> ] . . . [ else <список5> ] fi Выполняется <список1> и, если код его завершения 0, то выполня- ется <список2>, иначе - <список3> и, если и его код завершения 0, то выполняется <список4>. Если же это не так, то выполняется <список5>. Части elif и else могут отсутствовать. while <список1> do <список2> done До тех пор, пока код завершения последней команды <списка1> есть 0, выполняются команды <списка2>. При замене служебного слова while на until условие выхода из цикла меняется на противоположное. В качестве одной из команд <списка1> может быть команда true (false). По этой команде не выполняется никаких действий, а код завершения устанавливается 0 (-1). Эти команды применяют- ся для организации бесконечных циклов. Выход из такого цикла можно осуществить лишь по команде break (см. Специальные коман- ды). <имя> () { <список>; } Определяется функция с именем <имя>. Тело функции - <список>, заключенный между { и }. Следующие слова являются зарезервированными: if then else elif fi case in esac for while until do done { } Как правило, для выполнения каждой команды shell порождает отдельный процесс. Специальные команды отличаются тем, что они встроены в shell и выполняются в рамках текущего процесса. : Пустая команда. Возвращает нулевой код заверше- ния. . file Shell читает и выполняет команды из файла file, затем завершается; при поиске file используется список поиска $PATH. break [n] Выход из внутреннего for или while цикла; если указано n, то выход из n внутренних циклов. continue [n] Перейти к следующей итерации внутреннего for или while цикла; если указано n, то переход к следующей итерации n-ого цикла. cd [ <аргумент> ] Сменить текущую директорию на директорию <аргу- мент>. По умолчанию используется значение HOME. echo [ <арг> ... ] Выводит свои аргументы в стандартный вывод, разделяя их пробелами. eval [ <арг> ... ] Аргументы читаются, как если бы они поступали из стандартного ввода и рассматриваются как ко- манды, которые тут же и выполняются. exec [ <арг> ... ] Аргументы рассматриваются как команды shellа и тут же выполняются, но при этом не создается нового процесса. В качестве аргументов могут быть указаны направления ввода-вывода и, если нет никаких других аргументов, то будет измене- но лишь направление ввода-вывода текущей прог- раммы. exit [ n ] Завершение выполнения shellа с кодом завершения n. Если n опущено, то кодом завершения будет код завершения последней выполненной команды (конец файла также приводит к завершению выпол- нения). export [ <переменная> ... ] Данные переменные отмечаются для автоматическо- го экспорта в окружение (см. Окружение) выпол- няемых команд. Если аргументы не указаны, то выводится список всех экспортируемых перемен- ных. Имена функций не могут экспортироваться. hash [ -r ] [ <команда> ... ] Для каждой из указанных команд определяется и запоминается путь поиска. Опция -r удаляет все запомненные данные. Если не указан ни один аргумент, то выводится информация о запомненных командах: hits - количество обращений shellа к данной команде; cost - объем работы для обнару- жения команды в списке поиска; command - полное имя команды. В некоторых ситуациях происходит перевычисление запомненных данных, что отмеча- ется значком * в поле hits. pwd Выводит имя текущей директории. read [ <переменная> ... ] Читается из стандартного ввода одна строка; первое ее слово присваивается первой перемен- ной, второе - второй и т.д., причем все остав- шиеся слова присваиваются последней перемен- ной. readonly [ <переменная> ... ] Запрещается изменение значений указанных пере- менных. Если аргумент не указан , то выводится информация обо всех переменных типа readonly. return [ n ] Выход из функции с кодом завершения n. Если n опущено, то кодом завершения будет код заверше- ния последней выполненной команды. set [ --aefkntuvx [ <арг> ... ] ] Команда устанавливает следующие режимы: -a отметить переменные, которые были изменены или созданы, как переменные окружения (см. Окруже- ние) -e если код завершения команды ненулевой, то не- медленно завершить выполнение shellа -f запретить генерацию имен файлов -k все переменные с именем помещаются в окружение команды, а не только те, что предшествуют имени команды (см. Окружение) -n читать команды, но не выполнять их -t завершение shellа после ввода и выполнения од- ной команды -u при подстановке рассматривать неустановленные переменные как ошибки -v вывести вводимые строки сразу после их ввода -x вывести команды и их аргументы перед их выпол- нением -- не изменяет флаги, полезен для присваивания по- зиционным переменным новых значений. При указании + вместо - каждый из флагов уста- навливает противоположный режим. Набор текущих флагов есть значение переменной $-. <арг> - это значения, которые будут присвоены позиционным переменным $1, $2 и т.д. Если все аргументы опущены, выводятся значения всех переменных. shift [ n ] Позиционные переменные, начиная с $(n+1), пере- именовываются в $1 и т.д. По умолчанию n=1. test вычисляет условные выражения (см. Дополнитель- ные сведения. Test ) trap [ <арг> ] [ n ] ... Команда <арг> будет выполнена, когда shell по- лучит сигнал n (см. Сигналы). (Надо заметить, что <арг> проверяется при установке прерывания и при получении сигнала). Команды выполняются по порядку номеров сигналов. Любая попытка ус- тановить сигнал, игнорируемый данным процессом, не обрабатывается. Попытка прерывания по сигна- лу 11 (segmentation violation) приводит к ошиб- ке. Если <арг> опущен, то все прерывания уста- навливаются в их начальные значения. Если <арг> есть пустая строка, то этот сигнал игнорируется shellом и вызываемыми им программами. Если n=0, то <арг> выполняется при выходе из shellа. Trap без аргументов выводит список команд, связанных с каждым сигналом. type [ <имя> ... ] Для каждого имени показывает, как оно будет ин- терпретироваться при использовании в качестве имени команды: как внутренняя команда shellа, как имя файла или же такого файла нет вообще. ulimit [ -f ] [ n ] Устанавливает размер файла в n блоков; -f - ус- танавливает размер файла, который может быть записан процессом-потомком (читать можно любые файлы). Без аргументов - выводит текущий раз- мер. umask [ nnn ] Пользовательская маска создания файлов изменя- ется на nnn. Если nnn опущено, то выводится те- кущее значение маски. Пример: после команды umask 755 будут создаваться файлы, которые владелец смо- жет читать, писать и выполнять, а все остальные - только читать и выполнять. unset [ <имя> ... ] Для каждого имени удаляет соответствующую пере- менную или функцию. Переменные PATH, PS1, PS2 и IFS не могут быть удалены. wait [ n ] Ждет завершения указанного процесса и выводит код его завершения. Если n не указано, то ожи- дается завершения всех активных процессов-по- томков и возвращается код завершения 0. Программа, интерпретирующая shell-программы, находится в файле /bin/sh. При запуске ее первый аргумент является именем shell-программы, остальные передаются как позициональные пара- метры. Если файл, содержащий shell-программу, имеет право вы- полнения (x), то достаточно указания лишь его имени. Например, следующие две команды операционной системы эквивалентны (если файл ficofl обладает указанным правом и на самом деле содержит shell-программу): sh ficofl -d . g\* и ficofl -d . g\* При выполнении shell-программ выполняются все подстановки. Если имя команды совпадает с именем специальной команды, то она выполнается в рамках текущего процесса. Так же выполняются и определенные пользователем функции. Если имя команды не совпа- дает ни с именем специальной команды, ни с именем функции, то порождается новый процесс и осуществляется попытка выполнить указанную команду. Переменная PATH определяет путь поиска директории, содер- жащей данную команду. По умолчанию это ::/bin:/usr/ bin:/util:/dss/rk Директории поиска разделяются двоеточиями; :: означает текущую директорию. Если имя команды содержит символ /, значение $PATH не используется: имена, начинающиеся с / ищутся от корня, ос- тальные - от текущей директории. Положение найденной команды запоминается shellом и может быть опрошено командой hash. Окружение - это набор пар имя-значение, которые передаются выполняемой программе. Shell взаимодействует с окружением нес- колькими способами. При запуске shell создает переменную для каждой указанной пары, придавая ей соответствующее значение. Если вы измените значание какой-либо из этих переменных или создадите новую переменную, то это не окажет никакого влияния на окружение, если не будет использована команда export для связи переменной shellа с окружением (см. также set -a). Пере- менная может быть удалена из окружения командой unset (см.). Таким образом, окружение каждой из выполняемых shellом команд формируется из всех неизмененных пар имя-значение, первоначаль- но полученных shellом, минус пары, удаленные командой unset, плюс все модифицированные и измененные пары, которые для этого должны быть указаны в команде export. Окружение простых команд может быть сформировано указанием перед ней одного или нескольких присваиваний переменным. Так, TERM=d460 <команда> и (export TERM; TERM=d460; <команда>) эквивалентны. Переменные, участвующие в таких присваиваниях, назовем ключевыми параметрами. Если установлен флаг -k (см. set), то все ключевые пара- метры помещаются в окружение команды, даже если они записаны после команды. UNIXом поддерживаются следующие сигналы: SIGHUP - 1 - отменить (hangup) SIGINT - 2 - прерывание (interrupt) SIGQUIT - 3 - нестандартный выход (quit) SIGILL - 4 - неверная команда (illegal instruction) SIGTRAP - 5 - ловушка (trace trap) SIGFPE - 8 - исключительная ситуация при выполнении операций с плавающей запятой (floating-point exception) SIGKILL - 9 - уничтожение процесса (kill) SIGBUS - 10 - ошибка шины (bus error) SIGSEGV - 11 - нарушение сегментации (segmentation violation) SIGSYS - 12 - неверный системный вызов (bad argument to sys- tem call) SIGPIPE - 13 - запись в канал без чтения из него (write on a pipe with no one to read it) SIGALRM - 14 - будильник (alarm clock) SIGTERM - 15 - программное завершение процесса (software ter- mination signal) Сигналы SIGINT и SIGQUIT игнорируются, если команда была запущена асинхронно. Иначе сигналы обрабатываются так же, как в процессе-предке, за исключением сигнала SIGSEGV (см. также Спе- циальные команды. Trap). При выполненнии команд запоминается их местонахождение. Поэтому при создании команды с тем же именем, но находящейся в другой директории, все равно будет выполняться старая команда (если вызов происходит по короткому имени). Для исправления си- туации воспользуйтесь командой hash с ключом -r (см. Специаль- ные команды). Если вы переименовали текущую или вышележащую директорию, то команда pwd может давать неверную информацию. Для исправле- ния ситуации воспользуйтесь командой cd с полным именем дирек- тории. Команда test применяется для проверки условия. Формат вы- зова: test <выражение> или [ <выражение> ] Команда test вычисляет <выражение> и, если его значение - исти- на, возвращает код завершения 0 (true); иначе - ненулевое зна- чение (false). Ненулевой код завершения возвращается и если опущены аргументы. <Выражение> может состоять из следующих при- митивов: -r файл - истина, если файл существует и доступен для чтения -w файл - истина, если файл существует и доступен для записи -x файл - истина, если файл существует и является вы- полняемым -f файл - истина, если файл существует и является обыч- ным файлом -d файл - истина, если файл существует и является ди- ректорией -c файл - истина, если файл существует и является спе- циальным символьно-ориентированным файлом -b файл - истина, если файл существует и является спе- циальным блок-ориентированным файлом -p файл - истина, если файл существует и является име- нованным каналом (pipe) -s файл - истина, если файл существует и имеет ненуле- вую длину -t [ дескриптор файла ] - истина, если открытый файл с указанным деск- риптором (по умолчанию 1) существует и ассоции- рован с терминалом -z s1 - истина, если длина строки s1 нулевая -n s1 - истина, если длина строки s1 ненулевая s1 = s2 - истина, если строки s1 и s2 совпадают s1 != s2 - истина, если строки s1 и s2 не совпадают s1 - истина, если s1 непустая строка n1 -eq n2 - истина, если целые n1 и n2 алгебраически сов- падают . На месте -eq могут быть также -ne, -gt, -ge, -lt, -le Команда expr применяется для вычисления выражений. Резуль- тат выводится на стандартный вывод. Операнды выражения должны быть разделены пробелами. Метасимволы должны быть экранированы. Надо заметить, что 0 возвращается в качестве числа, а не для индикации пустой строки. Строки, содержащие пробелы или другие специальные символы, должны быть заключены в кавычки. Целые рассматриваются как 32-битные числа. Ниже приведен список операторов в порядке возврастания приоритета, операции с равным приоритетом заключены в фигурные скобки. Перед символами, которые должны быть экранированы, сто- ит \. <выр> \| <выр> если первое <выр> не пустое и не нулевое, то возвращает его, иначе возвращает второе <выр> <выр> \& <выр> если оба <выр> не пустые и не нулевые, то возвращает первое <выр>, иначе возвращает 0 <выр> { =, \>, \>=, \<, \<=, != } <выр> возвращает результат целочисленного сравнения если оба <выр> - целые; иначе возвращает ре- зультат лексического сравнения <выр> { +, - } <выр> сложение и вычитание целочисленных аргументов <выр> { \*, /, % } <выр> умножение, деление и получение остатка от деле- ния целочисленных аргументов <выр> : <выр> оператор сопоставления : сопоставляет первый аргумент со вторым, который должен быть регу- лярным выражением. Обычно оператор сравнения возвращает число символов, удовлетворяющих об- разцу (0 при неудачном сравнении). Однако сим- волы \( и \) могут применяться для выделения части первого аргумента. Регулярное выражение строится следующим образом: . - обозначает любой символ * - обозначает предыдущий символ, повторенный несколько раз [] - обозначают любой один из указанных между ними симво- лов; группа символов может обозначаться с помощью знака "-" (т.е. [0-9] эквивалентно [0123456789]); ес- ли после [ стоит ^, то это эквивалентно любому симво- лу, кроме указанных в скобках и <возврата_каретки>; для указания ] в качестве образца, надо поставить ее сразу за [ (т.е. []...]); . и * внутри квадратных скобок обозначают самих себя Все остальные символы (и ^, если стоит не в квадратных скобках) обозначают самих себя. Для указания символов ., *,[ и ] надо экранировать их (т.е. писать \., \*, \[, \]). Примеры. 1. a=`expr $a + 1` - увеличение на 1 переменной a 2. expr $a : '.*/\(.*\)' \| $a - выделяет из имени файла короткое имя (т.е. из /usr/util/ena выделяется ena). Внимание, одиночный символ / будет воспринят как знак операции деления. 3. expr $VAR : '.*' - получение количества символов переменной VAR. В качестве побочного эффекта expr возвращает следующие коды за- вершения: 0 - если выражение не нуль и не пустая строка 1 - если выражение нуль или пустая строка 2 - для некорректных выражений Команда expr также выдает следующие сообщения об ошибках: syntax error - для ошибок в операторах или операндах non-numeric argument - для попыток применения арифметических операций к нечисловым строкам Замечание. Допустим, что мы хотим сравнить значение переменной a с каким-либо символом, имеющим для expr особый смысл, например, со знаком равенства. Пусть $a на самом деле является знаком ра- венства. Так как аргументы предварительно обрабатываются shel- lом, то команда expr $a = '=' будет воспринята как expr = = = что синтаксически некорректно. В подобных случаях надо пользо- ваться таким приемом: expr X$a = X= т.е. добавлением некоторого символа к обеим строкам, что никак не влияет на результат сравнения, однако позволяет избежать синтаксической ошибки.

Популярность: 30, Last-modified: Fri, 30 Jun 2023 09:18:58 GMT